Правила пользования
Курс ЦБ на 03.04 USD 503.05 up -0.1
EUR 542.99 up -0.31
RUB 5.98 up 0.05
03 апреля Четверг, 17:33
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«"Ты начинаешь жить в другом теле". Руслана Доронина о личной боли на сцене и погружении в детскую непосредственность»

Дата: 02.04.25 в 15:04
Мобильная версия Шрифт

Актриса Руслана Доронина открывает закулисье спектакля "Пыль" и рассказывает, чем театр лучше кино и что отвечает на вопросы фанатов сериала "Слово пацана", в котором сыграла роль матери Айгуль.

В Омске продолжается VII Всероссийский фестиваль моноспектаклей ЧАТ (18+). В этом году он познакомит зрителя с непростыми судьбами людей, закрепившихся в истории. Ранее мы писали, что своим мнением об устройстве мироздания поделится и искусственный интеллект (ИИ).

Одной из историй о людях станет рассказ о тягостной жизни девчонки с пацанским характером и трепетной душой - немецкой писательницы Ирмгард Койн. Она прошла через непринятие обществом, её книги подверглись публичному сожжению нацистами во время Второй мировой войны, а самой ей пришлось бежать из родного дома. Ирмгард удалось вернуться в Германию, но и там она могла жить только нелегально из-за новостей о её самоубийстве.

2 апреля на сцене Лицейского театра независимый проект "Лаборатория 13" (Москва) представит кукольный спектакль-драму "Пыль" (16+) по книге Ирмгард Койн "Девочка, с которой детям не разрешали водиться".

Идея спектакля-байопика возникла в 2021 году, главную и единственную роль в нём исполнит актриса Руслана Доронина, которая многим запомнилась по роли матери Айгуль из "Слово пацана. Кровь на асфальте" (18+). Актриса рассказала "Омск Здесь", как актёру ради роли проходится сыпать соль на свои душевные раны, почему в театре у него есть только одна попытка и встретилась ли актриса с негативом после роли в нашумевшем сериале.

- Руслана, знали ли вы до работы над "Пылью" о писательнице Ирмгард Койн? Читали ли её книги?

- С книгой "Девочка, с которой детям не разрешали водиться" Ирмгард Койн я была знакома с детства: видела её на полках в библиотеке, пролистывала, но не читала. А автор идеи спектакля - художник Наталья Мишина - выбрала эту книгу для сцены, потому что в детстве она была её любимой. Но спектакль "Пыль" - это не иллюстрация книги писательницы, а исследование судьбы самой Ирмгард Койн. В конечном итоге "Девочка, с которой детям не разрешали водиться" - это история о ней самой, о девочке, которая пережила невероятные приключения. Когда я начала работать над спектаклем, я прочитала и другие книги Койн, которые мне действительно понравились. Вот как бывает: ничего не знаешь о писателе, а потом вдруг оказываешься внутри его мира. Ведь книга - это всегда разговор писателя с читателем, и он говорит с ним на своём языке.

- Спектакль охватывает всю биографию писательницы или какие-то моменты вы опустили в своём рассказе?

- Я начинаю рассказывать об Ирмгард Койн с момента её рождения и заканчиваю спектакль словами самой писательницы о том, что в 1982 году, когда ей было 77 лет, она умерла. Однако спектакль построен нелинейно. В некоторые моменты мы возвращаемся в прошлое, затем снова забегаем вперёд. Это своего рода дневник её памяти, а наши воспоминания не всегда следуют хронологическому порядку. Спектакль позволяет нам делать отступления, когда память уводит нас в будущее или, наоборот, в прошлое. В такие моменты Ирмгард рассказывает о том, через что ей пришлось пройти, создавая тем самым многослойный и динамичный нарратив.

- Помните ли вы своё состояние, когда только начали погружаться в биографию писательницы? О чём сразу подумали?

- Спектакль, который мы создали, получился сложным, драматичным, а порой даже трагичным - как и сама судьба Ирмгард Койн. Погрузиться в эту историю требует смелости, но я человек отчаянный и люблю такие роли. Я смело шагнула в эту воду, желая не только сыграть, но и прочувствовать жизнь этой удивительной женщины. Репетиции шли непрерывно, и люди, наблюдая за нашим процессом, часто спрашивали меня, как я себя чувствую и как восстанавливаюсь после них. А жизнь у Ирмгард была трагичной: чего в ней только не было! И первое, о чём я подумала, - как же эта жизнь сложна и проста одновременно. У каждого из нас свой Путь, и Ирмгранд прошла свой достойно, не утратив чувства юмора. Самыми тяжёлыми были первые репетиции: нужно было нащупать язык спектакля. Тем не менее, мне казалось, что я её понимаю и погружаюсь в её мир на все 100 %. И нужно было погрузиться в героя с головой, дойти до неистовства, чтобы в процессе можно было сбалансировать образ. Нам хотелось, чтобы на сцене появился не просто ходульный персонаж, а живой человек.

