Сегодня в проекте #встречисавтором - Татьяна Щербань, поэтесса, преподаватель правополушарной живописи. Она является соосновательницей клуба "ХитСтиХ", в рамках которого омские авторы читают свои стихи со сцены бара, и проекта "На грани слова", который позволил им же расширить границы своего творчества до театральной сцены со спектаклями "Восемь жизней" и "Нити".
В интервью "Омск Здесь" она расскажет, какие возможности дарит тем, кто хочет проявить себя, что такое поэтическое "вещество", зачем слушать разборы чужих произведений и к чьему голосу всегда стоит прислушиваться.
- Подборку стихотворений, прочитанных в нашем проекте в этот раз, вы предварили словами о том, что поэт не всегда пишет о себе - он также рассказывает истории разных лирических героев. Как часто вам случается писать о себе самой? И откуда приходят "чужие" истории?
- Писать о себе случается. И, наверное, поэзия даёт возможность метафорически высказать то, что, может быть, далеко беспокоит, волнует, вдохновляет. И весь внутренний материал у меня всегда оформляется в какие-то внятные жизненные вопросы, но он зачастую выливается через произведение. В прошлый раз я читала стихотворение "Полынь", оно про любовь, но в нём ни разу не произносится слово "люблю". Там интересная, даже сказочная история, но она тоже про меня. Очевидно, я всё-таки ассоциирую свои стихи с собой. Некоторые истории просто где-то услышаны. Запоминаются забавные, интересные, поучительные истории и потом трансформируются в произведения. Мы в суете становимся свидетелями чего-то, но не запоминаем это - оно записывается на подкорку, а потом выдаётся. У меня нет однозначного ответа, откуда приходят "чужие" истории. Предполагаю, они могут быть и не чужими. Возможно, это твои истории, а может быть, из прошлых жизней они приходят.

- Как бы вы раскрыли понятие "поэт"? Кого можно, а кого нельзя назвать поэтом?
- Мне очень нравится, что говорит по этому поводу Марина Александровна Безденежных: поэт - это всё-таки сочетание поэтического "вещества", чутья, которое даётся изначально, и мастерства, ремесла, это тот свод правил, по которым живёт поэзия. И только при их совокупности можно сказать, что это поэт. Если человек и владеет этим поэтическим "веществом" и развивает именно мастерство стихосложения, это очень важно. Нельзя быть поэтом, не зная русского языка. Если ты не понимаешь, по каким правилам живёт русский язык, как можно на нём писать литературу? Когда мы, допустим, разбираем стихотворение на лито, мы опираемся на законы стихосложения. Но это всегда субъективное мнение: для кого-то стихотворение будет замечательным, понятная метафора, мысль яркая, оно отзовётся внутри, а кого-то это стихотворение просто не затронет, пройдёт мимо, хотя оно будет написано технически грамотно. Кого нельзя назвать поэтом? Наверно, человека, который не умеет мыслить образами, а это и есть поэтическое "вещество", и который не понимает, по каким законам живёт поэзия.
- Как оттачиваете мастерство в искусстве стихосложения?
- Очень полезно для этого посещать разборы других авторов и подавать на разбор свои произведения, обращать внимание на сильные и слабые стороны. У меня уже довольно большой опыт участия в конкурсах, когда тебе приходит обратная связь от мастеров стихосложения. Возможностей для роста поэта много, нужно просто захотеть и искать.
Полезно читать хорошую литературу. Я очень люблю читать современных поэтов. Очень люблю слушать, воспринимать поэзию через слух. Так как я сама чтец и у меня нет ни одной изданной книжки, я очень часто выступаю с собственными стихами, и мне нравится подавать их как номер. Кстати, констатирую факт: большинство поэтов не умеют читать свои собственные стихи.

