Правила пользования
Курс ЦБ на 30.04 USD 512.32 up -1.36
EUR 582.92 up -0.11
RUB 6.29 up 0.05
30 апреля Среда, 01:31
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«"Театр - не томатный суп": о чём переживают режиссёры XXI века»

Дата: 29.04.25 в 15:24
Мобильная версия Шрифт

Режиссёрская лаборатория современной драматургии "Пятый элемент" - совместный проект "Пятого театра" и Российского государственного института сценических искусств. Студентки четвёртого курса режиссёрской мастерской Анджея Бубеня представили в Омске эскизы, построенные на пьесах "из-под пера".

Около года длилась подготовка (выбор драматического произведения, согласование использования материала с автором, разработка концепции его инсценировки, заочный кастинг артистов); всего пять дней проходили репетиции (порой в круглосуточном режиме); и вот финальные дни лаборатории - зрители "Пятого театра" знакомятся с шестью высказываниями режиссёров, которые обретают себя здесь и сейчас. Что девушки ставят? О чём они размышляют и переживают? Разбираемся, вступая в диалог с современным искусством.

Эскиз I : "Исход"
Драматург: Полина Бородина. Жанр: житие современного святого
Режиссёр эскиза: Камила Куцик

Главному герою 42 года. В его накопленном за жизнь "багаже" не то что много свободного места - там, по замечанию персонажа, пусто. Его мать недавно умерла, а дома ждут постоянные вопросы финансового характера, ребёнок с расстройством аутистического спектра и жена, которая хочет попробовать родить ещё раз, только в этот раз - здорового. С кризисом среднего возраста Андрей по-взрослому бороться не собирается: сбегает от самого себя, притворяется, что потерял память, берёт новое имя Моисей и, словно пророк, отправляется в дорогу, но не ищет путь к Земле Обетованной, а отправляется жить на вокзал. Оттуда его через 3 дня сотрудники безопасности "выселяют" в психушку. Над героем проводят опыты, которые в реальном времени транслируются публике на экране. Зритель считывает весь ужас нахождения человека под постоянным прицелом камеры, чужого (порой больного) взгляда. Фото "потеряшки" вместо звёзд футбола печатают на тетрапаках с жидкой продукцией, Андрея находит жена, но вот возвращаться к ней он совсем не спешит. Во время вечера талантов подопечных психиатрической больницы под песню группы "Челси" герой в руках с воздушным змеем сбегает на волю. Куда он мчится? Зрителю остаётся лишь догадываться - наверное, герой убеждён: "Вдаль зовёт меня судьба, ветром злым гонимая".

Как выглядит актуальный театр XXI века? Мнение режиссёра будущего:

- Театр сегодняшнего дня я вижу материализацией большой любви. Сегодня театру нужна новая искренность, в которой театральная игра превратится в нечто большее. Речь не о перформансах. Представьте, есть искусство (будем считать его прямой "а") и вот в него врезается реальная жизнь (прямая "б", что перпендикулярна прямой "а")! Зрителя это ставит в замешательство, театр становится чем-то новым - продуктом эпохи постмодерна! - считает Камила Куцик.

Эскиз II: "Точки на временной оси"
Драматург: Дмитрий Богославский. Жанр: катастрофа
Режиссёр: Евгения Горшунова

 

Двойной чизбургер, миксер, бабушкина шкатулка - в жизни каждого человека есть или были свои знаковые вещицы. На камерной сцене театра 21 коробка с уникальным содержимым. Что это: архив судеб или колумбарий - истина в глазах смотрящего. Актёры вскрывают ячейки, обнаруживают в них документальные фотографии: "Монах рядом с пожилым человеком, который внезапно умер, ожидая поезда в Шаньси Тайюань, Китай", "Священник Луис Падильо и солдат, раненный огнём снайпера во время восстания в Венесуэле", "Мать и сын в Конкорд, Алабама, около их дома, который был полностью разрушен торнадо в апреле 2011-го", "Отец погибшего сына, у мемориала 9/11 во время десятых ежегодных церемоний на территории Всемирного торгового центра". Они встречаются с последствиями глобальных катастроф и историями простых людей, на долю которых они выпали. Зритель наглядно убеждается: времена меняются, трагедии вновь и вновь случаются, а люди остаются прежними - беспомощными перед потрясениями, но любящими друг друга. 

Как выглядит актуальный театр XXI века? Мнение режиссёра будущего:

- Если театр не эмоционален - он не имеет смысла. Важно говорить про что-что, что есть сейчас, говорить об этом честно. Так, чтобы в этом не было нравоучений и морализаторства. Этого никто не любит. Перед зрителем нужно ставить вопросы самому, не давая на них ответа. Мы как режиссёры подталкиваем зрителей к размышлениям на вечные темы, о которых хотим поговорить, - рассуждает Евгения Горшунова.