- У вас с Ирмгард Койн есть что-то общее или она вам интересна только как актрисе?

- Когда актёр или актриса приступает к репетициям и получает роль, они, как правило, начинают искать общие точки соприкосновения с персонажем. Особенно болевые. Каждый актёр стремится выявить те реальные и правдивые аспекты, которые были и в его собственной жизни. Когда мы находим эти общие точки соприкосновения, мы пропускаем их через своё сердце, душу. Именно в этот момент образ персонажа может тронуть зрителя, потому что он увидит в нём что-то близкое и знакомое. У каждого в жизни были моменты, когда, например, мы чувствовали боль от потери близкого человека или переживали моменты радости и любви. Эти универсальные чувства объединяют людей, и именно они делают персонажа живым.

Я думаю, что во мне где-то до сих пор живёт та девочка, о которой пишет в своей книге Ирмгард: свободный, независимый от чужого мнения ребёнок, который смотрит на мир широко открытыми глазами. Или мне хочется так думать.

- Это ещё и кукольный спектакль. Почему было важно ввести в рассказ о жизни Ирмгард Койн кукольное действие? Отражает ли это как-то особенности её биографии или характера?

- Куклы в этом спектакле представляют собой людей из воспоминаний главной героини. Есть кукла самой Ирмгард, есть мама, папа, учителя и друзья, с которыми она, бывало, ссорилась и дралась. Куклы в спектакле используются планшетные, они плоскостные. Они сами как ожившие книжные иллюстрации, сошедшие со страниц на сцену. Я не разыгрываю каждого персонажа отдельно, все герои показаны через восприятие их Ирмгард.

 

- В вашем актёрском портфеле, насколько мне известно, это не первая историческая личность, в которую вы перевоплощаетесь на сцене: вы также играли Фриду Кало. Одно дело, когда ты играешь вымышленного персонажа, но другое - играть некогда жившего человека. Сковывает ли вас в творческом отношении тот факт, что ваши героини - известные на весь мир люди? Вы их делаете такими, как их рисует нам история, или добавляете в них что-то от себя?

- В моём актёрском багаже не только Фрида Кало, но и Эдит Пиаф, а также Лиля Брик. У нас есть определённая информация о них. Если говорить об Ирмгард Койн, то информации о ней не так много, и это создаёт определённые ограничения. Есть фотографии, а видео мы не нашли, которые бы показали, как она ходила или как разговаривала. Всё это остаётся в области моей фантазии - моего взгляда на Ирмгард Койн.

Удивительным фактом является то, что статуя Ирмгард Койн установлена на башне Кёльнской ратуши среди каменных статуй известных людей страны. Когда я увидела изображение этой статуи, я поняла, что одежда, в которой я работаю над образом Ирмгард, и мои финальные телодвижения в спектакле повторяют позу её статуи.

- Вы говорили в одном интервью, что любите играть героинь со сложной судьбой. Бывало ли такое, что кризисы, через которые проходит ваш персонаж, помогают вам пережить какие-то ваши личные моменты? Или то, что вы проживаете на сцене, остаётся только на сцене?

- Я часто играю героинь со сложными судьбами. Хотя я также участвую в антрепризных спектаклях и играю комедийные роли. Вдвойне сложнее, когда ты понимаешь, что ты тоже проживал какую-то сложную ситуацию и уже забыл о ней, а тебе её снова нужно поднять из глубины для роли. Мне бы и хотелось забыть плохое, чтобы моя душа успокоилась, а роль тебе это сделать не даёт. С другой стороны, в психологии существует представление о том, что проговаривание своих проблем снова и снова помогает облегчить внутреннее состояние. Возможно, именно в этом заключается парадокс актёрской игры: зритель, скорее всего, не поймёт, что ты говоришь со сцены о своей боли и льёшь по ней свои слёзы.

- Почему с этой девочкой - Ирмгард, не разрешали водиться?

- Да потому что она была настоящим сорванцом. Живой, непосредственный и свободный ребёнок, она не знала лицемерия и ханжества. Она говорила то, что думала, и делала то, что считала нужным. Она воспринимала мир с удивительной непосредственностью и жила по своим правилам, не обращая внимания на взрослые запреты и устои. В одной из историй нашего спектакля ей говорят, что она должна грустить и плакать, а она на это отвечает, что не понимает, почему должна это делать. Она дружила с пацанами и не ладила с девочками из-за мальчишеского характера (смеётся).

- Вы не только актриса театра, но и актриса кино. Но что вам ближе по духу: сцена или съёмочная площадка?

