Правила пользования
Курс ЦБ на 28.03 USD 449.58 up -0.49
EUR 486.94 up -1.57
RUB 4.86 up 0
28 марта Четверг, 15:12
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Человек дня: Николай Полевой»

Дата: 04.07.22 в 03:01
Мобильная версия Шрифт

3 июля 1796 года родился журналист, писатель и переводчик Николай Полевой.

Личное дело

Николай Алексеевич Полевой (1796 – 1846) родился в Иркутске в купеческой семье. Рано научился читать и прочел, по собственному признанию, тысячи книг. Еще в детстве стал издавать рукописный журнал, сочинять стихи и драмы. Однако систематического образования не получил, так как отец считал, что сын продолжит его торговое дело. В 1811 году семья переехала в Курск, а Николай Полевой по поручению отца отправился в Москву, где почти год прожил один. В Москве он часто посещал театры, купил и прочел много книг, порой «пробирался» на лекции в университете, сочинил несколько литературных произведений, которые были сожжены разгневанным отцом. В течение следующих десяти лет Полевой жил в разных городах, где его отец пытался начать коммерческие предприятия. Тем не менее, именно в это время он решает заняться систематическим самообразованием и, простояв весь день за прилавком, ночью изучает русскую грамматику и иностранные языки.

С 1820 года Николай Полевой поселяется в Москве, оставляет торговлю и становится журналистом и литератором. Уже в 1822 году получает серебряную медаль Академии наук за исследование о спряжении русских глаголов. В 1825 году начал издавать литературный и научный журнал «Московский Телеграф», который выходил десять лет и получил большую известность. Журнал был закрыт по личному распоряжению Николая I за неодобрительный отзыв Полевого о пьесе Нестора Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла».

После запрещения «Московского Телеграфа» Полевой некоторое время был постоянным сотрудником «Библиотеки для Чтения», потом редактировал «Живописное Обозрение», «Сын Отечества», «Русский Вестник», «Литературную Газету». Во всех этих изданиях вышло много написанных им статей по самым разнообразным вопросам. Также Полевой писал романы ("Абадонна", "Клятва при гробе Господнем", "Мечты и действительность" и др.), драмы, труды по литературе ("Очерки русской литературы"), истории ("История народа русского", "История Петра Великого", "История Суворова", "История Наполеона") и другие. В 1836 году переехал в Петербург.

Но достичь благополучия так и не смог, хотя неустанно трудился до конца своих дней. Разорение основанного им журнала «Русский Вестник», смерть сына и сестры, долгая хроническая болезнь подорвали силы Николая Полевого. «Замолчать вовремя – дело великое; мне надлежало замолчать в 1834 году», – писал он в 1844 году.

Умер Николай Полевой в Петербурге 6 марта 1846 года.

 

Чем знаменит

«Московский телеграф» Николая Полевого стал  этапом в развитии русской культуры, первым энциклопедическим журналом, по образцу которого позднее создавались «Библиотека для чтения», «Отечественные записки», «Современник». Стремясь «знакомить со всем интересным» в России и на Западе, Полевой распределил материалы журнала по разделам: наука и искусство, словесность, библиография и критика, известия и смесь. Особое значение Николай Полевой придавал отделу критики, заметив впоследствии: «Никто не оспорит у меня чести, что первый я сделал из критики постоянную часть журнала русского, первый собрал критику на все важнейшие современные предметы». В каждом номере помещались обзоры новинок иностранной литературы, включая китайскую и арабскую, а также статьи о творчестве отдельных писателей и разборы наиболее примечательных произведений. При «Московском телеграфе» выходили сатирические приложения «Новый живописец общества и литературы» (1830–1831), «Камер-обскура книг и людей» (1832). Журнал печатал произведения И. И. Лажечникова, В. И. Даля, А. А. Бестужева-Марлинского, А. Ф. Вельтмана, В. А. Ушакова, Д. Н. Бегичева; из иностранных авторов – В. Скотта, В. Ирвинга, Э. Т. А. Гофмана, П. Мериме, Б. Констана, В. Гюго, О. Бальзака и других. В 1825–1828 в журнале выступали литераторы из кружка А. С. Пушкина и П. А. Вяземского (В.Ф.Одоевский, Е.А.Баратынский, А.И.Тургенев, С.А.Соболевский и др.). Вяземский был ведущим критиком журнала, но прекратил сотрудничество с Полевым в 1829 году из-за резкой критики последним «Истории государства Российского» Карамзина.

 

О чем надо знать

«История русского народа» Николая Полевого стала во многом ответом на «Историю государства российского» Карамзина. Считая, что Карамзин уделяет излишнее вниманию описанию личностей российских правителей, Полевой решил создать труд, основанный на анализе исторического развития. Источниками его подхода были работы французских историков Тьерри, Гизо и Нибура, «выдвигавшие на первый план историю учреждений и на второй план отодвигавшие военную, придворную и дипломатическую историю». Полевой считал своими задачами «введение национальной истории в ряд других национальных историй» и «представление моментов отдельной национальной истории во взаимной связи». Согласно концепции Полевого, русская государственность зародилась лишь при правлении Ивана III, а до этого на территории Руси находилось несколько разных государств. Поэтому автор считал оправданной антибоярскую политику Ивана Грозного и Бориса Годунова. Полевой планировал выпустить двенадцать томов своего труда, но сумел написать только половину, доведя повествование до взятия Казани.

