15 марта при полной темноте виолончелистка Анастасия Ушакова вместе с Омским симфоническим оркестром исполнит пьесы Шумана. Гости также услышат "Фантастическую симфонию" Берлиоза, "Послеполуденный отдых фавна" Дебюсси и смогут отправиться на свидание с Шекспиром под сочинения Мендельсона.
Что стоит за фразой "академическую музыку важно не только слушать, но и слышать"? Нужно ли пытаться найти извечное "что хотел сказать автор" или стоит ли концентрироваться на личных эмоциях? Не разучилось ли поколение Z, ориентированное на "проработку переживаний с помощью специалистов", переживать сложные, но самые важные чувства? Всё это в преддверии концерта "Сновидения" (12+) обсудили с солисткой "Москонцерта", студенткой Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и основательницей Всероссийской виолончельной академии в Москве Анастасией Ушаковой.
- Анастасия, расскажите о программе, с которой едете в Омск. С каким произведением у вас случилось самое важное душевное взаимодействие, что переполняет и о чём хочется рассказать?
- Ответ довольно предсказуем: это фантастические пьесы Шумана, которые я собираюсь исполнить на концерте. Правильнее будет назвать их пьесами-фантазиями, чтобы не спутать их с фортепианным циклом, который на немецком языке назывался именно "Фантастические пьесы" - Fantasiestücke. Композитор работал над ними в один из самых спокойных периодов своей жизни и написал их для домашних салонных вечеров. Первое название цикла - "Вечерние пьесы" - подразумевает его исполнение в уютной, камерной, даже томной атмосфере. Это произведение как нельзя кстати вписывается в программу "Сновидения", потому что обстановка вечера обещает быть довольно интимной. Концерт будет проходить в темноте, и каждый из слушателей Омской филармонии в этот вечер сможет погрузиться в свои мысли, сможет почувствовать и открыть в себе что-то новое. Мне кажется, что это будет очень интересный опыт, в том числе и для нас, музыкантов.
- Да, программа "Сновидения" обещает унести зрителя в мир грёз не только с помощью музыки. Вы уже выходили на сцену в темноте? Это сложно для музыканта или, напротив, убирает барьеры и позволяет полностью раскрепоститься?
- Я очень люблю творческие эксперименты и всегда стараюсь в них участвовать. Например, в 2023 году я выступала на известном омичам "Большом симфоническом парке. Баттле оркестров", такого ещё никто не делал - это было потрясающе! Я всегда охотно соглашаюсь на что-то подобное. Особенно если речь идёт про игру в моём родном городе. Что касается игры в темноте, то экспериментировала я с этим разве что дома. Как известно, когда какой-то из органов чувств отключается, остальные обостряются, и за счёт этого погружение в музыку становится более глубоким. Мне очень интересно пережить этот опыт на сцене. Ведь когда я играю дома, я могу не думать о чём-либо, кроме музыки, а когда ты на сцене, твоя первостепенная задача - донести до публики и замысел композитора, и свои музыкальные идеи, и, что не менее важно, энергетический заряд. С трепетом жду этого концерта, ведь мне самой интересно, как он для меня пройдёт.
- Одно из произведений программы - "Фантастическая симфония, ор. 14" Берлиоза. Здесь запечатлён эпизод из жизни, когда композитор переживал романтическую драму любви. "Впервые в музыке был воплощён образ типичного романтического героя, мятущегося, разочарованного, не находящего места в жизни", - так писали о ней в 19-м веке. Как думаете, молодая публика в век, когда "раны любви" легко заклеить "лейкопластырем" динамичной и достаточно интересной жизни, способна считать эти смыслы?
- Конечно, академическая музыка может быть более сложной для понимания, чем, скажем, какие-то популярные композиции, но на самом деле она не так сложна и гораздо более доступна, чем слушателю порой кажется. Я бы сказала, что концерт академической музыки в чём-то схож с медитацией. Но тут всё зависит от намерения человека, от его способности погрузиться в себя, ведь чтобы по-настоящему услышать музыку и найти в ней что-то важное, не обязательно обладать каким-то специфическим слушательским опытом или тонкой душевной организацией. Тем более что Омская филармония при составлении программы всегда очень удачно выбирает произведения, и грядущий концерт не стал исключением. За счёт темноты, за счёт контекста, созданного другими произведениями программы, появится атмосфера, в которой каждый, кто захочет считать смыслы, заложенные в произведение композитором, сможет это сделать.
На самом деле, если верить исследованиям, то поколение Z, или зумеры, гораздо более серьёзны в своих романтических намерениях и менее ветрены, чем миллениалы. Я замечала это и на собственной практике, потому что сама представитель этого поколения (улыбается). Могу сказать, глядя на своих ровесников, действительно, очень многие строят глубокие долгосрочные отношения, несмотря на то что темп жизни сегодня очень быстрый. Это свидетельство того, что всё-таки есть ещё на свете вещи, которые нельзя ускорить, нельзя видоизменить до такой степени, чтобы они потеряли свой смысл. Думаю, молодая публика будет не менее восприимчивой к таким важным и таким тонким темам.
