Публицист Анатолий Несмиян пишет о грядущем кризисе в нефтяной отрасли России:
«До военного кризиса между экспортерами нефти и правительством был найден относительно работающий механизм согласования интересов. Поставки на внутренний рынок сопровождались так называемым демпфером - то есть, бюджет доплачивал разницу между экспортной ценой и ценой внутреннего рынка, что позволяло нефтяным компаниям вполне адекватно насыщать внутренний рынок.
Сегодня в бюджете нет денег, демпфер перестал работать, соответственно, нефтяные компании начали экспортировать в ущерб внутреннему рынку. При этом и сами добывающие компании, и переработчики попали в крайне сложное положение в связи с «поворотом на Восток», так как все прежние маршруты поставок оказались закрыты, а сложности с расчетами привели к фатальному падению маржи. Для переработчиков возникла дополнительная сложность - стало некуда девать мазут, который является существенной частью переработки, хранилища буквально переполнены. <…> Мазут буквально «сбрасывают» на внешний рынок за любую цену с любыми скидками, если получается - то и ниже себестоимости.
Итог всего этого бедлама у всех перед глазами - начались серьезные дисбалансы на топливном рынке. В той же Самарской области, где находится три нефтеперерабатывающих завода, на заправках дефицит топлива. Нефтяной Татарстан вводит ограничения.
<…> В этих условиях правительство пытается ввести «заградительные пошлины» для «недобросовестных» экспортеров - то есть, тех, которые не выполняют план по поставкам на внутренний рынок. Только критерии «недобросовестности» весьма размыты, а потому нефтяники и переработчики вполне справедливо полагают, что власть хочет смошенничать, вынудив поставить нефть внутрь страны, чтобы как-то «перебиться», а там - просто не заплатить.
<…> В итоге внутренний рынок что с пошлиной, что без не факт, что придет в норму. А нефтяные компании и переработка потеряют дополнительно к тому, что теряют сегодня. И отрасль войдет в полномасштабный кризис. А это - одна из немногих еще как-то работающих отраслей экономики».
|