Правила пользования
Курс ЦБ на 18.04 USD 523.2 up 1.53
EUR 594.3 up 1.84
RUB 6.38 up 0.06
18 апреля Пятница, 08:37
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«"Роли, о которых я мечтала, становились моей целью". Интервью с вокалисткой "Геликон-оперы"»

Дата: 09.04.25 в 13:08
Мобильная версия Шрифт

Каково это, когда твоя мама - педагог по вокалу, о чём музыканту напоминают старые "звонкие" трамваи в Омске и какая психологическая проблема у гоголевской Оксаны - читайте в нашем материале.

В марте оперная певица (сопрано) Елизавета Кулагина, которая родилась в Омске, вошла в шорт-лист "Премии Художественного театра". Выпускница Омской детской школы искусств № 1 им. Ю. И. Янкелевича, с 2021 года - солистка Московского музыкального театра "Геликон-опера", была отмечена в номинации "Опера" за партию Оксаны в постановке театра "Черевички" (16+). Мы пообщались с Елизаветой и узнали, как поступить в консерваторию, минуя училище, и какой "климат" взаимоотношений царит в "Геликон-опере".

- Елизавета, наверняка, музыка появилась в вашей жизни с рождения. Ваша мама была солисткой Омского государственного музыкального театра и преподавала в классе академического вокала ДШИ № 1 им. Ю. И. Янкелевича. Помните колыбельные, которые она вам пела, или вы выросли на её репертуаре?

- Колыбельные я плохо помню - они были совсем в раннем возрасте. Пожалуй, одно из первых впечатлений от оперы - мамина Мими из "Богемы" Пуччини, помню, как слушала её в четыре года из зала. В конце героиня умирает, но ребёнку сложно осознать, что это происходит только с персонажем. Эта сцена меня так впечатлила, что я разрыдалась. И пока не увидела маму за кулисами после спектакля, я не успокоилась, потому что думала, что она умерла на сцене.

- А есть ли у вас любимые партии мамы?

- Я очень хорошо помню её Кошку в "Кошкином доме". Она была настоящей: элегантной, пушистой, выразительной. И по сей день я иногда вспоминаю песню Кошки, потому что мама её напевала дома, когда репетировала. Ещё я видела видеозаписи, которые сохранились у мамы на кассетах, её выступления в роли Сильвы из оперетты Кальмана "Сильва", Татьяну из "Евгения Онегина" Чайковского, а также Мими из "Богемы" Пуччини. Это, пожалуй, мои самые любимые партии, потому что это тот репертуар, к которому я тоже сейчас пришла. Учиться на записях мамы для меня - большая радость.

- Когда вы поняли, что хотите заниматься музыкой? Или сначала, как это часто бывает, решение за вас приняли родители?

- С детства я занималась всем тем, что мне нравилось. Не было никакого давления со стороны родителей в выборе профессии. Мама всегда говорила: "Я приму любой твой выбор, но имей в виду, что в музыке я всегда смогу быть твоим наставником, когда тебе это будет необходимо". Это джекпот! У меня есть близкий человек, которому я могу довериться полностью, в том числе и в профессии. Решение о том, что я хочу связать свою жизнь с музыкой, я приняла самостоятельно примерно в 12 лет.

- А до этого момента кем мечтали стать?

- Я хотела стать балериной, занималась балетом. Но примерно к 12 годам стало понятно, что я выросла достаточно высокой девочкой, и моя физиология уже не выдерживала таких нагрузок. Я осознала, что, скорее всего, больших высот в балете не добьюсь. В это время в музыке всё складывалось успешно. Как будто бы большие перспективы были видны именно в этой сфере.

- Кто был вашим педагогом по вокалу?

- С 7 лет я училась в музыкальной школе, педагогом была моя мама. Она никогда специально не делала из меня певицу и хотела, чтобы я всесторонне развивалась. Поэтому изначально мы выполняли простые упражнения с лёгкими мелодиями. Только когда мне исполнилось 10 лет, мама стала уделять мне больше времени.