Эскиз III: "Спички"
Драматург: Константин Стешик. Жанр: драма, событие, которого невозможно избежать
Режиссёр: Александра Певзнер

 

Детектор на одиночество настраивают в этом эскизе. В одной цитате сконцентрирована суть и боль постановки: "Когда ты по-настоящему одинок, хоть в самой гуще толпы падай - никто не подойдёт, будешь лежать пока "не потухнешь"; если тебе хочется одиночества… нестерпимо до боли хочется одиночества - тебе его никто не даст! Обязательно найдутся те, кто тебя из него вытащит". Существо человека режиссёр сопоставляет с пламенем спички и стремится с новой интонацией сказать укоризненную фразу "прожигать жизнь". И делает это свободно и счастливо, передавая прелесть жизни в данном моменте времени. Только вот здесь и сейчас, спасая от пустоты и одиночества жену погибшего друга, воскрешая её своей заботой, главный герой постановки Толя совсем растрачивает своё "пламя" и умирает. Шагая в "костёр" добровольно, благородно и с улыбкой, человек словно обретает силу феникса, перевоплощается в существо иной формы. 

Как выглядит актуальный театр XXI века? Мнение режиссёра будущего:

- Очень много есть интересных текстов, в которых авторы пробуют отрефлексировать современность - да, иногда читаешь и думаешь "это точно не обо мне", но среди большой волны пьес очень интересно выловить свою медузу - конкретный текст, который тебе откликнется. Конечно, стоит обращаться к современной драматургии. Если театр не про сейчас, тогда зачем он вообще нужен? Я живу здесь и сейчас, я другого времени не знаю, актёры тоже живут здесь и сейчас, - и зрители тоже, поэтому ностальгия ностальгией, а смотреть в глаза реальности - наш долг, - уверена Александра Певзнер.

Эскиз IV: "Чёрная пурга"
Драматург: Анастасия Букреева. Жанр: триллер
Режиссёр: Мария Мисник

Смыкающиеся ряды зрительного зала - замкнутые границы города N, куда попадает Свердлов - офисный сотрудник столичного филиала компании по добыче "угля - не урана", чтобы узнать подробности смерти одного из шахтёров. В надежде спрятаться от природных аномалий, приезжий герой (Алексей Горбунов) заходит в местный краеведческий музей, смотрительница которого по совместительству и актриса, и проститутка (Мария Долганёва); к врачу, который мастерски заряжает воду и дарит "свет" (Евгений Точилов); в кафе, где девушка с золотыми волосами (Александра Лавренова) заваривает чай на водке; на показ "русской классики в классическом спектакле в театре имени классика". Встречая одних и тех же обитателей, меняющих свои социальные роли, чтобы не сойти с ума в своём городке абсурда, Свердлов, словно защитный заговор-заклинание, каждый раз проговаривает свою иллюзию: сейчас он должен быть в своей постели в Москве, но интернета нет - аэропорт не работает - всё из-за того, что медведь перекусил городской кабель. Покинуть N-ск Свердлов не может, но точно больше всего на свете жаждет проститься с жутким обществом людей с прослойкой угля в глотке.

Мужчина в театре: У нас очень русский город, у нас куда ни глянь - всё русское:
русские дома, русские магазины, русский снег.
Свердлов: А вы заметили, у русских тоска внутри, такая тайна вечная - русская.
Они с этой тайной рождаются, как с родовой травмой.
Мужчина в театре: У меня не было родовых травм.  

 

  Всю постановку идёт отсчёт времени, что отведено герою на спасение. На таймере 00:00:00, а медведя, на которого по преданию нужно пойти с ружьями и кольями, Свердлову найти так и не удалось. Что это значит?   - Медведь в "Чёрной пурге" и есть Свердлов. Медведь - это тот самый человек, из-за которого продолжает работать завод по добыче "угля - не урана", где шахтёры чувствуют приближение своей смерти; из-за которого существуют города, из которых невозможно выбраться; города, в которых невозможно дышать. Я не говорю, что Медведь - это власть, я говорю, что это человек, который не замечает того, что происходит вокруг. Это безразличный человек, - замечает Мария Мисник.   Как выглядит актуальный театр XXI века? Мнение режиссёра будущего:
- Для меня театр - это живой и конкретный разговор с каждым пришедшим человеком. Мне лично сложно общаться с реальными людьми в жизни, поэтому я хочу вести диалог с миром через театральный язык, и мне кажется, режиссёр сегодня - это человек, который хочет и умеет разговаривать о важных вещах и помогает людям задавать вопросы: "кто я?", "что мне делать?".
Эскиз V: "Я убил царя"
Драматург: Олег Богаев. Жанр: трагикомедия
Режиссёр: Евгения Константинова

В адском кабаре на блюде зрителям "подают" людей: зритель на время постановки становится свидетелем допроса соучастников расстрела семьи Романовых. Монологи Дамы, которая носила вещи покойников; владельца дома, в котором после убийства остались лишь "испражнения, запах крови и Ада" (теперь Ипатьева волнует лишь, кто возместит ему 5 диванов, 3 книжных шкафа, 7 кресел, 14 стульев, буфет, письменный стол и пр.); стрелочника, которого убедили порубить тела царской семьи незатейливой фразой "Сорт таких свиней очень похожий на людей" объединены размышлениями на общий вопрос: жалко тебе царя?

