Правила пользования
Курс ЦБ на 15.10 USD 484.11 up -3.26
EUR 528.79 up -4.15
RUB 5.03 up -0.06
15 октября Вторник, 09:29
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Человек дня: Леонид Андреев»

Дата: 21.08.21 в 03:01
Мобильная версия Шрифт

21 августа 1871 года родился писатель Леонид Андреев.

Личное дело

Леонид Николаевич Андреев (1871 – 1919) родился в Орле, в семье землемера. Учился в городской гимназии. Хотя особым прилежанием в учебе не отличался, много читал самостоятельно и в юности уже «был хорошо знаком со всею русскою и иностранною (переводною) литературою». Увлекался идеями философов Артура Шопенгауэра и Эдуарда фон Гартмана. Близкие считали, что Леонид станет не писателем, а художником. Рисовал он с детства, а позже, когда жил в Петербурге, участвовал в художественных выставках. Но главным дело его жизни все-таки стала литература.

В 1889 году умер отец Леонида Андреева, и ему пришлось содержать семью, зарабатывая уроками и написанием портретов. В 1891 году он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Стал «вечным студентом», хотя учился успешно, много пил (среди его друзей возникла поговорка «пить по-андреевски»). Несколько раз пытался совершить самоубийство. Из Петербургского университета перевелся в Московский, который окончил в 1897 году.

Получил место помощника присяжного поверенного, но очень быстро предпочел юридической карьере журналистику, став судебным репортером в «Московском вестнике», а затем в газете «Курьер», где с 1900 года вел два постоянных цикла фельетонов: «Впечатления» и «Москва. Мелочи жизни». С 1901 года возглавил беллетристический отдел газеты.

Первым опубликованным художественным произведением Леонида Андреева стал в 1892 году рассказ «В холоде и золоте». Но своим подлинным литературным дебютом он считал пасхальный рассказ «Баргамот и Гараська», напечатанный в «Курьере» 5 апреля 1898 года. Написанный под влиянием Диккенса и Чехова рассказ повествует о жандарме по прозвищу Баргамот, пригласившем к себе домой на Пасху самого жалкого местного пьянчужку. Рассказ привлек внимание Горького, и Леонид Андреев вошел в число молодых писателей-реалистов, собравшихся в горьковском издательстве «Знание». Также он стал постоянным участником телешовских Сред. В 1901 году «Знание» выпустило первый сборник рассказов Андреева, имевший огромный успех.

В 1900-х годах Леонид Андреев был одним из самых известных русских писателей. Появление новых его рассказов каждый раз встречалось бурными обсуждениями, восторгами одних читателей и резкой критикой со стороны других. С 1905 года он выступал также и как драматург. Поддерживал революционное движение, укрывал у себя дома членов РСДРП, в феврале 1905 года был арестован, а затем вынужден уехать за границу. Жил в Германии, затем у Горького на Капри. Революционным событиям начала XX века посвящен его роман «Сашка Жегулев», повесть «Губернатор», несколько пьес и рассказов.

Вернулся в Россию Андреев в 1908 году. Последние годы жизни провел в дачном доме своего друга Федора Фальковского в финской деревне Нейвала близ Мустамяки. Приветствовал Февральскую революцию, но власть большевиков считал «торжеством Хаоса и Тьмы», а Ленина – «злодеем, возомнимшим себя богом».Когда в декабре 1917 года Финляндия провозгласила независимость, деревня оказалась за границей Советской России. Последним произведением писателя стал роман «Дневник Сатаны», оставшийся незавершенным.

Умер Леонид Андреев от порока сердца 12 сентября 1919 года. Был похоронен в Мариоках. В 1956 году перезахоронен в Ленинграде на Литераторских мостках на Волковом кладбище.

 

  Карл Булла. Леонид Андреев. 1912 г. Wikimedia Commons

Чем знаменит

Леонид Андреев - один из самых известных российских писателей начала ХХ века, автор романов и повестей «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского», «Красный смех», «Дневник Сатаны».
Про Андреева часто пишут, что он находился как будто в промежутке между реализмом и модернизмом. В его произведениях важное место занимает тема безумия, крайних по напряжению состояний души человека, отношений человека с Богом.

