Рассказываем, как традиции семьи формируют современное искусство и как сделать так, чтобы работы художника оживали в глазах смотрящего.
Просто, лаконично и ёмко - такие мысли приходят на ум, когда ты рассматриваешь работы дизайнера и художника Лизы Корн. Когда ходишь по небольшому залу и прикасаешься к каждой работе, они словно начинают вибрировать под подушечками пальцев, цепляясь за тебя своими ворсинками, ниточками, гладью эпоксидной смолы, сучками на веточках дерева. Ты не можешь просто отвернуться и пойти к другой работе. Надо сначала "договорить" с этой.

Лиза Корн
На выставке "Эволюция форм" (0+) в Омской арт-резиденции представлены работы, созданные художником в 2013-2025 годах. О каждой из них мы поговорили лично с автором. Также узнали у Лизы Корн, почему для неё важно сохранять и передавать традиции своей семьи детям, почему она перебралась из холодного Норильска в чуть более тёплый Омск. А ещё поговорили о чёрном цветет в искусстве, больших пространствах для выставок и о холодной, необузданной глине.
- Лиза, давайте познакомимся с вашими работами поближе. Например, вот эта, которая словно вырастает изо льда и зависает где-то в пространстве.

Фото увеличиваются по клику
- Эта работа ждала 6 лет. Начала я её в 2013 году, а созрела до её завершения в 2019 году. Я сама из Норильска. Это город к югу от Таймырского полуострова, и в 90 километрах от него течёт Енисей. Мои родители и я сама родились там. Бабушки, дедушки мои работали там в шахтах. И если близко присмотреться к этому краю, то это просто болотистая местность, куда можно попасть самолётом или по Енисею до Дудинки, а от неё ещё 3 часа на машине до Норильска. Природа потрясающая: много оленей, мха. Всегда ощущение одновременно льда и мокрой этой местности, которая никогда не высыхает. Попадаешь в тундру и ощущаешь постоянное движение земли, какое-то бурление под ней и непонятно - провалишься или эта смесь болота, земли, мха, льда, влаги будет держать тебя. И эта работа посвящена как раз паводку в этих местах. Когда по весне тает очень много льда, выпадают осадки, и всё это топит ближайшие деревни, где живут люди. Это, конечно, трагедия для местных жителей, но эта работа больше про красоту природы в какое-то мгновение. Природа Норильска - это как раз такие палки. То есть сосны с очень тоненькими веточками, худенькие и вокруг затопленная местность, а внутри лёд. Это, наверное, какой-то мой Норильск, я его так вижу и люблю его по-прежнему. Снова хочу туда попасть: там не самый чистый воздух, из-за льда всё разрушается, он какой-то низкий, но очень красивый для меня и очень классный, атмосферный.
- Как вы оказались в Омске, по сути, в солнечном, но не самом тёплом городе страны?
- Был немного витиеватый путь сюда. В Норильске на тот момент, когда я окончила школу, не было художественных вузов, которые были бы связаны с дизайном, и я полетела в Красноярск поступать в архитектурно-строительную академию.
- Отсюда любовь к формам?
- Архитектура вообще всегда в моей жизни: макетирование, кубы, острые углы - я всё это очень сильно люблю. Я прямо ценитель архитектуры разных стран и городов. Это для меня очень важно. Это как у людей глаза - зеркало души, а у города эту роль выполняет архитектура.
Но в Красноярске я не поступила в вуз, русский или алгебру завалила - не помню точно. И нужно было куда-то ехать, чтобы не терять год. А в Омске жили родственники, и в ОмГПУ тогда только открылась кафедра дизайна, есть направление "Графический дизайн". Но сначала я училась в педколледже № 3, который тоже с интересными для меня направлениями был, а через год уже поступила в вуз. Но тогда я не думала, что после вуза задержусь здесь. Думала, уеду в большой город. Такое ощущение у меня было. А сейчас мне нравятся маленькие города, где сел в машину и через 20 минут доехал, куда тебе надо. А не как в Москве, три дня едешь в одну сторону, а потом три дня обратно.

