Музыкант Пётр Дранга представил в Омске Симфонию № 3 "Земля", которая является завершающей и самой мощной в его авторской трилогии "Энергия мира" - философском размышлении композитора.
В Омске состоялось музыкальное событие, которое, как и обещало, не оставило равнодушными любителей классической музыки. На сцене выступил музыкант и дирижёр, заслуженный артист России Пётр Дранга. Как аккордеонист он неоднократно выступал в нашем городе с концертами, а несколько лет назад стал писать симфоническую музыку. Его трилогия "Энергия мира" состоит из трёх симфоний: "Космос", "Я’Они’Мы" и "Земля". Премьера третьего музыкального произведения состоялась в апреле 2024 года в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, а в этом году её услышала и омская публика.
- Это был интересный проект, он вообще о реликтовом излучении. Начиная с космоса, энергия, которая проходит через нас и уходит в Землю, отражена в этих трёх симфониях. "Земля" является завершающей в этом цикле, поэтому она, наверное, самая мощная. Это рассуждение о некой информации, которая течёт в наших венах, в которой заложено абсолютно всё. Вся многомиллионная история. Какие-то ответы на вопросы, которые мы знаем; какие-то законы, которые не написаны ни в одной конституции: божественные, вселенские. И Земля хранит эту энергию. Она вообще хранит гораздо больше разных энергий. Вся информация и потоки информации, которые для нас долгое время формировались, - для космоса это была одна секунда. То, что я делаю в этой музыке, это примерно и отражает соприкосновение с этой информацией, хоть чуть-чуть, хоть как-то, - поделился с "Омск Здесь" Пётр Дранга.
Пётр Дранга признаётся, что написание трилогии стало внутренним запросом выразить свои чувства. Чем старше становишься, тем ты свободнее от всего и не боишься меняться.
- Я думаю, что просто взрослеть начал, не люблю говорить стареть. Хотя мне и раньше было, что сказать. Мы же заключаем то, что мы хотим сказать, в разные формы. Ребёнок, когда у него что-то болит, он кричит - он же тоже говорит. Это просто форма. Есть частушки - там тоже говорят о чём-то, что наболело: о простом, о сложном, о любви, о разочарованиях. Говорят через эти совершенно простые формы. А дальше формы меняются: песни, романсы, трактаты, оратории, симфонии. Это всё формы. Так и человек растёт, получает какую-то информацию, и меняется его форма, - рассказал Пётр Дранга.
Симфония № 1 "Космос" была создана при участии искусственного интеллекта, в "Я’Они’Мы" каждый инструмент является тотемным продолжением человеческого голоса. Особенностью же последней симфонии, "Земля", стало использование русских этнических инструментов, таких как владимирские рожки и колокола. Именно через интеграцию этнических инструментов в симфоническое полотно слушатели глубже чувствуют музыку и ту идею, которую Пётр Дранга заложил в Симфонию № 3.
- Я народник. Я оканчивал училище, академию и аспирантуру Российской академии музыки имени Гнесиных, факультет народных инструментов. Соответственно, мне это всё очень близко, оно в моей крови. Я с этим соприкасаюсь с самого детства - ещё до того, когда родился, потому что папа с мамой тоже народники, - говорит музыкант. - К тому же я всегда выступаю за слом каких-то шаблонов, за не следование канонам, может быть, а за смешение жанров, в данном случае - интеграцию новых интересных историй, таких как народный хор или владимирские рожки в оркестр. Для меня это бальзам на душу. Это привычное дело, я очень люблю этим заниматься.
С рожечниками, как отмечает Пётр Дранга, ему довелось работать впервые. И это было "ещё то путешествие, как с ними договориться", потому что сыграть на этом музыкальном инструменте задумку Петра оказалось не так просто.
