Август Стриндберг написал свою «Фрекен Жюли» в 1888 году как экспериментальную работу. Эта пьеса должна была стать литературным основанием для его, как бы сегодня сказали, альтернативного театра - театра, который бы полностью отвергал традиционную сцену. В центре пьесы шведский литератор задумал полумужчину-полуженщину Жюли - странное существо с легкой сумасшедшинкой. Театральная элита того времени не приняла этот эксперимент, и пьеса была запрещена в Швеции до 1906 года. Только в начале XX века ее признали и начали ставить широко по всему миру. В разные годы «Фрекен Жюли» прошла на сцене театров Великобритании, Бразилии, Канады, Испании, ЮАР, США, Чехии, Италии и многих других стран. В наше время пьеса активно ставится на просторах современной России.
Жюли - графская дочь, позволившая себе моментную связь с лакеем. В энциклопедиях можно найти трактовку, будто «девушка не вынесла позора и покончила жизнь самоубийством». Но такой интеллектуал как Стриндберг никогда бы не позволил себе опуститься до такого примитивного сюжета. Почему Фрекен Жюли заканчивает жизнь самоубийством? Это большая загадка для постановщика.
Как у любого классика, у Стриндберга можно найти множество линий в одном произведении. Сегодня «Фрекен Жюли» часто интерпретируют как социальную драму, выпячивая на первый план неравенство героев по положению в обществе. Но ценность постановки режиссера БАТД Тимофея Ильевского в том, что он полностью отошел от упрощения Стриндберга и показал многозначную палитру сложной натуры Жюли, которая по какой-то заданной свыше (и пылко поддержанной ею самой) схеме упорно движется к падению - нравственному и физическому. От своей низости она одновременно и страдает и получает некое садистское удовольствие.
Отдельного слова заслуживают артисты, занятые в спектакле. Премьеру играли Ольга Жук (Жюли), Михаил Ильич (лайкей Жан) и Татьяна Строк (кухарка, невеста Жана). Несомненно, все актеры предстали в новом качестве зрелости. Играть Стриндберга - это существовать в параллельном мире, созданном шведским автором в своих пьесах. С такой задачей могут справиться только мастера сцены.
 / 
Андрея РЫБАЧУКА
|