Рассказываем, о чём мечтает инженер по инфраструктуре в сфере информационных технологий и какое промышленное будущее нас ждёт в контексте цифровой трансформации.
"Железячник", "инфраструктурщик" - так себя называет начальник отдела информационных технологий филиала АО "ОДК" "ОМО им. П. И. Баранова" Вячеслав Приходько. А я вижу перед собой человека, у которого горят глаза, когда он говорит о своей работе. А он в профессии больше 20 лет, и она ему не наскучила.
Мы поговорилои о профессионализме и любви к своему делу, цифровизации промышленности, её будущем в разрезе ИТ, о дополненной реальности и мечтах человека, "качающего цифру" на заводе.
- Вячеслав, что вдохновило вас выбрать карьеру в области информационных технологий?
- Я с детства люблю возиться со всякими железяками, техническими штучками. Вот, собственно говоря, это и вдохновило. Мне было интересно разобрать какую-нибудь банальную электронную игрушку и посмотреть, как внутри всё устроено. А дальше в школе началось знакомство с вычислительной техникой на уроках информатики и не только. Меня это заинтересовало. В 10 классе у меня появился компьютер - "Спектрум". Это были 90-е, и это было увлекательно.

Вячеслав Приходько
- Тогда мало у кого был компьютер. Каким был ваш вход в мир ИТ?
- Кто учился в школе в 90-е, практически все проходили через "Спектрум". Можно было игрушки, какие-то программы писать на том же Basic. В 9 классе, я помню этот разговор с отцом, он у меня работал в РЖД, о том, куда мне идти дальше и какую профессию выбрать. В целом мне тоже было интересна работа на транспорте, в том же РЖД, а он на меня смотрит и говорит: "Ты не транспортник, ты технарь, "железячник". Подумай над этим". Я благодарен своим родителям, что они мне предоставляли полную свободу выбора профессии. Поступал в два института: Политех на радиотехнический факультет и в ОмГУПС - факультет автоматики и телемеханики. Это был 1994 год. В итоге выбрал второй, потому что поступил на “айтишную” специальность. Это было мне интереснее. Во время учёбы в ОмГУПС наш поток застал эволюцию поколений компьютерной техники. На 1 курсе мы начинали работать ещё на старых машинах ЕС-1841, а закончили учёбу уже на Pentium. Сначала изучали и работали в MS-DOS 6.22, а потом уже Windows 3.1, 95, 98. Вся эта эволюция прошла через меня. Поскольку я технарь, то выбрал для своего дальнейшего развития такое направление, как ИТ-инфраструктура. Так и работаю уже 25 лет. Вход в профессию был простым и несложным.
- Помните ваше первое место работы?
- Моё первое место работы - это завод "Омскшина", с 2000 по 2003 годы. Я был после вуза “сырой”, и из меня можно было вылепить что угодно. Сначала меня определили к программистам. Примерно через месяц начальник отдела Григорий Петрович Кругляк понял, что это не моё, и сказал мне: "Ты там занимаешься ерундой, это не твоё направление" и отправил меня в группу “технарей”, инженеров-электроников. Я занимался поддержкой пользователей. Это всё, что у сотрудника на столе стоит: монитор, системный блок, принтер. Моя задача была в том, чтобы это всё работало: установка ПО, информационных систем, которые тогда были на предприятии, настройка сети, оргтехника, в том числе и ремонт. Это был мой старт, но у "Омскшины" уже тогда многие сетевые сервисы активно внедрялись, сеть была очень развита. У меня был свой участок, пользователи меня знали, со мной непосредственно контактировало порядка 500 человек - это было интересно и весело. Работа в большом коллективе, общение с большим количеством людей позволяют очень хорошо прокачать навыки взаимодействия, работы в команде да и просто помогает научиться выстраивать человеческие отношения.

- Каким был путь до завода им. Баранова?
- Завод имени Баранова, как вы поняли, не первое моё место работы. И не знаю, последнее ли. Учитывая, что ИТ развивается стремительно, мне не интересно сидеть и вариться на одном месте в чём-то одном. На одном из моих прошлых мест у меня была работа под конкретный проект. Я вёл инфраструктурную его часть: серверы и иже с ними. Проект был реализован, его запустили, и руководство предложило мне остаться и сопровождать проект. Я спросил, а будет ли какое-то развитие в дальнейшем, на что мне дали отрицательный ответ и предложили сопровождать имеющееся. Я извинился и сказал, что мне такое не интересно. Я много где работал, но везде было какое-то развитие: вывод ИТ-инфраструктуры предприятия на более высокий уровень, внедрение новых сервисов, облегчение работы пользователей. Это всё помогает сделать работу сотрудников предприятия лучше, приятнее, проще и быстрее.
- Сейчас вы чем там занимаетесь?
