Около 10 тысяч гостей окунулись в атмосферу белорусского Ренессанса на празднике «Ружанская брама»
«Как праздник? Да ничего
особенного! Фейерверк, конечно, понравился. Хорошо, что свекровь удалось
вовремя домой спровадить. Она довольна разделочной доской, купленной на
ярмарке». Этот разговор по мобильной связи невольно привлек внимание по дороге с
«Ружанской брамы». Фейерверк и лазерное шоу, действительно, стали ярким
завершением праздника. Но неужели только за этим стоило ехать 14 июня на
рандеву с одним из крупнейших памятников дворцовой архитектуры Беларуси
XVII-XVIII вв.? Ведь организаторы предусмотрели нечто несоизмеримо большее:
возможность прикоснуться к белорусской истории. Прикоснуться – и удивиться, и
заразиться желанием узнавать о ней еще и еще...
«Исторический» оптимизм
поэтому поводу вселяют цифры: в 2011 году, когда впервые проводился
ежегодный праздник, Ружанский дворцовый комплекс Сапегов посетили около 5 тыс.
человек, а в 2014-м гостями «Ружанской брамы» стали 10-10,5 тыс. человек. Хотя
визуально о такой массовости трудно было судить. Действо рассредоточилось на
трех площадках: в центре Ружан, где в 12 часов дня начался праздник поселка, на
территории самого дворцового комплекса и на поселковом стадионе. Последний
решено было выделить в отдельную «шашлычную» зону, дабы ничто не отвлекало от
основного культурно-исторического контекста.


Праздник г.п. Ружаны стал одновременно и закрытием проходившего здесь пленэра
резчиков монументальной скульптуры. Куратором пленэра выступал директор музея
«Ружанский дворцовый комплекс Сапегов» Руслан Книга. По вполне понятным
причинам: мастера резьбы по дереву работали над образами представителей рода
Сапегов, оказавшего столь заметное влияние на историю Беларуси. Образ Магдалены
Агнешки из рода Любомирских – единственной дамы в компании Сапегов – создал
Сергей Рымар из Зельвы. Авторству Владимира Чиквина из Кобрина принадлежит
изображение Семена Сапеги. Николай Скляр из Гродно взялся за самый известный
исторический персонаж – Льва Сапегу. Теперь 13 величественных скульптур
украшают центральную улицу Ружан – Советскую.
А улица Урбановича, как и
все прилегающие к дворцовому комплексу Сапегов, в это время была запружена.
Здесь были организованы согласованные с Госавтоинспекцией автостоянки.
Ехать в Ружаны
общественным транспортом, по нынешним меркам,
достаточно неудобно: из Пружан, также удаленных от железной дороги, автобусы
сюда ходят с большим интервалом. Поэтому большинство гостей добирались на
праздник на личных авто, многие – в составе организованных групп.



Выставка-продажа изделий
мастеров Брестчины и Гродненщины и выступления творческих коллективов
начинались во второй половине дня. Чтобы не терять даром время и настроиться на
волну праздника, можно было совершить экскурсию по 5 экспозиционным залам
музея. 14 июня он был открыт дольше обычного – до 21 часа. И если вход на
территорию комплекса был свободным, то за посещение музея гости платили по
обычному тарифу, впрочем, не слишком обременительному (42 тыс. руб. для
взрослой группы). В этот день музей посетили 1,5 тысячи человек, в составе 12
«забронированных» экскурсий и 26 незапланированных. Среди экскурсантов, кроме
брестчан, были замечены туристы из Минска, Могилева, Пинска.
Конечно, всем
не угодишь, особенно если всех – 10 тысяч. Кому-то показалась
недостаточно продуманной режиссура праздника, эклектичным – сочетание
шляхетской и народной культуры. Другим не хватило чая или дополнительного
автобуса из Бреста. Но не это, в конце концов, главное. Устроители праздника
учатся на собственных ошибках. Режиссура обязательно выкристаллизируется.
Подробности читайте в свежем выпуске «Вечерки» за 18 июня.