У неё в классе были опытные ребята, которые готовились к поступлению в училище. Они были голосистые и более амбициозные, возможно, в каких-то моментах. Я всегда сидела и слушала их. Когда ты смотришь со стороны, как учитель слышит пение другого человека, ты вместе с ним проводишь этот анализ, и это помогает тебе воспитать свой музыкальный слух и восприятие голоса другого человека. Мне было безумно интересно наблюдать за тем, как мама преподает и как меняются голоса её учеников в лучшую сторону.

- Кого из педагогов ещё можете выделить?

- Моя мама была моим педагогом вплоть до выпуска из музыкальной школы, до 18 лет. Потом, когда я поступила в Петербурге в консерваторию, моим педагогом стала профессор Тамара Дмитриевна Новиченко. Пять лет специалитета и два года ассистентуры-стажировки я училась у неё в классе.

Моим наставником в Молодёжной программе "Геликона" была Народная артистка России Наталья Игоревна Загоринская. Я безумно счастлива, что мы познакомились и что мы близки с ней. Она для меня особый человек, который открыл мне новые грани музыки и продолжает делать это до сих пор. Я и сейчас обращаюсь к ней за советами.

- В чём плюсы и минусы, когда мама - педагог?

- Пожалуй, плюсы в том, что я могу в любое время дня и ночи рассчитывать на её помощь в любом вопросе. Если говорить о минусах, то они были только в подростковый период, когда психика по-другому работала. Было сложно разделять: это мама, а это педагог. В какой-то момент я даже путалась и могла в музыкальной школе сказать ей "мама", а дома обратиться как к Елене Николаевне.

- Большинство оперных певцов и музыкантов, которые родом из Омска, оканчивали Музыкальное училище имени В. Я. Шебалина. Почему вы не пошли по этому пути?

- В моей родной музыкальной школе №1 им. Ю.И. Янкелевича очень сильная профессиональная база. У нас потрясающие педагоги по фортепиано, вокалу, теоретическим предметам - сольфеджио и музыкальной литературе. Представьте, какой уровень: если другие люди поступали в консерваторию после обучения в музыкальном училище, а я смогла это сделать после 11 классов и окончания музыкальной школы! То есть мои учителя смогли мне дать всё то, что люди проходят чаще всего за четыре года в музыкальном училище. Конечно же, большое спасибо маме, что она смогла научить меня к 18 годам петь так, что я была вторая в рейтинге при поступлении. Это потрясающий результат! Мы были в восторге, что у нас получилось.

- Вы учились в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Как прошла адаптация к новым педагогам, к учёбе и к новому городу в целом?

- Всё прошло достаточно легко в особенности из-за того, что вокруг были очень заинтересованные люди - однокурсники и педагоги. Всё было в новинку и всё воспринималось только восторженно. Когда ты пребываешь в таком состоянии, ты с удовольствием проходишь все сложности. Я счастлива, что училась в старейшей консерватории России. Надеюсь, что я буду достойным выпускником своей альма-матер.

- В родной Омск часто приезжаете? Есть ли любимые места здесь?

- К сожалению, я редко бываю в Омске сейчас, но, конечно, у меня есть там особенные места. Я очень люблю двор своего дома. Сейчас он выглядит уже по-другому, но в моей памяти сохранились высокие деревья с пышной зелёной листвой и терпким сладким воздухом, когда они расцветают. Я хорошо помню именно лето в нём. Моё детство пришлось на начало 2000-х. Как же я любила наши омские трамваи! Тогда они были красные и очень гремящие. Я очень любила ездить в школу и обратно на трамвае, потому что я наслаждалась тем, как они гремят. Каждый раз, когда я приезжаю в Омск, я стараюсь хотя бы немного прокатиться на них. Сейчас они не такие звонкие, но, по-моему, осталось ещё несколько тех, что из моего детства.