- Я актриса театра и кино, а моё первое образование - актриса театра кукол. Я окончила Нижегородское театральное училище, а затем ГИТИС. Кино периодически появляется в моей жизни, но моя настоящая любовь - это театр. В нём есть та самая живая история, которую я очень люблю. Процесс репетиции для меня - это нечто особенное. Многие не любят репетировать, но я обожаю. Да, он может быть мучительным, но наблюдать за тем, как внутри меня рождается персонаж - это мистика. В этот момент ты становишься другим человеком. Твоя физика - руки, ноги - уже не твои. Ты начинаешь жить в другом теле.

В кино всё происходит стремительнее. Это требует высокого профессионализма от киноактёров: иногда ты приходишь на площадку и играешь финальную сцену своего персонажа, а через несколько дней - сцену, где он только появляется. Но в театре нет права на ошибку. Сцену не сыграть дважды, если ты не на репетиции. Звенит третий звонок, и дальше всё как на одном дыхании: ты выдыхаешь уже на поклоне.

- А почему вообще решили попробовать себя в кино?

- Я думаю, любой актёр хотел бы попробовать себя в кино, и я не исключение. Моя карьера началась с простых сериалов в 2006 году. Съёмочный процесс всегда был для меня увлекательным: у него есть свои законы и правила, по которым живёт кино. Это другой способ существования для актёров.

- Есть ли у вас роль, которая повлияла на вашу карьеру или личность больше всего?

- В моей кинокарьере есть несколько знаковых фильмов, среди которых полнометражная картина "Конвой" (18+), снятая в 2012 году режиссёром Алексеем Мизгирёвым. Это авторское кино. В этом фильме в основном представлены мужские роли, и лишь две женские - одну из них сыграла я. Этот фильм не все могут смотреть. Некоторые мои знакомые говорили, что после просмотра их накрыло "железобетонной плитой". После съëмок в этой картине меня заметил Кирилл Серебренников, и я получила приглашение поработать в "Гоголь-центре". "Конвой" представлял нашу страну на Берлинском международном кинофестивале и получил награды на "Кинотавре" и ММКФ (Московский международный кинофестиваль, - прим. ред.). Вообще, я считаю, что каждая роль приходит к артисту в тот момент, когда он готов к ней. Если бы роль Ирмгард пришла ко мне, может быть, лет 10 назад, я бы с этим персонажем не справилась. Всё, что я играла до этого, было некими ступенями к этой роли.

- Многие теперь знают вас по роли мамы Айгуль в "Слове пацана" (18+). Персонаж получился отрицательный: мать проявила невероятную жестокость к дочери. Не сталкивались ли вы с агрессией со стороны зрителей и не задевает ли вас тот факт, что эта роль стала узнаваемой в вашей актёрской биографии?

- В отношении меня из-за моего персонажа агрессии не было. Зрители поняли, что я актриса, играющая определённую роль, и на самом деле я совершенно другая. Роль матери Айгуль была на сопротивление: я бы никогда не поступила так, как моя героиня в сериале. После выхода серии в социальных сетях я получила множество комментариев о том, какая моя героиня мерзкая. Люди писали, что невозможно представить себе мать, поступающую таким образом. Был один комментарий от девочки-подростка, которая спросила: "Зачем ты вылила суп Айгуль?". Я спокойно ответила: "Потому что так было написано в сценарии". Девочка, конечно, не ожидала.

Что касается узнаваемости персонажа, то меня это совершенно не задевает. Да, моя роль стала достаточно известной, но в повседневной жизни меня, Руслану Доронину, никто особенно не узнаёт (смеётся).

- Кого бы вы мечтали сыграть на сцене или в кино?

- Мы, актёры, народ ненасытный. У меня есть давняя мечта - сыграть Леди Макбет по рассказу Лескова. Это произведение всегда меня вдохновляло, и я надеюсь, что когда-нибудь смогу воплотить эту роль на сцене. Интересно, что всё, что я загадываю, в конечном итоге сбывается. Говоря о желаниях, которые сбываются, у меня всегда была мечта создать моноспектакль - взрослый, драматический, с куклами - и поехать с ним на фестиваль. Наш спектакль "Пыль" уже принял участие в фестивале "Монофест", который состоялся в ноябре 2024 года, и мы получили приз за лучшую актёрскую работу. Сейчас мы в Омске, а впереди нас ждёт международный фестиваль театров кукол "Кукарт", который пройдет в июне в Санкт-Петербурге.

Фото: Анна Гребляускайте

Нравится 0 Ха-Ха 0 Удивительно 0 Грустно 0 Возмутительно 0 Не нравится 0 0
Просмотров: 47


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на [email protected].
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2025 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×