- Расскажите, как родился проект "На грани слова" и возникла идея создавать театрализованные постановки на большой сцене? Стихам и поэтам стало тесно в баре?
- Проект "На грани слова" родился как обучалка для поэтов клуба "ХитСтиХ". Мы ввели дисциплины "Основы стихосложения", чтобы люди могли обучаться этому в рамках проекта (отдельно делать постоянные курсы нет временно́й возможности), и "Авторская подача поэтического материала", веду её я. И там мы говорим об эмоциях, о законах, по которым живёт голос, где он рождается, как с ним работать, как его развивать, говорим о страхах, прежде всего перед сценой. Мы решили сделать финал проекта именно в формате спектакля, потому что этого не делал ещё никто. Как развернётся вся глубина проекта, какие потянет ниточки за собой, что скрыто внутри этого проекта, какие важные задачи он будет решать для каждого участника, мы поняли только уже в процессе. Там безумная психологическая проработка идёт.
В баре нам не тесно. Мы ежемесячно проводим наши уютные ламповые вечера. Раз в месяц мы собираемся в баре, где есть звукорежиссёр, который помогает людям слышать их голоса ярче. Это очень сильно помогает в стремлении к развитию именно в плане подачи. На наших вечерах очень тёплая атмосфера, около полусотни людей, практически все твои знакомые, не обязательно только выступающие - у нас есть гости, которые приходят послушать, и мы с удовольствием слушаем стихи друг друга и поддерживаем. Мы там творчески "переопыляемся", делимся творческой энергией в прямом смысле этого слова. Находясь в этом пространстве, молодые поэты слышат тех, кто пишет вполне сносно и даже хорошо, тех, кто уже посещает литературные объединения и поэтические семинары, и учатся у них, видят некий маяк для развития в поэзии, в подаче материала.

- В прологе к спектаклю "Восемь жизней" есть такие слова о внутренних борениях человека: "Слышно ведь голос, который слушаешь". А к какому голосу вы чаще прислушиваетесь и какие аргументы, споря, звучат в вашей голове?
- Если ты понимаешь, осознаешь и можешь сказать об этом, это значит, что ты уже на правильном пути. Если у тебя и возникает спор внутри, то тот самый голос, который противоречит моральным нормам, здравому смыслу, сердцу, совести, звучит всё реже и реже. Я даже не могу сказать, когда это со мной было в последний раз, по какому поводу и какие аргументы были. Но это и не аргументы, не мысленная форма, а скорее всего, на эмоциональном уровне происходит. Мы же не проговариваем себе фразами, - это всё через сердце и, наверное, уже не словами.
Процитированный стих был написан специально для спектакля, там у нас были белый и чёрный ангелы, которые боролись за душу каждого человека, за развитие их жизней. А я чаще прислушаюсь к своему сердцу, к совести, голосу справедливости. Он у меня с детства звучит очень ярко, и порой я его слышу намного острее, чем надо. Потому что вещи, которые, с моей точки зрения, меня даже не касаются, всегда будет для меня болезненными.
- Вы собираете вокруг себя множество увлечённых творчеством людей. Чего они жаждут? Чем притягиваете их?
- Надо, наверное, всё это спросить у самих людей. А вы уверены, что это я их притягиваю? Мне кажется, что это всё обоюдно. Все люди, которые входят в нашу жизнь, нужны нам ровно так же, как и мы им. Я часто слышу, что для кого-то я всё-таки являюсь маяком. Потому что во мне развита проявленность. Я о себе говорю, заявляю, я много где появляюсь и об этом потом пишу, это всё людям показываю. Они видят, куда можно пойти, как себя проявить и где реализовать, и это делают. У меня есть такая возможность - я даю эту возможность им. Но и они мне нужны именно поэтому же. Ни в одном учителе, ни в одном мастере нет смысла, если у него нет учеников, он просто не существует. Поэтому мы притягиваем друг друга, и точно так же я учусь многому у тех же людей. Только у нас сильные стороны разные: что-то они мне могут дать, что-то - я им. Всё обоюдно, и это очень здорово.

- Вы сказали, что самой большой гордостью в сфере поэзии для вас стал рост числа поэтов в клубе "ХитСтиХ". А чем гордитесь в других областях своей деятельности?
- Даже не числа поэтов, а рост самих поэтов, качества их поэзии. Количество может быть любым, ну то есть бери, кого хочешь, и пусть он там числится "мёртвыми душами". Вот нас в чате около ста, но всегда активных треть в лучшем случае. А вот то, что происходит рост поэтов, это для меня большой повод для гордости.
Я очень сильно горжусь тем, что я с нуля обучаю людей преподаванию правополушарной живописи и у них это прекрасно получается. И эти люди, довольные и счастливые, с прекрасными картинами, потом понимают, что многие рамки, которые существуют у них в голове, существуют только потому, что они сами их построили. И это касается не только живописи, но и многих аспектов жизни. Творческое начало, которое неизбежно развивается при занятии правополушарной живописью, даёт стимул для развития во всех аспектах, это тот самый креатив, когда лампочки зажигаются при принятии нестандартных решений в стандартных ситуациях, совершаются новые более эффективные шаги. Ещё один предмет гордости - это то, что многие люди убирают страхи внутри своей души, страхи, которые мешают им развиваться. Это тоже мой большой-большой предмет гордости.
Фото: скриншоты проекта "Встречи с автором"
0
0
0
0
0
0
Обсудить
0
|