Конечно же, я очень люблю наш Музыкальный театр, в котором проводила много времени на занятиях в балетной студии. Мы даже выходили на сцену в некоторых спектаклях. Например, "Кошкин дом" и "Рикки-Тикки-Тави". Я помню все коридоры, выходы на сцену, атмосферу гримерок с запахом лака, косметики и антистатика.

- Вы участвовали в Первой Молодёжной программе оперных артистов театра "Геликон-опера" в сезоне 2020/2021. Из десяти вокалистов оставили только вас. Что вы почувствовали в момент объявления вашего имени?

- Я всегда с теплом вспоминаю период молодёжки, это было потрясающее время. Поэтому очень хотелось, чтобы мы все стали частью труппы "Геликона". Конечно, театр продолжает поддерживать связь и даже сотрудничать с другими выпускниками первого набора Молодёжной программы, но я понимала, что таким же составом мы, скорее всего, больше никогда не соберёмся. Все подмечали, что наша десятка была идеальной командой по слаженности в работе. Мы хорошо понимали друг друга и невероятно весело проводили время вместе. Это показатель того, что мы все на одной волне. Я надеюсь, что у каждого из нас десятерых будет потрясающая счастливая судьба и в творчестве, и в жизни, потому что все ребята безумно талантливые.

- Как коллектив "Геликон-оперы" вас принял? Вообще молодым исполнителям в коллективе помогают или дедовщина и конкуренция всё-таки присутствуют?

- Там потрясающая атмосфера дружбы и взаимопомощи! Это ни в коем случае не конкуренция или дедовщина. Это то место, где люди занимаются настоящим творчеством и искусством, поэтому то, что мешает этому, там возникнуть не может. Я очень люблю наш коллектив. Большая радость, что в театре есть такие семейные взаимоотношения.

- Вы попали в шорт-лист "Премии Художественного театра" за роль Оксаны в постановке театра "Геликон-опера" "Черевички" П.И.Чайковского. Какая она - ваша Оксана?

- У любого героя, появляющегося на сцене, есть внутренний конфликт. Артисту важно найти для понимания персонажа то, чего боится его герой, чего хочет и как развивается образ в течение спектакля. Во время постановочного процесса я для себя поняла, что травма Оксаны в покинутости. Её матери не стало, а отец вовсе не даёт должного внимания дочери. Да, она взрослая и самостоятельная, но той родительской любви и заботы, которую хочет видеть каждый ребёнок независимо от возраста, ей не хватает. Именно из-за этого в ней и произошёл такой слом - она сначала требует внимания от других людей, а затем, когда его получает, делает вид, что эта любовь ей вовсе не нужна. Ведь если кто-нибудь заметит, что ей это приятно, это сделает её уязвимой.

 

Я старалась показать свою Оксану очень ранимой внутри, но при этом напоказ уверенной в себе и в каком-то смысле даже взбалмошной, спесивой, строптивой. Мне хотелось, чтобы раскрывался её внутренний мир, когда она один на один со зрителем, но в остальное время Оксана "играла" образ неприступной девушки. Так зрителю, я думаю, видно, что глубоко внутри это очень добрый и ранимый человек, который боится показать свою слабость и признаться в том, что она способна любить.

- Елизавета, а есть ли у вас партия, которую вы мечтаете исполнить?

- К счастью, чаще всего роли, о которых я когда-либо мечтала, становились моей ближайшей целью. Очень короткий промежуток времени от мечты до цели. Мало кто может таким похвастаться, но мне очень повезло, и в "Геликон-опере" у меня складывается именно так. Однажды я бы хотела исполнить Манон в одноимённой опере Жюля Массне. Возможно, когда-нибудь у меня будет такая возможность, но, я думаю, пока эта роль для меня в разделе "мечта". Такую цель сейчас я себе ставить не буду, но, если она передо мной возникнет, я обязательно захочу её осуществить!

Фото Ирины Шымчак, а также из личного архива героини материала

Нравится 3 Ха-Ха 0 Удивительно 0 Грустно 0 Возмутительно 0 Не нравится 0 0
Просмотров: 48


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на [email protected].
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2025 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×