 

Прямая речь

«Только отсутствие денежных средств, опальное положение и большая семья заставляли бывшего непреклонного критика смиряться и протягивать руку людям, с которыми у него не было ничего общего. Хотя обстоятельства и были неблагоприятны, энергия не покидала Полевого: он хотел улучшить содержание «Пчелы», выпускать ее по образцу «Journal des Débats» и прилагал «особенные заботы к тому, чтобы поднять «Сын Отечества». Но все было напрасно… Уже в 1838 г. он отказывается от «Пчелы», не сходясь с Булгариным, а в 1840 г. слагает с себя обязанности редактора «Сына Отечества», который весь лежал на нем и из-за которого у него были неприятности с Гречем и Смирдиным, а позднее с А. В. Никитенком. Дела Смирдина, между тем, пошатнулись, и он не мог выплачивать Полевому нужные суммы в определенные сроки; в силу этого, последнему приходилось, кроме громадных журнальных занятий, брать работу со стороны; составлять по заказу компиляции, редактировать чужие сочинения. Чувствуя, что он разменивается на мелкую монету и что материальное положение его становится все хуже и хуже, Полевой сильно страдал, тем более, что многие из его старых знакомых, видя вынужденное общение его с бывшими литературными врагами и не зная закулисной стороны дела, стали пренебрежительно относиться к нему».

Н. К. Козмин

«Едва ли справедливо и законно произносить суд над Полевым по сочинениям, писанным в то время, когда он, теснимый обстоятельствами, угнетаемый нуждой и раздражаемый молодым, далеко опередившим его поколением, погибал в медленной агонии».

К. Н. Бестужев-Рюмин

«Три человека, нисколько не бывшие поэтами, имели сильное влияние на русскую поэзию и вообще русскую изящную литературу в три различные эпохи ее исторического существования. Эти люди были – Ломоносов, Карамзин и Полевой... Каждый из них оказал свое влияние на литературу своим особенным образом, сообразно с обстоятельствами и требованиями своего времени. <…> Московский телеграф" был явлением необыкновенным во всех отношениях. Человек, почти вовсе неизвестный в литературе, нигде не учившийся, купец званием, берется за издание журнала, -- и его журнал с первой же книжки изумляет всех живостию, свежестию, новостию, разнообразием, вкусом, хорошим языком, наконец, верностию в каждой строке однажды принятому и резко выразившемуся направлению. Такой журнал не мог бы не быть замеченным и в толпе хороших журналов, но среди мертвой, вялой, бесцветной, жалкой журналистики того времени он был изумительным явлением. И с первой до последней книжки своей издавался он в течение почти десяти лет с тою постоянною заботливостию, с тем вниманием, с тем неослабеваемым стремлением к улучшению, которых источником может быть только призвание и страсть. Первая мысль, которую тотчас же начал он развивать с энергиею и талантом, которая постоянно одушевляла его, была мысль о необходимости умственного движения, о необходимости следовать за успехами времени, улучшаться, итти вперед, избегать неподвижности и застоя, как главной причины гибели просвещения, образования, литературы. Эта мысль, теперь общее место даже для всякого невежды и глупца, тогда была новостью, которую почти все приняли за опасную ересь. Надо было развивать ее, повторять, твердить о ней, чтобы провести ее в общество, сделать ходячею истиною. И эго совершил Полевой! Боже мой! как взъелись на него за эту мысль ученые невежды, бесталанные литераторы, плохие журналисты, закосневшие в предрассудках старики! И как усилилась эта буря негодования и злобы умною, оригинальною, чуждою предрассудков критикою "Московского телеграфа", высказывавшего свои мнения прямо, не смотревшего ни на какие авторитеты!»

В. Г. Белинский

7 фактов о Николае Полевом

Сестра Николая Полевого Екатерина Авдеева стала детской писательницей и издателем народных сказок, брат Ксенофонт был журналистом и редактором, сын Петр – литературоведом, писателем и переводчиком. В 1831 году Николай Полевой стал членом-корреспондентом Императорской академии наук. Полевой подготовил обширное справочно-библиографическое издание «Русская Вивлиофика, или Собрание материалов для отечественной истории, географии, статистики и древней русской литературы» (1833). Среди выполненных Николаем Полевым переводов есть и трагедия Шекспира «Гамлет». Полевой ввел в русский язык слово журналистика, озаглавив так рубрику о журналах в «Московском телеграфе». В статье «Малороссия; ее обитатели и история» (1830) Полевой отрицал этническую и историческую родственность великороссов и малоросов, предлагая признать, что Малороссия никогда не была «древним достоянием» России: «Мы обрусили их аристократов, помаленьку устранили местные права, ввели свои законы, поверья … но за всем тем обрусить туземцев не успели, так же как Татар, Бурятов и Самоедов». «В сей народности [мы] видим только два основных элемента древней Руси: веру и язык, но и те были изменены временем. Все остальное не наше: физиогномия, нравы, жилища, быт, поэзия, одежда» Суровость Полевого-критика вызвала появление множества эпиграмм от задетых им литераторов.

Материалы о Николае Полевом

Статья о Николае Полевом в русской Википедии

Произведения в библиотеке Максима Мошкова

Николай Полевой в «Русском биографическом словаре»

Николай Полевой в энциклопедии «Кругосвет»

Просмотров: 123


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×