Разобрались, зачем нужны наставники в ИТ-сфере, и узнали, какими качествами они должны обладать, чтобы провести новичков к успеху в мире информационных технологий.
В ИТ-отрасли, где новые языки программирования и технологии появляются так быстро, словно кто-то ежечасно нажимает кнопку "обновить", так хочется иметь своего личного гида в мире динамично развивающейся ИТ-сферы.
Представьте, что вы вступаете в мир высоких технологий, где каждый шаг может кардинально изменить вашу карьеру. А вокруг столько всего нового: языки, фреймворки, инструменты. Что если у вас есть возможность получить ключевые знания и навыки от признанных мастеров своего дела? Наставник приходит на помощь со своими опытом и знаниями, которые помогают избежать распространённых ловушек и ускоряют процесс обучения. Он, как добрый волшебник, делится секретами, как находить ошибки или оптимизировать код, и тем самым позволяет вам быстрее стать уверенным разработчиком. Но наставничество - это не только про код и технологии. Это ещё и про умение работать в команде, общаться и решать проблемы. Ведь мягкие навыки так же важны, как и технические. Наставник помогает развивать их, чтобы вы могли профессионально взаимодействовать с коллегами, генерировать креативные идеи и справляться с трудностями.
Мастера знаний
Наставничество играет ключевую роль в развитии молодых специалистов, но какими качествами должны обладать сами наставники, чтобы обучение в компании было максимально эффективным? Наши эксперты выделяют как минимум семь качеств.

Первое. Технические знания и актуальные навыки.
- ИТ-индустрия стремительно развивается, поэтому важно, чтобы наставник был в курсе последних трендов, технологий и практик. Это не только закладывает основу для передачи знаний, но и вдохновляет новичков, - отметила в беседе с "Омск Здесь"руководитель диджитал-агентства LUCKY IT Анна Леухина.
Второе. Коммуникабельность.
- Ментор должен уметь объяснять сложные вещи простым языком и быть открытым для вопросов. Это в свою очередь способствует свободному обмену информацией, - подчеркнул основатель диджитал-агентства "ХочуКлиентов.рф" Максим Максимов.
Не менее важным является умение слушать и понимать потребности начинающего специалиста.
- Это один из ключевых элементов, позволяющий адаптировать подход к обучению под индивидуальные запросы новичка, - пояснила Анна Леухина.
Третье. Терпение и умение мотивировать.
Преодолевать трудности и стремиться к развитию молодому специалисту помогает поддержка со стороны наставника. Он может вдохновлять собственным примером.
- Начинающие специалисты могут сталкиваться с трудными задачами и не всегда быстро осваивают новый материал. Наставник должен быть готов поддерживать их, помогать в преодолении трудностей и мотивировать продолжать обучение, несмотря на неудачи, - уверена Анна Леухина.
То есть помимо технических навыков, наставник должен быть готов обстоятельно и неторопливо - а это требует терпения - обсуждать задачи с подопечным. Тем более что есть такие новички, которые схватывают буквально на лету или уже имеют предварительную подготовку, хорошую базу.
- Но это, скорее, исключение, чем правило. Тут наставнику стоит помнить, что его терпение через некоторое время окупится. Причём не только более глубоким пониманием, но и хорошими взаимоотношениями и взаимовыручкой, - считает техлид команды разработки Gems Дмитрий Долгушин.

Четвёртое. Критическое мышление.
- Способность анализировать ситуации и предлагать конструктивную критику помогает младшим коллегам расти и избегать ошибок, - подчеркнул Максим Максимов.
А используя методы обратной связи, наставник может помочь начинающим айтишникам увидеть свои сильные и слабые стороны и работать над их улучшением.
Пятое. Тайм-менеджмент и делегирование.
Обучение и поддержка новичков требует времени. И, как правило, процесс идёт сверх рабочих, текущих задач, которые тоже никто не отменял.
- Очень важно уметь вписать наставничество в свой рабочий процесс. Кроме этого, нужно уметь делегировать задачи как внутри команды, так и в работе с подопечным. Часто менторы начинают помогать новичку руками, а нужно, чтобы человек сам додумался, как ещё он может выполнить поставленную задачу, - убеждена директор ИТ-компании Asmart Анна Захарченко.
Шестое. Эмоциональный интеллект.
Важно понимать эмоции и мотивации других людей, особенно новичков, которые, как правило, уже являются поколением Z (зумеры), и для них климат в коллективе очень важен.
- Это качество поможет наставнику создать поддерживающую и вдохновляющую атмосферу. Умение находить общий язык, устанавливать доверительные отношения и поддерживать позитивную рабочую обстановку значительно повышает эффективность образовательного процесса, - подчеркнула Анна Леухина.
Старший преподаватель кафедры ПМиФИ ОмГТУ, разработчик компании "Автоматика-сервис" Михаил Гуненков напоминает, что наставник здесь не психолог, но всё же он играет важную роль в формировании и поддержании атмосферы доверия. А это важно для новичков.
Седьмое. Системность и способность к обучению.
- Наставник в ИТ ведёт системную работу с молодыми специалистами, поддерживает регулярность этой работы и при этом сам постоянно изучает новые технологии, инструменты, подходы и т. д., - уточнил Михаил Гуненков.
По мнению наших экспертов, наставники в ИТ-сфере должны сочетать в себе не только техническую экспертизу, но и владение мягкими навыками. Именно это позволяет максимально эффективно взаимодействовать с новичками индустрии. Тогда процесс обучения превращается в продуктивный и мотивирующий опыт.
Менторская система