- Давайте вернёмся к вашим работам. Например, эта обволакивающая тёплая работа на вид, как диванчик и абажур у бабушки в гостиной.
- Вообще это две разные работы, но выполнены в едином стиле, технике, цвете, поэтому разметили вот так рядом. Это вышивка, которой я начала заниматься в 2021 году. Мне просто в один момент захотелось много вышивать. У меня цыганская игла, досталась мне от бабушки, и я ей вышиваю. Эта бабушка моя с Украины, и она очень много всегда вышивала. Дома у неё было много всего вышитого: накидушки на телевизор, тумбочки, подушки и так далее. Она вышивала не так, как я сейчас, я поняла, что крестиком не хочу вышивать. Но сама вышивка как мастерство, передача традиций меня привлекает, поэтому придумала свою технику, в которой мне нравится работать. Мама моя тоже много вышивает. Вообще, она банковский работник, но любит творить. Всю жизнь что-то делает руками. Сейчас вот куклы текстильные мастерит. А бабушкиной цыганской иглой я очень дорожу, потому что сейчас таких крепких и удобных не производят.

Именно эти работы свежие. Я обычно сначала создаю хаотично вышитое полотно и потом дорабатывают композицию. Здесь просто овал. А который сверху, он обрамлён такой бахромой, висюльками из ниток - называйте как угодно. Мне показалось, что это классно будет выглядеть, и я добавила их. Эту работу можно повесить по горизонтали, вертикали, диагонали и даже на потолок повесить. То есть это тоже какая-то отсылка к прошлому, когда у многих висели подобные абажуры.
- Во время открытия выставки не раз звучало про традиции. Почему они так важны для вас и вы хотите показать их через современное искусство?
- Мне кажется, важно передавать традиции детям. Ваши дети будут смотреть на вас и потом вспоминать вас через эти традиции. Если после вас что-то останется, те традиции, которые они смогут передать своим детям, то есть то, что накоплено поколениями и вами в том числе. Это важно. Я считаю, это лицо… не только ваше личное, но и всей страны. Моя любимая Черниговская, которая занимается изучением мозга, говорит, что надо передавать традиции и тогда будет легче жить. Если же всегда создавать что-то новое, без сохранения семейных, народных традиций, то будет намного сложнее.
И вообще неплохо было бы, если бы тебя вспоминали потом, когда тебя не будет. Надо, чтобы дети ими интересовались. Моя дочь недавно в школе составляла генеалогическое древо. И она спрашивала меня: а кем был этот человек, а кем этот? Не просто, какие у нас родственные связи и какие у них имена, а именно, что они делали, чем занимались, что привнесли в этот мир. Ты не сразу это считываешь, не сразу понимаешь ценность традиций, своего наследия, а приходишь к этому постепенно. Ты же не просыпаешься с мыслью: "так, сейчас мы тут по традициям пойдём". Оно же просто приходит, не знаю, с возрастом, с какими-то мыслями, мыслями о возрасте. Может быть, странно звучит, но есть какие-то этапы в жизни, которые дают тебе какую-то подпитку. Это очень важно. И потом, если мои дочери скажут "наша мама художник, вот её работы", это будет неплохо.
- Оставить след в истории?
- Показать своему ребёнку с помощью себя то, как ты живёшь. Пусть даже им не интересно рисовать, им больше нравится спорт, они с папой в марафонах участвуют. Пусть. Но нужен личный пример. В любом случае дети учатся у своих родителей, предков. Если я буду говорить "смотрите, что делали ваши бабушки", возможно, рано или поздно они будут это ценить. У меня есть сервиз, переданный мне бабушкой. Он мне настолько важен, и я своим детям говорю об этом. Мне важно хранить его, как и те традиции, которые были в семье тогда. Важно сохранять, умножать и создавать новое. И показывать всё это своим примером.
- Лиза, вернёмся от традиций к вашим работам. Вот эта деревянная, залитая белой краской. Она с виду простая, но её хочется разглядывать, прикасаться к ней. Даже немного взять и подобрать пальцами расплывающуюся краску.