В драматургии Леонид Андреев сформулировал концепцию «театра панпсихизма», интеллектуально-философского театра, который должен был прийти на смену устаревшей бытовой драме. Например, в его пьесе «Жизнь человека» у персонажей нет имен, их зовут просто Человек, его Жена, Друзья, Враги, Родственники, Соседи и Некто в сером – загадочный герой, читающий Книгу Судеб.

 

О чем надо знать

«Рассказ о семи повешенных», описывающий осужденных революционеров-террористов в ожидании казни, был создан Леонидом Андреевым на основе истории боевого отряда эсеров под руководством Всеволода Лебединцева, готовивших покушение на министра юстиции Ивана Щегловитова, выданных Азефом охранному отделению и казненных 16 февраля 1908 года. Лебединцев показан в рассказе под фамилией Вернер. Хотя осужденных террористов действительно было семеро, в рассказе их всего пять, вместе с ними описывается судьба двух приговоренных к смертной казни за уголовные преступления: эстонца и русского.

 

Прямая речь

– Кушайте, кушайте, – потчует Марья. – Герасим... как звать вас по батюшке?
– Андреич.
– Кушайте, Герасим Андреич.
Гараська старается проглотить, давится и, бросив ложку, падает головой  на стол прямо на сальное пятно, только что им произведенное. Из груди его  вырывается снова тот жалобный и грубый вой, который так смутил Баргамота.
Детишки, уже переставшие было обращать внимание на гостя, бросают свои ложки и дискантом присоединяются к его тенору. Баргамот с растерянною и жалкою миной смотрит на жену.
– Ну, чего вы, Герасим Андреич! Перестаньте, - успокаивает та беспокойного гостя.
– По отчеству... Как родился, никто по отчеству... не называл...
Финал рассказа «Баргамот и Гараська»

И  вот  с  этого  мгновения  для  него  как  будто остановилось время и наступило  то,  чему  он  не  мог  прибрать  имени и объяснения. Это не было раскаяние,  -  он сознавал себя правым; это не было и жалостью, тем мягким и нежным  чувством,  которое  исторгает слезы и одевает сердце мягким и теплым покровом.  Он спокойно, как о фигурах из папье-маше, думал об убитых, даже о детях;  сломанными куклами казались они, и не мог он почувствовать их боли и страданий.  Но  он не мог не думать о них, он продолжал видеть их ясно – эти фигурки  из папье-маше, эти сломанные куклы – и в этом была страшная загадка, что-то  похожее  на  чародейство,  о котором рассказывают няньки. И для всех людей  со  времени  события прошло четыре – пять – семь дней, а для него как будто  и  часа  одного  не  прошло,  и  он все там, в этих выстрелах, в этом взмахе белого платка, в этом ощущении чего-то бесповоротно совершающегося – бесповоротно совершившегося.

Из повести «Губернатор»