- Руковожу отделом - всё, что касается информационных технологий на заводе, так или иначе проходит через наш отдел. Считаю, что у нас в отделе замечательная команда- это и программисты, занимающиеся разработкой, и специалисты по сопровождению информационных систем, и инфраструктурщики (связисты, инженеры-электроники, инженеры технической поддержки), и типография, которая занимается выпуском печатной продукции для подразделений завода. Также я являюсь дублирующим системным администратором. Не хочу терять квалификацию, к тому же мне это интересно. Поэтому, когда наш основной админ в отпуске, на больничном или просто “зашивается”, я подключаюсь. Я всегда рядом, я в соседней комнате: заходи, звони, скажи, что надо, - всё сделаем. На заводе работать интересно, идёт постоянное развитие практически по всем направлениям. У нас в настоящее время в реализации находятся несколько достаточно крупных ИТ-проектов.
- Вячеслав, вы сказали, что для вас важно развитие. Каким вы его видите в ближайшие 2-3 года? В чём это будет проявляться?
- Такие вопросы задаёте! Тут, ёлки-палки, не знаешь, что с тобой через месяц-другой будет, даже не знаю, когда в отпуск пойду, а вы говорите про 2-3 года.
- Давайте помечтаем. Спрошу так: в каком бы направлении вы хотели развиваться? Возможно, в разрезе цифровизации промышленности, о которой мы с вами говорили в прошлый раз?
- Давайте помечтаем. Про цифровизацию прямо с языка сняли. Действительно, это реализация какого-нибудь проекта по цифровизации предприятия. У нас сейчас полным ходом идёт внедрение системы мониторинга промышленного оборудования. Основная часть уже завершена, идёт дальше расширенная настройка системы. Над чем-нибудь подобным хочется работать дальше - над системой, которая реально полезна, нужна предприятию. Над проектом, направленным на развитие, улучшение работы производственных подразделений. Возможно, даже над интеграциями работы производственных подразделений с обеспечивающими, которые будут полезны в ближайшее время. Также, естественно, продолжаем проект импортозамещения.
Когда выступал с докладом на X Международном ИТ-форуме "Цифровая индустрия: новые вызовы" в марте, меня спросили, прекратим ли мы проект импортозамещения системного ПО, если тот же Microsoft вернётся на наш рынок. Да конечно же, не прекратим! Не прекратим просто потому что, даже если они вернутся, доверия им уже нет. И здесь подходит фраза из одного анекдота: ложечки-то нашли, а вот осадочек остался.
- Вы больше 20 лет в этой сфере. Лично у вас за это время накопились какие-то нереализованные идеи или проекты, которые хотелось бы, но пока не удалось осуществить?
- Так навскидку и не скажешь. Разве что создание инфраструктуры какого-нибудь большого предприятия с нуля. Это было бы вообще замечательно. Часто приходится работать с уже готовой инфраструктурой: обеспечивать то, что есть. Ломать то, что уже создали до тебя и, по твоему мнению, сделали это неправильно. При всём этом предприятие, организация должны работать, а делать всё это параллельно тяжело. Хочется создать что-нибудь эдакое. Полностью цифровизовать предприятие с нуля было бы классно.

- Любое предприятие или есть какие-то предпочтения?
- Смотрите, профессия айтишника универсальна. Я работал в разных сферах: "Омскшина" и завод имени Баранова - промышленность, МТС - телеком. "Мостовик" - строительство. Айтишник, особенно инфраструктурщик, везде найдёт себе применение: серверы, пользователи, сети есть везде, неважно какой профиль деятельности организации. Все всё это везде используют. Разница лишь в специфике и в информационных системах, которые применяют в той или иной организации. Главное, чтобы это было интересно, драйвово, чтобы захватывало и никто не вставлял палки в колеса, да ещё и денег давали на айтишную деятельность.
- Вячеслав, как вы находите баланс между работой и личной жизнью, особенно учитывая динамично развивающуюся сферу и то, что вы даже не знаете, когда в отпуск пойдёте?
- Вы знаете, надо уметь переключаться и не стесняться иногда нажимать кнопку "отклонить" на телефоне, например, когда идёшь в бассейн. Я не говорю, что у меня это всегда прям хорошо получается. Нередко бывает так, что и вечером с женой за ужином что-нибудь по работе (моей или её) обсуждаем. Главное, чтобы каждый ужин не превращался в планёрку. Считаю, что каждый человек должен сам для себя найти тот самый баланс между личным и рабочим, ответить самому себе на простой вопрос: “Я живу, чтобы работать или работаю, чтобы жить?” Надо уметь пользоваться свободным временем и по возможности планировать его. Работа может внести свои коррективы в отдых - бывает так, что нужно срочно приехать на работу или ответить на звонок. Но если выдаётся свободное время, нужно по максимуму его использовать, абстрагироваться от работы. Тратить его на себя, свои увлечения, на семью. Стараюсь два раза в неделю ходить в бассейн. Дочь разделяет моё увлечение - вот вам заодно и совместное времяпрепровождение. Опять же мои любимые технические железячки, но уже из другой сферы: автомобили. Всё, что я могу в машине сделать сам, делаю с удовольствием без автосервиса. Также мы любим с семьёй путешествовать.
