
Цены на топливо в Казахстане до сих пор ниже, чем в соседних странах. В планах правительства привести их к соответствию с рынком ЕАЭС. Но пока что есть большая разница в ценниках, сообщает NUR.KZ.
Единый топливный рынок в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) нужен для упорядочения взаимных поставок, устранения внутренних барьеров, улучшения обмена энергоносителями и повышения эффективности их использования.
Однако пока что Казахстан является страной-участницей с самыми низкими ценами на топливо. Причиной такой разницы является особенность ценообразования в РК – данная сфера является убыточной, а низкие цены поддерживаются за счет бюджетных средств.
В то же время это создает определенные риски, связанные с дефицитом топлива на внутреннем рынке: его выгоднее вывозить за границу и продавать с большей наценкой. Поэтому стоимость топлива в Казахстане должна постепенно сравняться с показателями стран ЕАЭС.
Рассмотрим, на сколько из-за этого могут вырасти цены на бензин марки АИ-92.
Сколько еще "догонять" Казахстану
Чтобы узнать разницу в стоимости АИ-92, мы сравнили показатели средних цен по странам ЕАЭС за апрель 2025 года из данных официальной статистики, а также из открытых ресурсов, отслеживающих данный показатель (не все страны опубликовали данные о средних ценах).
Средние цены на АИ-92 в странах ЕАЭС (апрель 2025 года) |
Страна |
Цена в ₸ |
Армения |
646,12 |
Беларусь |
384,50 |
Казахстан |
205 |
Кыргызстан |
386,57 |
Россия |
337,98 |
Из этих данных заметно, на сколько сильно ниже цены в Казахстане.
А если сложить стоимость 1 литра бензина марки АИ-92 всех стран-участниц ЕАЭС и разделить полученную сумму на количество стран, то средняя цена в рамках самой организации составит 392,03 тенге.
Получается, что Казахстан отстает от этого показателя на 187 тенге.
И даже если взять за ориентир средние цены только в РФ, Кыргызстане и Беларуси (так как в Армении они значительно выше), то среднее значение составит 369,68 тенге – это на 164 тенге больше стоимости АИ-92 на отечественных АЗС (205 тенге).
Таким образом, для достижения схожего уровня стоимости с ЕАЭС цены в Казахстане теоретически должны будут увеличиться более чем на 50%.
Однако важно помнить, что этот процесс будет поэтапным.
Так, в феврале были отменены предельные цены на бензин – теперь продавцы ГСМ смогут самостоятельно устанавливать ценники.
В результате в мае было отмечено подорожание марки АИ-92 до 212-214 тенге в зависимости от регионов.
Напомним, что ранее эксперт сообщал, что дефицит топлива в Казахстане продлится, как минимум, до 2030 года. Это связано с тем, что строительство нового НПЗ для покрытия внутренних объемов потребления может начаться только к этому периоду.
Также были повышены предельные цены на товарный газ, но сумма подорожания зависит от региона и вида потребителей. |