Брют - это не только вино, но и искусство. Сыроватое, местами наивное, будучи не зашоренное правилами и стандартами. Где-то за пределами официальной культурной повестки минувшего уикенда одна андеграундная галерея и один камерный бар показали альтернативную творческую жизнь Омска.
Жилые комплексы стоят как бесконечный колумбарий,
Но пепел душ людских хранят в сберкассах ящики из стали.
Здесь, впрочем, тоже есть листва. Подчас она даже видна.
И тоже жизнь есть, но она как будто всем здесь всё должна.
Должна за свет, должна за воду, за шум и за угарный газ.
В садах здесь заперли природу для взглядов статуй мёртвых глаз.
Евгений Бутенко
В "Андер баре" на Маркса плотный воздух от числа пришедших людей и от работ, будто насыщенных эгоцентричным желанием высказаться. Думаете, слишком образно? В цокольном помещении с одним (занавешенным) окном, с чёрными кирпичными стенами это примерно так и ощущалось. Но варианта "заглянуть потом" не было: в полноценном своём виде экспозиция "Паралич взора" (18+) прожила только один день, будто в духе исчезающих сообщений в мессенджерах.


В том же темпе современности художник и предводитель творческого объединения "Левая нога" Дмитрий Вирже предлагает концепцию выставки, распечатанную шрифтом вроде Times New Roman, чтобы настроиться на контекст, и при необходимости пропустить текст через нейросети, с которыми он и сам периодически ведёт диалоги.
При этом ответа, почему после долгого молчания выставка случилась именно сейчас, нет (но не совсем). Кто авторы - тоже, чтобы из трёх десятков фамилий не выделить произнесением нескольких "избранных", нарушив тем самым важнейшие принципы галереи: отсутствия сравнительных категорий и тотального плюрализма. "То, что авторы хотели сообщить, они реализовали в своих работах". Так что вы просто ныряете в атмосферу, выхватывая то или иное имя, карандашную подпись к той или иной работе.
- Выставка была спровоцирована одним эпизодом моей жизни, - рассказал "Омск Здесь" Дмитрий Вирже. - Я был на лекции эксперта - можно кавычки поставить, можно не ставить - по искусству, и он в конце задал вопрос аудитории: для чего вообще существуют художники? Какое место они занимают в обществе? Удивительно, что ни аудитория не смогла ответить на этот вопрос, ни сам лектор, хотя всё, что мы видим вокруг нас, за исключением того, что создал небесный куратор, всё, к чему прикасается рука человека, создано силами творческих людей. Дизайн одежды, автомобиля, архитектура, мебель, часы или этот телефон. Я понял, что даже люди, имеющие отношение к искусству, поражены вот этим параличом взора.


Под медицинским термином здесь скрывается "добровольная слепота к фундаментальной роли творчества" в повседневности. Тот же Times New Roman, упомянутый неслучайно, стал результатом этого арт-процесса, когда в 1931-м типографы Стэнли Морисон и Виктор Лардент по мотивам претензии первого из них к газете The Times, состоявшей в некачественной печати, разработали новый образец шрифта.
Концепция провозглашает: ошибочно воспринимать художников праздными бездельниками, каждый объект в видимом мире содержит в себе элемент искусства. Но только творцы обладают способностью предвидеть, как будет выглядеть мир через годы.
- Совершенство уже найдено, ещё в эпоху Возрождения. Сейчас идёт эпоха поиска божественного в несовершенном. Нас учат в школе, что мы должны обязательно приблизиться к какому-то перфектному качеству или к качеству предельно иллюзорного соответствия окружающему нас миру. А на самом деле это ошибка. Как сказал один известный художник (Пабло Пикассо, известный также своими противопоставленными высказываниями, - прим. ред.), всё, что возможно вообразить в этом мире, - возможно, оно уже присутствует. Задача - не отображать виденный мир, а создавать свой. Но у нас большинство людей всё-таки получают удовольствие от реализации того, что можно опознать, испытать радость узнавания, - пояснил автор, в своё время тоже испытавший на себе классическое художественное образование.


