Мы встретились с одним из организаторов общественной группы "Летовщина", участники которой ухаживают за местом захоронения сибирского панка.
В последнюю субботу августа наш корреспондент стала участником "Экскурсионного флешмоба". Вместе с членом ВООПИиК Еленой Завьяловой она прошла по местам, где нашли своё последнее пристанище учёные, врачи и музыканты, которые создавали историю нашего города. Среди них - основатель группы "Гражданская оборона" Егор Летов.
Мы заинтересовались тем, кто сегодня ухаживает за могилой культового панк-музыканта, ведь на тот момент в нашем городе готовился крупный фестиваль "Летов. Омск", приуроченный к 60-летию лидера ГО. Экскурсовод пояснила, что порядок на месте захоронения лидера группы "Гражданская оборона" поддерживают добровольцы из общественной группы "Летовщина". Нам удалось пообщаться с одним из её основателей - Русланом, который со своими товарищами регулярно приходит на кладбище, чтобы поддерживать порядок.
Руслан провёл нас по маршруту, которым когда-то следовал сам Егор Летов, передвигаясь между рынком, своим домом и кладбищем. На территории последнего были сделаны знаменитые фотографии группы, украшающие альбомы ГО и ставшие важной составляющей книг о музыканте и его творческом наследии.
На могиле Летова лежит альбом, в котором может оставить послание любой посетитель
- Руслан, расскажи, как и когда ты открыл для себя творчество группы "Гражданская оборона".
- Я познакомился с этим творчеством в 2008 году, когда перешёл в пятый класс. Мне дали послушать альбом "Звездопад". И мне очень понравилось.
Меня зацепила идея, энергия и импульс этих песен. Я начал с простых советских композиций, а затем перешёл к более поздним периодам. Можно сказать, что я создал своеобразную метафизическую концепцию, объединив различные альбомы разных десятилетий.
- А с родителями не было конфликта по поводу этой музыки? Всё-таки у Егора Летова тяжеловатые песни, и иногда в них звучит обсценная лексика.
- Отец не был против. Он и сам в молодости увлекался рок-музыкой, особенно Led Zeppelin, "Пикник", "Зоопарк" и другие. Он рассказывал мне об альтернативных направлениях в музыке, а я больше интересовался андеграундными жанрами. Хотя мой папа учился в техническом университете, его всегда привлекала музыка. Он был знаком с представителями Новосибирского рок-клуба, где всегда царила атмосфера свободы самовыражения и экспериментов.
А мама, конечно, не одобряла моё увлечение. Она просила меня только об одном: не становиться наркоманом. Можно сказать, что я веду здоровый образ жизни, как среднестатистический россиянин.
- Как давно ты ухаживаешь за могилой Егора Летова?
- В 2021 году мы впервые решили объединиться и обсудить важные вопросы. Мы смотрели на происходящее вокруг и понимали, что нужно что-то менять. Всё вокруг разрушалось, и мы чувствовали, что нужно действовать.
Уход за могилой - это не единственная наша задача. У нас есть и другие важные цели, о которых мы не можем говорить открыто. Поэтому мы действуем скрытно и подписываемся анонимно.
- Мы? Получается, что у вас большая команда?
- Да, нас много. Кто-то занимается документами, кто-то - другой деятельностью, кто-то решает административные вопросы. Кто-то участвует в музыкальных проектах и продвигает их, проводит экскурсии. Последние реализуем исключительно на энтузиазме, ведь нам самим интересно. Вокруг этой темы ходит множество легенд и мифов, которые нам приходилось перепроверять. Знакомство с семьёй Игоря Фёдоровича (настоящее имя Егора Летова - прим. ред.) и его друзьями помогло нам развеять некоторые из этих мифов и легенд. Мы хотим рассказывать историю о человеке, основываясь на фактах, а не заблуждаться в слухах и сплетнях.
- К чему эта анонимность, почему скрываешь личность?