- Вообще, по-вашему, полезно ли музыкантам знать истории жизни композиторов и обстоятельства, при которых были созданы произведения? Например, если прочитать про обстоятельства написания Моцартом "Реквиема", возникает много эмоций. Нужно ли исполнителю "вживаться" в роль и пытаться передать "то, что хотел сказать автор"?
- Безусловно, каждому музыканту очень важно знать хотя бы основные моменты, касающиеся биографии композитора, исторического периода, в котором он жил, и конкретного произведения, которое он собирается исполнять. В противном случае ему будет очень тяжело передать достоверный смысл сочинения. Опять же, от исполнителя не требуется знаний уровня музыкального теоретика. Конечно, обладать ими было бы весьма неплохо, но всё-таки это разные профессии: для того чтобы освоить специальность музыковеда, нужно потратить очень много времени, а исполнители - они в основном заняты практикой на музыкальном инструменте. Между тем, я считаю, любой исполнитель, даже самый маленький и неопытный, может привносить в музыку что-то своё. Здесь есть очень тонкая грань, которую каждый для себя определяет сам, ведь интерпретация может противоречить эпохе, в которой жил композитор, и противоречить здравому смыслу и внутреннему чувству вкуса музыканта. Но если нащупать эту грань, мне кажется, получится то, что нужно.
- Ещё одно произведение программы "Сновидения" - увертюра Мендельсона "Сон в летнюю ночь". Автор написал её в юном возрасте и доработал уже состоявшимся композитором. Он говорил, что обрисовал в увертюре образы, которые особенно привлекли его в пьесе Шекспира. Много ли совпадений вы находите у этого музыкального сочинения с литературным первоисточником? И важно ли слушателю быть подготовленным или "шекспиров можно не читать"?
- Я уже говорила, что, на мой взгляд, слушателям перед походом в филармонию не обязательно штудировать первоисточник, специальную литературу и слушать часами классическую музыку. Задача музыканта - исполнить произведение так, чтобы любой человек его понял и получил удовольствие. Это вполне посильная задача, если исполнитель любит публику и играет для людей. Если же музыканты, погружаясь в процесс подготовки и в свои внутренние переживания, забывают о публике, то со стороны это, к сожалению, очень слышно.
При этом поход в филармонию всё-таки досуг интеллектуальный и требующий чуть большей включённости, чем посещение боулинга или кинотеатра. И я считаю, что после любого концерта слушатель должен уйти домой если не отдохнувшим, то хотя бы удовлетворённым. Главное, чтобы человек был готов воспринимать то, что ему транслируют со сцены, и, скажем так, сидел не только с широко распахнутыми глазами и ушами (улыбается), а с открытой душой и позволял себе чувствовать всё, что происходит внутри него во время концерта.
- Чем для вас интересна программа - с технической и с идейной стороны? Каким генеральным смыслом можно объединить все эти произведения? И насколько важна последовательность?
- Когда этот концерт только задумывался и меня пригласили в нём поучаствовать, я была приятно удивлена продуманностью программы. На мой взгляд, таким и должен быть современный концерт в филармонии: с одной стороны, достаточно конкретно объединённым темой, а с другой - иметь вариативность. Например, "Сновидения" каждый истолкует для себя по-своему и каждый будет прав.
Конечно, интерес представляет техническая сторона. Я имею в виду практически полное отсутствие света на сцене. Я уверена, что это очень сильно повлияет на атмосферу. И, конечно, музыкальная часть очень продумана. Если говорить про фантастические пьесы Шумана (которые с оркестром обычно не исполняют), их специально для этого концерта переложил композитор из Санкт-Петербурга.
- Что бы вы хотели увидеть в глазах своих слушателей после того, как закончится концерт? Какой комплимент для вас самый желанный?
- Мне хочется, чтобы на концерте человек прожил маленькую жизнь. Чтобы понял для себя что-то очень важное, пережил сильные чувства - они могут быть совершенно разными и даже не самыми приятными, будь то тоска или осознание совершённой ошибки. Очень важно увидеть в глазах слушателя процесс переживания эмоций. Когда люди делятся своими впечатлениями, меня это очень радует, это тоже хороший способ пережить эмоции - высказать то, что на душе. Наверное, музыку в этом смысле можно сравнить с психотерапией. Разница лишь в том, что психотерапевты зачастую работают словесно, а музыка сама проникает в самые потаённые уголки наших сердец и мягко задевает самые тонкие струны души. Это и делает её уникальным искусством: с помощью мелодии и с помощью звука музыканты помогают людям проживать что-то очень важное. Именно это и является моим смыслом вновь и вновь выходить на сцену.
Фото предоставлено Анастасией Ушаковой
0
0
0
0
0
0
Обсудить
0
|