Из-за растущего числа заражений власти усиливают ограничительные меры. После первого карантина треть фитнес-клубов в стране не смогла открыться. Посещаемость тех фитнес-центров, которым удалось остаться на плаву, в октябре упала в два раза. Что ждет фитнес-индустрию?
Исчерпали резерв
Российская фитнес-индустрия оказалась в тяжелейшей экономической ситуации – впервые за 30 лет своего существования, сообщается в обращении «Национального фитнес-сообщества» к президенту России Владимиру Путину и премьеру Михаилу Мишустину.
21 марта 2020 года российским фитнес-центрам предписали закрыться на время самоизоляции. Фитнес-индустрия понесла колоссальные убытки – продажи клубных карт, персональных тренировок и сопутствующих услуг были остановлены, а расходы на аренду помещений, коммунальные платежи и зарплаты сотрудникам никто не отменял. Фитнес-отрасль за четыре месяца простоя полностью исчерпала свой личный финансовый резерв и накопила задолженности по кредитам, аренде, ЖКХ, зарплатам сотрудникам, говорит Елена Силина, президент Национального фитнес-сообщества. В конце июня, когда ограничения были сняты, к работе вернулись не все клубы.
«За время карантина и летние месяцы мы потеряли около 30% отрасли. За три квартала 2020 года фитнес-индустрия потеряла 51,38 млрд рублей: падение выручки во втором квартале составило 41,75 млрд рублей, в третьем – 9,63 млрд рублей. Общие потери отрасли за 2020 год – более 65 млрд рублей, это почти половина годовой выручки всей отрасли за 2019 год», – отметила в комментарии Полит.ру Елена Силина.
В июне президент сети фитнес-клубов World Class Ольга Слуцкер написала письмо на имя первого вице-премьера Андрея Белоусова, в котором отмечала, что без помощи компания «не сможет преодолеть последствия пандемии… и вынуждена будет инициировать процедуру банкротства, оставив без работы и средств к существованию несколько тысяч людей».
По оценкам Национального фитнес-сообщества, за период простоя 140 тысяч специалистов лишились работы. До февраля 2021 года безработными в общей сложности окажутся 500 тысяч человек, занятых в фитнес-индустрии. По данным НФС, всего в отрасли трудятся 768 тысяч человек.
Несмотря на возобновление работы, фитнес-клубы терпят убытки. 65% участников рынка работают в минус, а остальные – в ноль. На фоне роста числа заражений и распространении слухов о повторном локдауне россияне стали отказываться от услуг фитнес-клубов. Дело не только в страхе заразиться, но и в снижении доходов россиян, их в желании сэкономить в преддверии второй волны пандемии, говориться в письме правительству от фитнес-индустрии.
«Сейчас уровень посещаемости составляет от 50 до 60% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года», – отметила президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии России (АОФИ) Ольга Киселева в комментарии Полит.ру.
По словам президента Национального фитнес-сообщества Елены Силиной, за прошедшие месяцы фитнес-индустрию удалось включить в список наиболее пострадавших отраслей.
«Впервые в истории отрасли игроки рынка попали в список системообразующих предприятий страны. Удалось получить ряд государственной помощи – в том числе беспроцентные кредиты или кредиты под 2% на заработную плату сотрудникам с невозвратным телом кредита при условии сохранения 90% штата, удалось получить субсидии на дезинфекцию и профилактику», – рассказала эксперт.
Все эти меры позволили отрасли продержаться в период локдауна, но теперь ей необходима поддержка государства, иначе, по оценкам Национального фитнес-сообщества, к февралю 2021 года 70% фитнес-рынка перестанет существовать.
Остаться в живых
Ассоциация операторов фитнес-индустрии России предлагает правительству ввести кэшбек для фитнес-услуг – по аналогии с туристическим, за путешествия по России. По словам президента АОФИ Ольги Киселевой, эта мера позволит простимулировать спрос граждан на фитнес-услуги.
«Мы также ожидаем, что Правительство поддержит нас в просьбе о продлении сроков погашения «зарплатных» кредитов. Это льготные кредиты, которые были введены для выплаты заработной платы сотрудникам фитнес-клубов», – добавила эксперт. 35% выручки отрасли приходится на фонд оплаты труда, поэтому это будет существенный вклад в ее спасение.
Еще одна «пандемическая» проблема, как и у любого бизнеса – аренда. Фитнес-объекты в 90% случаев расположены в коммерческой недвижимости. Высокая стоимость аренды или несговорчивые арендодатели – основная причина закрытия клубов.
«Нам необходима поддержка государства в вопросе аренды. Аренда помещения занимает от 20-30% в бюджете фитнес-клуба. Это существенная часть расходов. Мы отправляли письмо арендодателям с возможностью рассмотрения льготных условий для фитнес-клубов», – отметила Ольга Киселева.
АОФИ обратилась с открытым письмом к арендодателям в октябре, предложив начать переговоры по снижению арендной платы для их объектов на 50% до конца 2020 года.
«Со своей стороны, мы обратимся ко всем главам регионов, а также к правительству Российской Федерации с просьбой освобождения от налога на имущество и земельного налога для тех арендодателей, кто пошел на снижение аренды фитнес-операторам», – говорится в письме, с которым ознакомился РБК.
Президент Национального фитнес-сообщества Елена Силина также предлагает ввести мораторий на немедленные возвраты денег клиентам.
«По закону мы должны вернуть эти деньги в течение 10 дней, но сейчас это станет решающим фактором, который повлияет на стабильность работы фитнес-отрасли. Мы просим ввести мораторий на год – до октября 2021 года. А затем разрешить производить возврат равными долями в течение года», – пояснила эксперт.
Очень важна финансовая поддержка на дезинфекцию и профилактику до января 2021 года – это позволит фитнес-сообществу снизить расходную часть на период выхода из карантина. Ежемесячно расходы на эти цели могут доходить до 200-300 тысяч рублей на клуб, подчеркнула Елена Силина.
Национальное фитнес-сообщество обратилась к президенту Владимиру Путину и премьеру Михаилу Мишустину с просьбой, чтобы меры господдержки были распространены на все виды предпринимательства в фитнес-отрасли – ИП, самозанятых, организации – независимо от ОКВЭД и принадлежности к реестру малого и среднего предпринимательства.
Проблема ОКВЭДов давно и активно обсуждается в экспертном сообществе.
«Полагаться на ОКВЭД как на механизм отнесения к пострадавшей отрасли – это, конечно, профанация. Кто-то угадал ОКВЭД, кто-то – нет. Кто-то попал по первому ОКВЭДу в поддержанные отрасли притом что не занимается этой деятельностью, кто-то занимается деятельностью по ОКВЭДу, но этот ОКВЭД стоит вторым», – отметил директор Центра налоговой политики МГУ имени М.В. Ломоносова Кирилл Никитин на экспертном мероприятии Вольного экономического общества России.
В целом, выходит, что проблемы фитнес-бизнеса весьма похожи на сложности других пострадавших отраслей: та же аренда, зарплата, компенсация дезинфекции, оквэд-«лотерея». И пока не очевидно, что государство поможет бизнесу справиться – по крайней мере, со всеми проблемами.
|