"Здесь бабка не наорёт",
или Почему искусство не требует ни помещения, ни разрешения
Другим эпизодом, которому мы договорились добавить немного анонимности, поделилась омская художница Полина Бажан. Желание наблюдать прекрасное в одном из музеев диссонировало, на взгляд смотрительницы учреждения, с внешним видом гостьи, одетой в толстовку.
Напротив, на выставку в бар можно было всем, включая шерстяных четвероногих. Без оглядки на возраст, семейное положение или профессиональную состоятельность поднимались экзистенциальные вопросы и делались селфи с эпатажными работами. О нормах осязаемого мира напоминала лишь проверка на разные недоброжелательные предметы на входе.


- Мы очень хотели, чтобы объединение случилось. Когда "Левая нога" запускалась, мы с Димой [Вирже] делали мероприятие, концерт, а поскольку [помещение на Красном Пути, которое закрылось в 2023 году] не было предназначено для подобного, думали, как это совместить. С появлением у нас своего пространства Дима приходил сюда, и мы долго говорили, что было бы здорово, когда люди ходят слушать музыку, не всем, но многим из которых интересно визуальное искусство, видели бы работы художников, - припомнил в разговоре с нами музыкант, представитель промогруппы "Атас!" Даниил Белоусов. - Изначально мы волновались, что здесь проходят концерты, тяжёлая музыка, публика выпивает. Но мы увидели, что за те месяцы, сколько висит постоянная экспозиция, ничто не завандалено. Люди с уважением относятся к творчеству. Без преувеличений можно сказать, что никаких проблем с этим не было.
В статусе бара-галереи заведение живёт с декабря 2024-го: со сцены выступают локальные группы, со стен "наблюдает искусство". Остальная коллекция "Левой ноги" находится в музеях или заархивирована и "ждёт своего времени": начиная с 1998 года большую часть времени творческое объединение, как отметил один из его основателей, существует без стен, делая акцент не на самих предметах искусства, а на творческом процессе.
- Наше сообщество - это самодвижущийся арт-объект, который возникает в разных местах, иногда даже самых неприспособленных, и в этих местах он предпринимает некие действия, которые можно опознавать как арт-активность. Поэтому для того, чтобы сделать какую-то выставку, необходимо наработать материал, а для этого должно пройти время и зависит это не от художников, не от творцов. Слава богу, никто не может объяснить природу творчества, - уверен Дмитрий Вирже.


Галерист поделился, что сейчас его волнует тема проломов: энтропия и феномен спорадических разрушений, как, например, на афише выставки. "Это проект, который готовится, может быть, для будущих выставок".
Помимо "Левой ноги", а теперь и "Андер бара", демонстрируют постоянство творческого бытия в Омске молодые пространства "Водопад", "Теплоузел", "Волна". Для миллионного города это, конечно, весьма скромно, признал художник. По его убеждению, галерейная деятельность не должна главенствовать и диктовать условия. Важнее, ее объединяющая сущность, ведь под подобными крышами собираются близкие по смысловым запросам люди.
- Я не сильно верю, что это кому-то нужно, - рассуждает Даниил Белоусов о возможной поддержке площадки. - Потому что когда город получил статус молодёжной столицы, мы не увидели интереса ни к "Атасу" (который занимается развитием неформатной музыкальной сцены Омска, представленной в том числе молодёжью, - прим. ред.), ни к тому, что здесь проходит. Мы без претензий, потому что там немножко другая концепция. Возможно, когда здесь кто-нибудь из нас умрёт и ему захотят поставить памятник, как Кутилову или Летову… Но пока это всё будет жить отдельно. Наверное, это даже хорошо (не формализовывать сферы, контрастные этому по своей сущности, - прим. ред.). Просто ходите на концерты, поддерживайте локальных артистов.
И наблюдайте искусство.
1 / 53 •
Фото - 1
Фото: Илья Петров
1
0
1
0
0
0
Обсудить
0
|