-У нас два коллектива "слетело" перед премьерой в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Музыканты посмотрели ноты, один позвонил вечером: "Пётр, это большая ответственность, всё-таки трудно, боюсь, мы не справимся", - поделился он. - Дело в том, что там у каждого рожка есть свой строй, и они могут сыграть только определённое количество нот. И ноты нужно очень аккуратно раскладывать на разные рожки, чтобы они в целом по итогу мою задумку сыграли. Это такой тонкий технический вопрос. Второй коллектив тоже испугался, и только третий решился. И, когда они пришли, мы поняли, что нужно быть абсолютно (простите, как это проще сказать?) сумасшедшими, чтобы на это подписаться.
Симфония № 3 "Земля" состоит из пяти частей. Открывает её сонатное "Аллегро", представляющее основные темы всего происходящего замысла. Вторая - "Адажио", с хором и колоколами, рассказывает об истоках Русской земли и её метаморфозах. В третьей части - "Скерцо" передаётся мощь природы, эта часть, как говорит композитор, создана на энергетическом потоке семи камней из различных мест силы России. В четвёртой части "Экзерсисе" владимирские рожки и аккордеон (Пётр Дранга исполняет партию сам, уступая место за дирижёрским пультом) наполняют пространство этническими мотивами, а завершается всё монументальным "Финалом": оркестр, хор и этнические инструменты сливаются воедино, чтобы передать жизнь "Земли" в её полноте и величии.
Александра Урсуляк
"Земля" была исполнена Омским симфоническим оркестром и хором. Перед каждой частью произведения актёры театра и кино Евгений Цыганов и Александра Урсуляк читают литературные преамбулы, основанные на творчестве русских классиков. Актриса отмечает, что проект Петра Дранги открыл что-то новое и для неё самой, включая стихи, которые она ранее никогда не слышала.
- Это космос, это какие-то замечательные и выдающиеся тексты. Мы пытаемся прочесть их просто и понятно. Для себя и для зрителей, и всё это, конечно, оформляет прекрасная симфония Петра. Она очень глубокая, очень настроенческая. Получается такой букет из пяти частей. Мне очень нравится, когда хор вступает, когда звучат русские народные мотивы. Не могу сказать, что какая-то часть мне нравится больше - там всё очень красиво и всё развивается, и каждая часть разная, - поделилась с "Омск Здесь" Александра Урсуляк. - Артист через себя всё пропускает, он вообще исключительно только так работает, другого способа не существует. Каждый раз ты пристраиваешься к материалу и действительно что-то узнаёшь и про себя, и про какой-то новый текст. Есть стихи, которые я никогда не слышала. Если есть вообще желание что-то новое найти - оно всегда найдётся, поэтому, конечно, я подметила какие-то новые для себя вещи в этом проекте.
Евгений Цыганов
Такие жанры, как спектакль-концерт или концерт в письмах, уже полюбились публике, которая жаждет чего-то нового, впрочем, как и сам маэстро. Поэтому его музыкальный проект, безусловно, поражает смелостью замысла. "Я за нововведения, за смешение стилей моноспектакля, например, и какого-то симфонического исполнения, за симфонические сказки. Я за то, чтобы жанры расширять и в этих жанрах расти и придумывать всё больше нового и интересного. И это опять же, это кросс-жанр такой, это нововведение, интеграция. Это дело я люблю", - говорит Пётр Дранга.
Возможность насладиться вживую произведением, которое, бесспорно, стало событием в мире современной музыки, также получили жители Тюмени, Новосибирска и Красноярска. Концерты состоятся в рамках гастрольного тура по Сибири. Смотрите, как прошёл концерт в Омске в фоторепортаже Ильи Петрова:
1 / 43 •
Новый проект композитора и аккордеониста Петра Дранги - Симфония № 3 "Земля" для оркестра, хора и этнических инструментов - представили в Омске. В программе приняли участие знаменитые актёры театра и кино Евгений Цыганов и Александра Урсуляк. Фото: Илья Петров
Фото: Илья Петров
0
0
0
0
0
0
Обсудить
0
|