- Её даже подтопило чуть-чуть. След внизу остался. Я умышленно не стала устранять. Работа 2013 года, дерево было достаточно светлое, но от времени потемнело немного. Это утрированное золотое сечение. Хотелось сделать что-то вроде квадрата, но не совсем квадрата, вроде формы, но не форму. И тягучая краска. Это всё была импровизация, чёткой задачи у меня не было.

Фото увеличиваются по клику
А эта работа, наверное, больше про юмор. Здесь написано "стекло", "дерево" и "металл". Слово "стекло" выполнено вовсе не из стекла, а из прозрачного пластика. Слово "дерево" сделано из фанеры - вроде бы дерево, но переработанное. Слово "металл" тоже не из этого материала, а из пластика, но металлизированного цвета. Но пока не потрогаешь, этого не заметишь. Мне хочется посмеяться самой и чтобы улыбка возникла у тех, кто смотрит на работы. Поэтому подобные шутки появляются в моём творчестве. Если посмотреть на круглую розовую работу, то на ней написано Black. Хотя она не чёрная. Но если её подсветить неоновой лампочкой, то работа станет тёмной и на ней классно будут светиться эти буквы розового цвета. И это тоже юмор. Вообще, я считаю, что искусство, красота, юмор, добро и любовь спасут этот мир. Я всегда живу с этим и считаю это правильным. Ну как ещё человеку спасаться, если не с помощью юмора и красоты? Вообще, все мои работы про эстетику линий, форм и содержания.

Те же скейты с вышивкой. Работа называется "Мягче падать". Я сначала считала, что достаточно странно вышивать на скейтах, а потом подумала: "А кто ж мне запретит это сделать?! " Это ведь красиво. Сама доска обтянута мягким материалом, ещё и вышивка яркая. Эстетика такая. Даже если устроить перформанс с этой работой: прокатиться на скейте, отломать колесо у него, например. Это будет увядающая, но всё равно эстетика. И красота будет стоять у истока.
- Эту извивающуюся розовую линию называли червячком, змейкой, верёвкой. Мне видится витиеватая дорога где-то в горах. А это оказалась труба!
- Да, труба. Её я сделала из эпоксидной смолы, добавив ярко-розовой краски. Вообще, если хорошо присмотреться к этой работе, то она абсолютно неправильная. Кто разбирается в шрифте, литере, засечках, видят это. Здесь всё неправильно. И расстояния между изгибами… Но это тоже такая задумка.

Фото увеличиваются по клику
Если продолжать розовый, неоновый цвет, то посмотрите на эту работу. Она была сделана одной линией от руки - где началась там и закончилась. Я её нарисовала, перевела в графику и там добавила ей толщину, и после эта толщина закрутилась. Работа называется "Жвачка".
- У вас в работах присутствуют и яркие цвета, и спокойная палитра. От чего зависит выбор цвета?
- У меня с самого начала рождается цвет, а потом уже решаю, что с ним сделать. Это, наверное, какой-то неосознанный выбор, который в данный момент времени очень сильно перекликается с твоим настроением, состоянием. Но мой любимый - чёрный. Он очень графичный, создаёт чёткость. Никакой другой цвет или сочетание разных цветов не создают такой чёткости, как чёрный. Как бы его ни называли, чёрный всегда классный. На этой выставке подобраны работы именно с яркими и спокойными цветами. Но бывает у меня и просто чёрный период, но не потому что чернуха происходит в моей жизни, а просто потому что в этот момент он красивый.
- А эта текстильная работа, состоящая из простых форм?