И тут совершилось то мятежное и великое, чего с таким ужасом, так загадочно ожидали все. О. Василий отбросил звякнувшую дверцу и через толпу, разрезая пестроту ее одежд своим черным торжественным одеянием, направился к черному, молчаливо ждущему гробу. Остановился, поднял повелительно правую руку и торопливо сказал разлагающемуся телу:
– Тебе говорю, встань!
Было смятение, и шум, и вопли, и крики смертельного испуга. В паническом страхе люди бросились к дверям и превратились в стадо: они цеплялись друг за друга, угрожали оскаленными зубами, душили и рычали. И выливались в дверь так медленно, как вода из опрокинутой бутылки. Остались только псаломщик, уронивший книгу, вдова с детьми и Иван Порфирыч. Последний минуту смотрел на попа – и сорвался с места, и врезался в хвост толпы, исторгнув новые крики ужаса и гнева.
Со светлой и благостной улыбкой сожаления к их неверию и страху, весь блистая мощью безграничной веры, о. Василий возгласил вторично, с торжественной и царственной простотою:
– Тебе говорю, встань!
Но неподвижен был мертвец, и вечную тайну бесстрастно хранили его сомкнутые уста. И тишина. Ни звука в опустевшей церкви. Но вот звонко стучат по камню разбросанные, испуганные шаги: то уходит вдова и ее дети. За ними рысцой бежит старый псаломщик, на миг оборачивается у дверей, всплескивает руками – и снова тишина.
«Так лучше будет: нехорошо ему, такому, вставать при жене и детях», – быстро, вскользь думает о. Василий и говорит в третий раз, тихо и строго:
– Семен! Тебе говорю, встань!
Он медленно опускает руку в ждет. За окном хрустнул кто-то песком, и звук был так близок, точно в гробу раздался он. Он ждет. Шаги прозвучали ближе, миновали окно и смолкли. И тишина, и долгий, мучительный вздох. Кто вздохнул? Он наклоняется к гробу, в опухшем яйце он ищет движения жизни; приказывает глазами: «Да откройтесь же!» – наклоняется ближе, ближе, хватается руками за острые края гроба, почти прикасается и посинелым устам и дышит в них дыханием жизни – и смрадным, холодно-свирепым дыханием смерти отвечает ему потревоженный труп.
Он молча отшатывается – и на мгновение видит и понимает все. Слышит трупный запах; понимает, что народ бежал в страхе, и в церкви только он да мертвец; видит, что за окнами темно, но не догадывается – почему, и отворачивается. Мелькает воспоминание о чем-то ужасно далеком, о каком-то весеннем смехе, прозвучавшем когда-то и смолкшим. Вспоминается вьюга. Колокол и вьюга. И неподвижная маска идиота. Их двое, их двое, их двое...
И снова исчезает все. Потухшие глаза разгораются холодным, прыгающим огнем, жилистое тело наполняется ощущением силы и железной крепости. И, спрятав глаза под каменною аркой бровей, он говорит спокойно-спокойно, тихо-тихо, как будто разбудить кого-то боится:
– Ты обмануть меня хочешь?
И молчит, потупив глаза, точно ответа ждет. И снова говорит тихо-тихо, с той зловещей выразительностью бури, когда уже вся природа в ее власти, а она медлит и царственно нежно покачивает в воздухе пушинку:
– Так зачем же я верил? Так зачем же ты дал мне любовь к людям и жалость – чтобы посмеяться надо мною? Так зачем же всю жизнь мою ты держал меня в плену в рабстве, в оковах? Ни мысли свободной! Ни чувства! Ни вздоха! Все одним тобою, все для тебя. Один ты! Ну, явись же – я жду!
Из повести «Жизнь Василия Фивейского»

Мне не важно, кто „он“ — герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно — что он человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни. Более того: в рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни.

Из письма Леонида Андреева Корнею Чуковскому

 

Десять фактов о Леониде Андрееве

У Леонида Андреева было четверо сыновей и дочь. Один из сыновей, Даниил, стал поэтом и мистиком, автором знаменитой книги «Роза Мира». Во время своих студенческих загулов Леонид Андреев иногда совершал «кругосветные плавания»: прогулки по переулкам Москвы, во время которых надо было заходить в каждый кабак и выпивать там рюмку водки, а потом благополучно добраться до дома. Самым «опасным» местом была улица, где два кабака располагались напротив друг друга. «Всякий раз, когда я выходил из второй двери, меня брало сомнение, был ли я в первой», – вспоминал Андреев. В газете «Курьер» молодой Леонид Андреев использовал псевдоним «Джемс Линч». Полное собрание сочинений и писем Леонида Андреева занимает 23 тома. Свой дом в городе Ваммелсуу (ныне Серово Ленинградской области) Андреев называл виллой «Аванс», так как построен дом был на аванс, полученный от издателя. Толчком к созданию повести «Жизнь Василия Фивейского» стала рукописная исповедь священника А. И. Апполова, который под влиянием учения Льва Толстого отказался от сана. Многие самоубийцы в конце 1900-х годов посылали свои предсмертные письма Леониду Андрееву. В итоге у писателя собралась целая коллекция таких посланий. По воспоминаниям Бунина, именно Леонид Андреев посоветовал Горькому сократить название пьесы «На дне жизни» и назвать ее просто «На дне». В 1990 году по повести «Жизнь Василия Фивейского» был снят художественный фильм «Очищение». По мотивам повести «Иуда Искариот» и рассказа «Елеазар» – фильм «Пустыня» (1991). В 2013 году повесть «Иуда Искариот» была экранизирована еще раз («Иуда», режиссер Андрей Богатырев). В Орле есть музей Леонида Андреева.

Материалы о Леониде Андрееве

Статья о Леониде Андрееве в русской Википедии

Статья о Леониде Андрееве в энциклопедии «Кругосвет»

Произведения Леонида Андреева в электронной библиотеке Максима Мошкова

Леонид Андреев в проекте «Хронос»

Леонид Андреев в электронной библиотеке ImWerden

Просмотров: 236


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×