Но даже самые лучшие личностные и профессиональные качества не помогут ментору достичь нужного результата, если не будет системы - программы наставничества. Только комплекс подходов и их выполнение помогут взрастить, развить и приумножить необходимые компетенции у начинающего ИТ-специалиста. Создание программы требует вдумчивого подхода. При этом надо не просто соединить энергию новичков и опытных специалистов, а сделать их взаимодействие конструктивным, цельным. Это сотрудничество должно обогащать обе стороны, чтобы не было перекоса в чьи-то выгоды.
- Для новичка важно познакомиться с текущим положением дел, особенностями системы, с которой предстоит работать. Для этой цели хорошо служит программа вводных материалов - внутренних курсов и тому подобное. Также неплохо работает практика проведения встреч "один на один", которые позволяют регулярно общаться с сотрудником на различные темы, касающиеся как адаптации в коллективе, так и развития, а также делиться обратной связью, что на первых порах особенно важно, - пояснил Дмитрий Долгушин.
Рассмотрим основные моменты, которые важны для качественной методологии в обучении айтишников.
Первое. Определение цели.
- Нужно чётко понять, какие навыки вы хотите развивать у своих учеников. Это могут быть как специальные знания в области программирования, так и навыки командной работы, общения и критического мышления, - пояснил Максим Максимов.
Не стоит забывать и про лидерские качества. Анна обратила наше внимание, что определение целей поможет в дальнейшем спланировать содержание и структуру программы наставничества.
Второе. Структура программы.
Следующим этапом может стать создание чёткого плана с прописанными этапами обучения. Важно включить совместные проектные работы. А также тренинги, например, по коммуникации, управлению временем.
- Убедитесь, что программа включает разнообразные форматы, чтобы удовлетворить различные стили обучения участников. Например, кто-то может предпочитать изучение через практический опыт, в то время как другие лучше воспринимают информацию через лекции или обсуждения, - отметила Анна Леухина.
Третье. Создать систему подбора наставников и учеников.
Одной высокой квалификации наставников недостаточно. Без желания делиться своими знаниями процесс будет чрезмерно формализован или не эффективен. Учеников явно подкупит в менторах умение эффективно слушать, поддерживать (о чём мы уже говорили) и давать обратную связь. Когда руководство компании выбирает наставника для новичка, лучше учитывать и мягкие навыки. Также стоит обратить внимание на личные интересы и цели учеников, чтобы тандем ментор-ученик был наиболее продуктивным.