- Я подписана на одного художника, и он всё оборачивает в ткань. А тема "воруй как художник" мне нравится. Это когда ты берёшь какую-то идею у кого-то и исполняешь её совершенно по-своему. Мне просто сильно хотелось исполнить то, что можно завернуть в ткань. Эта работа, на самом деле, очень лёгкая. Под тканью пеноплэкс, которым обычно балконы утепляют. Он очень мягкий. А работа называется "Бэтменм. Если присмотреться, можно увидеть лицо, плечи Бэтмена, но там нет ушей.
- От гостей на открытии выставки прозвучал вопрос: чем вы сейчас занимаетесь, над чем работаете? Так чем?
- Скажем так, сейчас я немного замедляюсь, занимаюсь цигуном. Я по природе очень эмоциональный человек, и мне надо чуть-чуть заземляться, успокаиваться, и цигун помогает мне просто быть. Сейчас у меня период отдыха, назовём это так. Возможно, потом в сентябре-октябре что-нибудь будет, а потом обратно "спать". Если брать ручной труд, то сейчас взялась за одну маленькую вышивку. Она на продажу, меня попросили её сделать.
- Почему именно в сентябре-октябре творческий всплеск?
- Не знаю, просто заметила, что именно в этот период обычно просыпаюсь, возвращаюсь к работе. Бывает, очень долго вообще ничего, пустота, но она тоже словно накопительная. Время обдумывания, можно так назвать. Бывает, спрашиваю себя: почему нет ничего, почему? А вот почему, и так раз - и что-нибудь появляется. Часто я свои работы вешаю на стену перед кроватью, мне важно смотреть на свою работу долго. Я просыпаюсь и смотрю на неё. Если она меня устраивает, она остаётся. Если нет, то нет. А сколько нужно смотреть? В музее "Искусство Омска" сейчас проходит выставка, и там тоже есть моя работа, одна вышивка. Она висела перед моей кроватью года два, наверное. Я на неё смотрела и думала "её надо закончить, её надо закончить" и так два года. Потом меня спросили: "Лиза будешь участвовать в выставке?" Я объясняю, что работа не закончена, а они мне в ответ, что очень даже закончена, и я отдала на выставку. И потом мне пишут, говорят, что это самая потрясающая работа. А я думаю, что я же её закончить хотела, так долго хотела завершить. Мы же с этой вышивкой так долго друг о друге думали. Я не знаю, может, с ней ещё какая-то трансформация произойдёт после этого.

- В своих работах вы используете ткань, дерево, эпоксидную смолу, нитки. Разные техники. С чем бы ещё хотели поработать, а к чему никогда не прикоснётесь?
- Я смотрю на глину и понимаю, что мне её никогда не обуздать. Мне важен быстрый результат. Не путайте с долгим рассматриванием работ, которые хочется доработать. Быстрый результат - это про другое. Этот результат должен быть ещё и идеальным. Понимаю, что с глиной быстро и хорошо у меня не получится. У меня нет на работу с глиной терпения. Чтобы её обуздать - да, мне именно так и сказали "обуздать, как лошадь" - надо глину очень долго и сильно мять. Сначала надо промять этот ком. А мне от того, что рассказываю это, уже плохо становится. Скорее, не я буду мять его, а он меня в этот момент. Сомневаюсь, что я сейчас этого хочу. Точнее, хочу, но не буду это делать. Понимаю, что на данном этапе моей жизни мы с глиной не срастёмся. Хотя в вузе у меня была скульптура, но я не сильно с ней ладила. Хотя, если бы я что-то придумала с ней, что меня бы точно зацепило, то ничего бы меня, конечно, не остановило. Наверное, нет у меня пока мотивации мять этот холодны ком глины.
Ещё металл - классная штука. Но тут сразу думаешь: где это сделать, как это пахнет, маску надевать надо и так далее. И говоришь себе, что вернёшься к этому позже.
И ещё интересно было бы поучаствовать в какой-нибудь коллаборации. Два человека на одной площадке, и при этом они сделали что-то общее без планов, как это сделать. Например, я отдаю большое вышитое полотно, а второй художник делает с ним что-то новое, добавляя своё.
- Читала, что ваши работы есть в коллекциях в Москве, Санкт-Петербурге, США, Германии, на Бали. Как они там оказались?
- Были разные международные сайты, на которых можно было выставлять и продавать свои работы, и люди из разных стран их покупают. Сейчас для нас это практически невозможно. Ты можешь отправить, но какому-нибудь европейцу уже очень сложно тебя найти. Поэтому сейчас либо через знакомых, либо ещё какими-нибудь путями.
- Отправляете покупателю, а дальше за судьбой этих своих работ следите?
- Например, в ковид, 4 января 2020 года, отправляла покупателю свою работу на Майорку. Работа была большая, абсолютно негабаритная для "Почты России". И сотрудники говорят: "Ну дойдёт, значит дойдёт, нет, так нет". А человек-то её уже оплатил, и пока она к нему не попала, ты чувствуешь большую ответственность. А в каком состоянии она в ковид дойдёт, ты вообще не понимаешь. Но через три месяца она всё же добралась до покупателя. Человек был рад и даже фото потом мне прислал. И ещё, когда что-то, в том числе объекты искусства, прибывают в другую страну, они долго находятся на таможне. Их тщательно проверяют. В прошлом году, 5 июля, я отправила в Люксембург вышитое изголовье кровати. Сегодня уже начало июня 2025 года, а оно до сих пор не пришло к заказчику. Просто лежит на таможне. Но на горячей линии "Почты России" мне говорят, что всё в порядке с изголовьем, а с остальным надо просто подождать.