- Путешествуете на машине или предпочитаете транспорт побыстрее?
- И на машине, и на поезде, и иногда на самолёте (если поездом не получается). Мы предпочитаем на дальние расстояния ездить на поезде, чем летать на самолёте. Многие говорят, что вот до Чёрного моря из Омска трое суток в поезде трястись. Наоборот, это классно! Можно выспаться как следует, а также всей семьёй посмотреть на ноутбуке фильм, поразгадывать кроссворды, поиграть в "дурака", погулять на станциях. Да много чего можно придумать за время в пути, было бы желание.
- Вы работаете в тяжеловесной промышленной отрасли. Какой ценный урок Вы извлекли за это время?
- У лидера группы "Алиса" Константина Кинчева в песне "Мама" есть такие строки:
"А ты хоть раз попробуй, оглянись да посмотри,
Что сумел, что сделал и кто этому рад"
Вот, собственно говоря, то, что ты сделал, имеет реальную ценность или так просто - выхлоп в воздух? Главное, чтобы твой труд был нужен, полезен, чтобы результат твоего труда работал качественно. Да, я всю жизнь живу и работаю в Омске и спокойно хожу по городу, не боюсь, что меня кто-то остановит и выматерит, да или просто скажет с укором: “Вячеслав, вы там-то не то сделали.” Примерно в духе того, как было в известном фильме Гайдая: "Карп Савельич, вы негодяй! " Вот мне так не говорят.
Насчёт урока… Не знаю, вообще стараюсь исповедовать ИТ с человеческим лицом - так мне сказали. Я работал в одной организации, и там говорили, что благодаря мне они узнали, что ИТ может быть другим, с человеческим лицом. Чёрт знает почему, но это было приятно. Надо нести ответственность за свои слова, действия. Особенно если тебе на работе приходится делать то, что может повлиять на деятельность всего предприятия. Банально, даже настраивая систему хранения данных, 10 раз надо всё перепроверить. Цена подчас высока - работа всего предприятия и его архив, может быть, даже за всю его историю.
- За время интервью не раз услышала от вас "это интересно". Скажите, от чего в работе горят ваши глаза?
- От чего-то нового, от того, что тебе предстоит делать. Всегда горят глаза, когда обладаю минимумом информации, когда ещё точно ничего не знаю, но потом начинаю искать… Приведу пример из своего опыта - тогда работал в "Мостовике". Район строительства большой ледовой арены в Сочи. Там у нас был объектный офис, работали специалисты как строительно-монтажных управлений, так и проектировщики. Приходит ко мне коллега с листочком бумаги, на котором фрагмент планеты Земля со спутника Google, и говорит: "Смотри, на листе помечена точка с координатами. И надо, чтобы в этой точке было всё то же самое, что у тебя на столе". То есть местный телефон, работающий компьютер с теми же сервисами и доступом к тем же ресурсам, что и в Омске. А исходная информация лишь на этом листе бумаги с обозначенной точкой. И через две недели там всё работало. И от осознания того, что это сделал ты, горят глаза. Это же круто.

- Каким вы видите будущее промышленности в контексте цифровой трансформации и какую роль играет ИТ в этом процессе?
- Сейчас начинают понимать, что ИТ - это одно из ключевых звеньев в работе предприятия. Раньше, допустим, в начале 2000-х, к айтишникам относились чуть лучше, чем к техничкам, и чуть хуже, чем к водителям. Сейчас без айтишников ни один телефонный звонок не совершится, ни одна деталь в производство не запустится, потому что надо рассчитать все этапы производства. Так, что сейчас к айтишникам в промышленности начинают лучше относиться. А если говорить о перспективах, то цифровизация будет проникать всё дальше и дальше. Уже сейчас на промышленных предприятиях используется дополненная реальность, например, для облегчения процесса технического обслуживания, ремонта оборудования. Когда, надев очки виртуальной реальности, электромонтёр подходит к какой-либо электроустановке с целью её обслуживания, а ему уже перед глазами виден весь алгоритм процесса: сначала вот этот выключатель выключи, а этот потом включи, затем проверь то, то и то и т. д. И пока он в правильной последовательности эти действия не выполнит, техобслуживание этой электроустановки не будет произведено. То есть вот такие вещи будут дальше внедряться всё шире.
Чтобы больше знать, чем живёт мир информационных технологий у нас в Омске и за его пределами, читайте нашу рубрику "Войти в ИТ".
Фото: Илья Петров
Главное изображение создано с помощью Midjourney
0
0
0
0
0
0
Обсудить
0
|