Масштабный макет создали студенты в рамках выпускного проекта. Тот случай, когда вариант "диплом за три дня" не пройдёт. За работу, к слову, они получили пятёрки.
Около полугода учащиеся Омского строительного колледжа - Дарья Бобрышева, Златослава Гаврилова, Мария Телицина и Виктория Юртаева - занимались визуализацией крепости самого северного и самого старого города Омской области - Тары, основанной ещё в 1594 году и имевшей все шансы обогнать в развитии Омск, если бы в 1722 году не "случилось по лжетолкованию увлечься в явное ослушание и погибель", о чём пару веков назад писал в "Историческом обозрении" Пётр Словцов.


Как и в случае с омской крепостью, у тарской было несколько итераций. По мнению исследователей, поначалу она находилась в низине, из-за чего страдала от наводнений. После большого пожара в 1669-м крепость перезаложили недалеко от впадения в Иртыш реки Аркарки. Длина окружности возведённого кремля, согласно описи 1624 года, равнялась 164 саженям (около 350 м), стены имели двое ворот и пять башен, которые, в свою очередь, окружал острог с частоколом и ещё шестью башнями.
- За свою долгую историю город Тара неоднократно перестраивался и, к сожалению, утратил глубину. Стояла задача не просто сделать макет кремля, каким он был, а сделать его таким, каким он может быть сейчас с учётом современной градостроительной ситуации, чтобы это был реальный туристический объект, - рассказал на презентации инженер-реставратор, краевед, член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Игорь Коновалов, выступивший консультантом проекта.


С 2019 года городище "Тарский кремль" конца XVI - начала XVII века признано объектом культурного наследия федерального значения и подлежит государственной охране. Оно занимает территорию в границах современных улиц Омской, Нерпинской и площади Ленина. В северной части сейчас идут археологические раскопки, общая продолжительность которых насчитывает 18 лет.
Совмещая технологии и смекалку
"Раскопками" пришлось заняться и студенткам: изучить истории храмов и крепостей, месторасположений и генеральных планов крепостей, подготовить чертежи, развёртки и только потом приступить к сборке макета. Для создания использовались шпон и зубочистки, которые пошли на здания и частокол, текстурированная бумага, имитирующая побелку фасадов, опилки, выкрашенные в зелёный цвет, и песок, смешанный с клеем, для моделирования ландшафта. Всё делалось вручную. Самые мелкие детали печатали на 3D-принтере.
- Очень странно, [когда считается, что молодёжь не вовлечена в историю своего края], поскольку студенты нашего колледжа всегда участвуют в таких рода вещах. Те, кто этим горит, получает удовольствие. Даже если весь день сидеть в мастерской. Правда, не тогда, когда каждые сутки делаешь одно и то же. Но мы же сначала на ноутбуке чертежи делали, писали пояснительные списки, потом собирали макеты. Поэтому в принципе это очень интересно - делать своими руками и получать отклик, - поделилась с "Омск Здесь" соавтор проекта Виктория Юртаева.


На вопрос о том, не было ли переломных моментов, студентки уверенно заявили, раз начали, надо доводить дело до конца.
- Мы привыкли, что, если нужно сделать, мы делаем. Даже если устали, у нас нет права прекратить, - пояснила Дарья Бобрышева.
- И это такая большая ответственность. Наш консультант Игорь Леонидович специально ездил в другой город, привозил столько информации, мы его потом обо всём расспрашивали, - добавила Мария Телицина. - Ну и тем более это дипломный проект, без него не защититься.
Перспективы реализации и перспективы для Омской области
С ВООПИиК и Союзом архитекторов колледж сотрудничает с 2015 года, подготавливая им макеты исторических объектов и территорий, которые затем экспонируются в музеях. В прошлом году, например, выпускники представили макет первой омской крепости, которая располагалась в районе современного Музыкального театра - площади Ленина. Пока практический эффект заключается в том, что такие визуализации помогают сформировать пространственное ощущение иной эпохи, сделать историю и краеведение более объёмными и увлекательными.


Игорь Коновалов признал, что для воплощения Тарского кремля в реальности потребуется "решительность и смелость" от управленцев. Идея в том, чтобы уместить в одном пространстве разные исторические слои: не отказываться от условно современных объектов (здание администрации, досугового центра и того же памятника Ленину), возможно, облагородить их, но убрать совсем уж неуместные (гаражи и хозпостройки).
- Речь не идёт о полном воссоздании. Это сложно и, пожалуй, нецелесообразно, - пояснил краевед. - Но даже того, что мы предлагаем, достаточно, чтобы получить представление о жизни города в XVI веке. Реализация проекта удревнит историю всего региона. В Омской области это единственный настоящий древнерусский деревянный кремль. Мы можем показать, что регион не вчера возник, а берет начало ещё в эпохе Ивана Грозного.
Так, согласно проекту, планируется реставрация и приспособление памятных зданий, благоустройство центральной площади, создание национальных культурных подворий и кремлёвской стены на её подлинном месте, музеификация мест раскопок. Нынешнюю "бутафорскую" крепость сохранять не предполагается, "так как она исторически недостоверна".


Предложенный вариант не окончательный, но, как отметил Коновалов, "чтобы какая-то мысль внедрилась в общественное сознание, кто-то должен визуализировать, как эту историю можно представить сегодня".
Архитектор, глава совета ВООПИиК Никита Шалмин, который тоже участвовал в консультировании по проекту, добавил, что благодаря многочисленным находкам по итогам раскопок становится всё более отчётливым аутентичный вид древней Тары, уже прорабатывался эскиз реконструкции города под туристический центр с возрождением исторических объектов.
Пока же кремль будет существовать в виде макета. Ожидается, что он разместится в тарском музее. Поскольку материалы для его изготовления студентами покупались за свой счёт, а это около 25 тысяч рублей, ВООПИиК принимает поддержку на компенсацию затрат.
Фото: Илья Петров и архив "Омск Здесь"
0
0
1
0
0
0
Обсудить
0
|