- Лиза, вы говорили, что в вашей голове живёт задумка по проекту - выставка одной работы. Но для этого вам нужен огромный зал. Что за работа и каких размеров зал нужен?
- Подобный проект был в Венеции. Классная работа. Только там был лампы дневного света, и они постоянно мерцали. Огромная комната, постоянно дёргающиеся ламы, и ты идёшь по этому большому коридору - потрясающе. Конечно, художники мирового уровня мотивируют, вдохновляют, чтобы придумать и сделать что-то интересное. Мне далеко до этого, но здорово, когда есть к чему стремиться, учиться чему-то.
А какой именно объект в моих планах, не скажу. Тут знаете, когда о чём-то говоришь, то потом либо делай, либо не говори. Поэтому пока обозначаю это как план, а что в итоге выйдет, посмотрю. Большой зал нужен для того, чтобы это был масштаб здоровенный. Очень важно, чтобы это было больше меня, выше меня - тысячи квадратов. Должна быть большая пустота.
- Почему именно такой огромный зал в замысле?
- Опять же вернусь к музею "Искусство Омска". Недавно мой преподаватель живописи Наталья Константиновна Пронина пригласила меня поучаствовать в роли дизайнера и оформить выставку в музее. И мы с ней как раз создавали там такое большое пространство. Там есть второй потолок, который со сводами. И это помещение уже создаёт атмосферу: пространство, акустика, ветер, который там дует. На открытие мы приглашали мастера, который занимается китайскими искусствами, боевыми в том числе. Он играет на гуцинь. Это традиционный китайский струнный инструмент, достаточно плотный по звучанию. И это большое пространство помогло создать огромный всеобъемлющий звук. Когда он на нём играл в этом зале, было очень красиво. И вот в том весь сок. Поэтому я и хочу воплотить свой проект - выставка одной работы в большом пространстве. Тогда ты можешь влиять на человека не только визуально, звуком, но и давить (в хорошем смысле) на него этим пространством. И когда переплетаешь это всё вместе, ещё и получаешь положительные отзывы, то это потрясающе. Есть люди, которые пришли на выставку, просто сидят, смотрят, слушают (там птички сейчас поют), остаются там надолго, и им просто там классно. А мы для этого и делали.
Выставка "Эволюция форм" будет работать до 26 июня в пространстве Омской арт-резиденции по адресу ул. Красногвардейская, 9 (на втором этаже Института дизайна и технологии ОмГТУ в учебно-лабораторном корпусе № 14) с 9:00 до 18:00, вход свободный.
Фото: Елизавета Медведева
0
0
1
0
0
0
Обсудить
0
|