"Жалко б было, наверно, если б соседями были, а так…
Цари для меня как буквы в газете"

 

     - Эта история не столько про царя, сколько про тотальную потребность в милосердии, которую мы должны как люди чувствовать по отношению к любому человеку. Эта история расстрела 11 человек, один из которых политическая фигура, а пятеро - дети. Есть заповедь: не убей. Есть что-то в нашем сердце, что не может позволить нам вроде бы переступить эту негласную черту, а между тем люди (это, к сожалению, объединяет нас) готовы в жизни идти на компромисс за компромиссом из простых желаний: получать от жизни удовольствие, кормить семью, зарабатывать деньги, выживать, не быть пойманным. Эти желания заставляют человека идти на один компромисс, на следующий - неосознанно человек становится соучастником чудовищных вещей, - уточняет постановщик эскиза.   Как выглядит актуальный театр XXI века? Мнение режиссёра будущего:
- Не всё получается сказать словами в этой жизни, театр - возможность говорить о важных вещах, театр - возможность побудить себя и зрителя думать! - считает Евгения Константинова.
Эскиз VI: "Бардо Тхёдол, или Бабушка, ты ведь умерла"
Драматург: Ника Вельт. Жанр: мистическая драма
Режиссёр: Анели Филиппова

 

Обычная семья оказывается в сюрреалистической ситуации: мама, папа, дочь и отец возвращаются домой после похорон бабушки. Парадоксально: пока они ругаются, заходя в дом (обходя зрительный зал по левой стороне), дух их родственницы мчится домой по правую сторону от зрителя, отплясывая буги-вуги. Зайдя в квартиру, герои видят покойницу. Она молча сидит за столом, устрашающе скребёт по нему ногтями и готова жадно поедать кутью, приготовленную в её честь. Дух мёртвой старушки стараются упокоить, читая "Тибетскую книгу мёртвых" на погребальные мотивы всех культур. Смерть и восстание бабушки для каждого члена семьи - шок, но в то же время и катализаторы их развития: отец (страстный фанат фильма "Приведение" с Патриком Суэйзи), женившийся на матери своих детей только лишь из идентичности её причёски укладке Деми Мур, уходит к любовнице, объясняя дочери, что любви "навсегда" не существует. Мать семейства не справляется со страшной утратой, ведь не может себя простить за то, что после инсульта пожелала родному человеку лёгкой смерти, а не долгих лет (пусть и в муках, но) жизни - она решается на самоубийство. Однако её дух остался в доме как раз за тем, чтобы уберечь её от беды, обняв и в нужный момент на прощание спев утешительную колыбельную. Детям же (мальчишке, который дружил с бабушкой и вместе с ней всегда смотрел "Иронию судьбы" и "Трансформеров"; девушке, что мечтает уехать с парнем в Нидерланды), переживающим все невзгоды, остаётся - повзрослеть. 

Как выглядит актуальный театр XXI века? Мнение режиссёра будущего:

- Театр 21 века - это человек. Когда мы работаем, мы должны понимать, историю какого человека мы рассказываем, о чем у него болит. Должны ли быть наши герои "портретом" людей, что сидят в зале? И да, и нет. Театр - не томатный суп, в нем всё не так просто, в нём должна быть загадка, его должны понять, - говорит Анели Филиппова.

В эскизах студентов-режиссёров РГИСИ была полностью задействована труппа театра-организатора, ведь ориентир "Пятого" - органичность во времени. Работа с современным слогом - возможность вести вдумчивую беседу со зрителем. Кстати, публика лаборатории на входе получала "метки любви" - специальные жетоны для голосования за один из эскизов.

"Приз зрительских симпатий" был присуждён постановке "Я убил царя". Команда "Пятого театра", куратор лаборатории Анджей Бубень и декан театроведческого факультета РГИСИ Евгения Тропп "Лучшим эскизом" признали "Точки на временной оси", а также на подведении итогов организовали незапланированную номинацию "Лучший актёрский ансамбль", оценив точность и целостность эскиза Марии Мисник по пьесе "Чёрная пурга". Возможно, однажды эти названия станут частью афиши "Пятого театра", ведь итоги предыдущей лаборатории, посвящённой классической драматургии, - спектакли "Гедда Габлер" (16+) и "Багровый остров" (16+) - закрепились в репертуаре омского театра.

Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева 1 / 62  •  Современную драматургию с омскими артистами "прочитали" практикующие студенты-режиссёры из Санкт-Петербурга. Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева

Фото: Илья Петров, Елизавета Медведева, а также предоставлены "Пятым театром"

Нравится 0 Ха-Ха 0 Удивительно 0 Грустно 0 Возмутительно 0 Не нравится 0 0
Просмотров: 31


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на [email protected].
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2025 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×