Четвёртое. Регулярная обратная связь.
Наши эксперты считают, что это могут быть, например, регулярные опросы и дискуссии, которые помогут оценить эффективность программы и ожидания обеих сторон. А дальше можно вносить изменения в программу на основе реальных потребностей и результатов.
- Наставники должны предоставлять своим подопечным постоянную обратную связь, что поможет ученикам понять, над чем необходимо работать, и развиваться быстрее, - обратил внимание Максим Максимов.
Обратная связь может быть не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке, чтобы отношения наставник-ученик были более открытыми и доверительными.
- Надо создать атмосферу, в которой ученики будут чувствовать себя комфортно, задавая вопросы и делясь своими трудностями. Поддержка наставника может значительно повысить мотивацию и уверенность начинающих специалистов, - подчеркнул Максим Максимов.
Это может проявляться в создании групповых обсуждений или платформ для обмена опытом между участниками программы.
Пятое. Оценка результатов.
Чтобы понять. есть ли рост у молодого специалиста, во время программы наставничества необходимо периодически проводить оценку результатов работы. Исходя из них, можно корректировать программу, учитывая текущие потребности учеников, возможности менторов и изменения в индустрии.
Шестое. Система поощрений для наставников.
Поощрения могут быть материальными или нематериальными. Всегда приятно и, кстати, мотивирует признание успехов. Также можно провести для ментора дополнительное обучение по курсу, на который он давно хотел попасть. Или отправить его на мастер-класс. Возможность карьерного роста - тоже отличное поощрение за наставничество.
- Это не только повысит мотивацию наставников, но и создаст конкуренцию, что в свою очередь будет способствовать улучшению качества программы, - подчеркнула Анна Леухина.- Кроме того, стоит учитывать возможность профессионального и личностного роста как наставников, так и подопечных. Предоставление возможностей для наставников провести мастер-классы, делиться опытом на семинарах или участвовать в образовательных мероприятиях поможет им развиваться параллельно с учениками. Это создаст атмосферу взаимного обучения и развития, что в свою очередь повысит уровень вовлечённости и мотивации.
Как видим, успешная программа наставничества должна быть многоуровневой и гибкой, развивать как технические, так и мягкие навыки. Эксперты говорят, что это основа, на которой можно построить эффективное наставничество.
Что на практике?
Все когда-то были молодыми специалистами в ИТ-компаниях и проходили период обучения и адаптации. У каждого из них был свой наставник, ментор, человек, который вводил в профессию. Теперь же эти некогда начинающие специалисты сами становятся наставниками и помогают новичкам погрузиться в сферу. Например, роль ментора сейчас выполняет и постоянный спикер нашей рубрики "Войти в ИТ" Михаил Гуненков. В компании, где он работает разработчиком, программа наставничества декомпозирована на этапы длиной в год. Технические навыки оцениваются в результате регулярных проверок кода и встреч с обсуждением задач. Также для прокачки коммуникативных, мягких навыков в компании проводят тренинги, мастер-классы, создают онлайн-курсы.

- У молодого специалиста есть индивидуальный план, который прорабатывается вместе с наставником. План отражает посещённые мероприятия, наставнику следует контролировать системность процесса планирования активностей у молодого специалиста и его включённость в участие в запланированных активностях. Важной частью наставничества у нас является регулярная оценка (в конце года наставничества). Причём не только наставник оценивает молодого специалиста, но и молодой специалист оценивает своего наставника, - отметил Михаил Гуненков.
Ментор уверен, что группу наставников лучше формировать из числа сотрудников компании, а не приглашать "учителей" извне. И для них нужно сначала организовать обучение. Потому что знать самому, быть высококлассным специалистом в своей области - это одно, а уметь передать свои знания новичку - это совершенно другое. При этом обучение наставников не должно быть перегружено методологическими аспектами.
- На мой взгляд, необходимо прежде всего объяснить смысл этой работы и рассказать об инструментах. Например, разработать программу мероприятий на некоторый период (например, на год), внедрить систему поощрений для наставников, создать и поддерживать в актуальном состоянии базу обучающих материалов для молодых специалистов и наставников, - подчеркнул Михаил Гуненков.
В ИТ-компании, которой руководит Анна Захарченко, программа наставничества на данный момент находится в стадии написания и проработки. Но у них есть система работы с практикантами.
- Основная наша задача сейчас - прописать регламент, что мы и сделали. И необходимо выделить ответственного за это направление. Мы уже, как я сказала, прописали регламент, назначили менторов по технической части и коммуникативным навыкам, сделали чат для общения наставников и новичков, разделили все обязанности и заранее подготовили задания, - поделилась Анна Захарченко.

Мы видим: то, о чём говорили наши эксперты, вполне применимо на практике и успешно используется в ИТ-компаниях разной направленности.
Кстати, система наставничества работает не только в ИТ-индустрии. В школах опытные учителя помогают ученикам адаптироваться к учёбе и развиваться. В медицине молодые врачи учатся на практике под чутким руководством наставников. Даже в бизнесе новые сотрудники могут найти поддержку у более опытных коллег, которые помогают быстрее вливаться в коллектив.
Получается, что наставничество - это универсальный инструмент, помогающий людям расти и развиваться в любой профессии. Оно делает обучение проще, а опыт богаче. Если у вас есть возможность найти наставника или стать им для кого-то, не упустите её - это может стать началом удивительного пути и роста личности.
В нашей рубрике "Войти в ИТ" вы найдёте подборку познавательных материалов о деятельности разработчиков, тестировщиков и других специалистов сферы, а также истории того, как айтишники погружаются в мир информационных технологий и что их мотивирует на собственное развитие в индустрии.
Фото: предоставлены героями публикации и архив "Омск Здесь"
Изображения созданы с помощью Midjourney
0
0
0
0
0
0
Обсудить
0
|