Армянский автовопрос
Новость дня / Право
Даулет Алтаев
Пирамиды бывают разными, но за все в итоге платит государство. Регистрацию автомобилей с армянскими номерами продлили до 1 марта 2021 года. Прежний “самый последний срок”, напомним, истекал 1 сентября. И вновь наше государство идет на, казалось бы, невероятные уступки для отдельной категории граждан. И это уже становится традицией - государство исправно защищает интересы тех, кто пытался по-легкому решить свои бытовые проблемы (а часто - и заработать), но, в конце концов, попал в ловушку. А после начал публично жаловаться на жизнь, обвинять во всем ситуацию, систему и требовать компенсации. Даже если это идет вразрез действующему законодательству. И речь не только о контрабандных автомобилях. Государство регулярно защищает и другие категории “обманутых” граждан - дольщиков, которые “повелись” на нереально низкие цены за “квадрат”, клиентов финансовых пирамид, которые “не знали”, что прибыли на уровне 600-700 процентов в год по вкладам не существует...
Соответствующее решение о продлении регистрации авто из Армении до 1 марта 2021 года отражено в поправках к документу “О некоторых вопросах ввоза в Республику Казахстан и эксплуатации гражданами Республики Казахстан отдельных транспортных средств, зарегистрированных в Республике Армения” от 20 мая 2020 года. Все интересующиеся могут ознакомиться с постановлением правительства в сети, документ находится в открытом доступе. Если же коротко и упрощенно - государство вновь предоставило отсрочку для решения этой проблемы еще почти на полгода, даже больше. Так как, по неофициальным данным, не успели (а может, не поторопились сами?) воспользоваться подарком от государства еще несколько десятков тысяч владельцев подобных машин. В соседней России с теми, кто хотел “прошустрить”, поступают не в пример жестче. Однако гораздо справедливее по отношению к другим гражданам, которые все делали по закону. Так, у излишне предприимчивых граждан, которые по всем признакам все же обладают вменяемостью (если использовать юридический термин), постепенно начинают конфисковывать машины, которые по закону являются контрабандой. Мы не раз писали, почему именно автомобили, которые числятся на учете в Армении и прошли таможенную очистку на ее территории в период действия льготного таможенного режима, не признаются товаром ЕАЭС и при ввозе в страну-участницу Экономического союза подлежат полной таможенной очистке на общих основаниях. Эти же дельцы планировали избежать оплаты таможенной очистки, утилизационного сбора и сбора за первичную регистрацию, так как получают в собственность машину, которая находится на учете в другой стране. А это противоречит законодательству ЕАЭС - такое позволительно лишь гостям. При этом гражданин, например, России гостем у себя дома, естественно, не является и должен платить на общих основаниях. Плюс должен зарегистрировать машину, чтобы получать уведомления о штрафах, платить налоги, проходить технический осмотр. Но для этого должен получить право регистрации и, соответственно, заплатить в казну государства. Замкнутый круг, в общем, иначе штрафы или отстойник. Собственно, этим в ГИБДД РФ сейчас и занимаются - по всей огромной стране идут рейды.
Жестко, но совершенно справедливо. А еще и полезно в воспитательных целях. У нас почему-то все иначе. Да, законы одинаковы. Однако все же создаются условия, в которых буквально поощряется финансовая инфантильность и культивируется желание испытать систему на прочность в который раз. При этом это уже устойчивое понятие, мол, государство все равно подстрахует и не даст потерять деньги. Судите сами - владельцам автомобилей с армянским учетом разрешили зарегистрировать свои машины всего примерно за 12 тысяч тенге. Тогда как, если все делать по закону, необходимо выплатить в казну сумму вполне сопоставимую с размером стоимости подержанного автомобиля. И тут, когда приходит время платить, начинаются демонстрации, выкручивание рук государству, правительству, высказываются угрозы и обвинения в адрес системы. Чиновники идут на уступки, что само по себе довольно опасно - скандирующая толпа четко запоминает, что их поведение, преследование личной выгоды обязательно будет легализовано, стоит лишь заявить о том, что не знал, как это работает, и требовать, по сути вымогать прощение. Не знал, выясняется, что есть закон и что его надо выполнять. Одно только странно - почему государство идет на поводу у подобных групп людей? Ведь если эти люди смогли заработать определенное количество денег для того, чтобы ввязаться в авантюру, значит, они, повторим, абсолютно вменяемы и, следовательно, обязаны отвечать за свои действия самостоятельно. Но государство по совершенно необъяснимым причинам все еще слишком либерально относится к их подростковым хитростям и таким же обидам. Результат такого отношения - появление универсальной формулы, которая действует и работает в нашем обществе. И, по большому счету, меняются только значения. Вместо якобы “кинутых государством” владельцев контрабандных авто появляются “кинутые” дольщики, обманутые вкладчики финансовых пирамид... И вновь о вменяемости - ну разве в современном обществе есть еще люди, которые на полном серьезе верят в стоимость квадратного метра якобы строящегося жилья, которое составляет максимум четверть от среднерыночной цены? Итог такого “доверия” - 27 уголовных дел, которые сегодня лежат в соответствующих органах! И неужели действительно кто-то верит в то, что бывает доходность в 600-700 процентов годовых со вкладов? И как только обманут таких вкладчиков, так сразу же они начинают просить решить проблему, напрямую обращаясь к Министру внутренних дел, Президенту РК. Как это было с Growth of Capitals (каких фирм только ни появлялось - ломбарды, инвестиционные фонды, некие “черные кассы”!). И везде примерно одно и то же - помогите, ведь мы не догадывались, что 55 процентов прибыли в месяц от вложенной суммы, то есть 660 процентов годовых - это, мягко говоря, несколько подозрительно... Должно ли государство защищать таких пострадавших в принципе? В смысле тех, кто “на самом деле” не понимает, что ставок вознаграждения по вкладам на уровне 600-1000 процентов существовать не может, но продолжает надеяться на то, что успеет выдернуть руку из пасти финансовой пирамиды, заведомо очень рискового предприятия. К этому списку вполне можно отнести и ввоз заведомо контрабандных авто. Кстати, нежелание страховать свое недвижимое имущество от природных катаклизмов - тоже в чем-то схожая позиция. Ведь есть уверенность в том, что государство обеспечит, ответит и не оставит в любом из совершенно частных случаев. А нет, так выйдут на улицу с обвинениями в адрес того же государства (мол, как же вы допустили появление таких вот мошенников?!) и требованиями решить их персональные насущные проблемы. К слову, с кредитными амнистиями похожая ситуация - подобные аттракционы только лишь подстегивают влезать во все большую долговую яму с расчетом, что позже все всем простят. Или оставят, разрешат и не отберут по закону. Да, проблема может и решиться таким способом. Но потом проявится вновь - и вновь массово. Спокойно будет лишь до того момента, пока гастролирующие дельцы или местные “умельцы” не предложат новую “замануху”. И снова государство откроет кубышку и начнет решать “острую социальную проблему” нашими с вами деньгами. Согласитесь, что несправедливо получается по отношению к той категории, граждане которой все делают в рамках закона и в свое время выплатили полную сумму за возможность обладать автомобилем (ведь даже покупая авто на “вторичке”, мы оплачиваем сравнительно большую стоимость, в которой “сидят” таможня и прочие платежи) - им-то государство что предложит, чтобы уравнять в правах? Очевидно, что предложить нечего. И в этом-то и разница категорий граждан - они не выйдут возмущенными демонстрациями в свою очередь требовать справедливости. Ну тогда за что столь предприимчивым “диверсантам” такие преференции?
|