- Я не спешу раскрывать все секреты, ведь я один из организаторов фестиваля "Летов. Омск". Моя концепция легла в основу этого мероприятия, и мы отобрали лучшие произведения к 60-летию музыканта. К тому же мне уже привычно быть в тени и не привлекать к себе лишнего внимания. Я не смешиваю личную жизнь с общественной.
- Какие случаи, произошедшие на могиле Летова, вам запомнились больше всего?
- Однажды нам пришлось буквально выносить на руках пьяного фаната, который уснул рядом с местом погребения. А из забавного, пожалуй, - один парень увидел кошку, которая пришла сюда, и подумал, что это душа Егора воплотилась в ней. Он встал на колени и стал вымаливать прощение у неё.
- Как появилась идея проекта по сохранению памяти и продвижению культурного наследия Егора Летова?
- В день рождения Игоря в 2021 году мы и его товарищи посетили его место захоронения. На обратном пути мы решили пройти тем же маршрутом, по которому Летов ходил до могилы матери. Мы прошли этот путь от начала до конца и увидели печальную картину: запустение и разруху, как будто символизирующие безысходность жизни.
Неожиданно мы осознали, что места, связанные с известным омским музыкантом, находятся недалеко друг от друга в Чкаловском посёлке. Это и квартира на Петра Осминина, 5, где располагалась студия "ГрОб-Records", и школа № 45, где учился Егор, и дорога через школу в берёзовую рощу, где он любил проводить время, и другие объекты, так или иначе связанные с именем основателя "ГрОба".
Кирпичная пристройка, на фоне которой музыканты делали официальные фото
- С кем из родственников безвременно ушедшего музыканта тебе довелось познакомиться?
- Естественно, со старшим братом, известным джазменом Сергеем Летовым, и журналистом, режиссёром и вдовой Натальей Чумаковой. А также его приятелями, которые остались в Омске или разъехались по городам Российской Федерации.
Мой товарищ и сооснователь "Летовщины" Антон помогал отцу музыканта - Фёдору Дмитриевичу, как и все панки, которые приезжали к нему. Выполнял разные поручения: бегал за продуктами и выручал в бытовом плане. Пенсионер всегда был очень гостеприимным и понимающим человеком, с удовольствием пили чай и общались. До сих пор, когда мы водим экскурсии к его квартире, такое ощущение, что он вот-вот откроет дверь и позовёт есть торт. Это его ощущения и чувство ностальгии.
- На какие средства вы приобретаете инвентарь для уборки и благоустройства захоронения? Вы вкладываете собственные деньги или у вашей инициативы есть специальный фонд?
- Средства, которые мы получаем с экскурсионных групп, мы тратим на сохранение и поддержание в чистоте объектов, связанных с семьёй Летовых. Рабочий инвентарь, мусорные пакеты, перчатки, краска - всё это стоит недёшево.
- Видела, что некоторые оставляют игрушки на могиле. Что вы с ними делаете?
- Действительно, посетители иногда оставляют разнообразные вещи, но когда они приходят в негодность, мы их стараемся "реанимировать". Покупаем порошок, стираем и возвращаем на место.
- Тебе удобно ездить в этот район или ты живёшь поблизости?
- Здесь живёт мой друг. Я живу неподалёку, сообщать своё местоположение не считаю разумным, храню частность своей жизни. Раньше я ездил сюда с остановок "Серова", "Бульварная" и с улицы 10 лет Октября, то есть сменил уже несколько мест.
Поначалу мне нужно было просто жильё. Я хотел купить дом в деревне Берлинка или где-нибудь в районе Октябрьского округа, потому что там живут все мои друзья. Сейчас обосновываюсь на своём месте, конечно, процесс медленный, так как дела не заставляют себя ждать.
- А кто до 2021 года ухаживал за могилой?
- Коллеги Летова по цеху, родственники, друзья.
На этом месте находился небольшой сарай, также знакомый многим поклонникам по фотографиям
- Ты упомянул, что вас много и вы все занимаетесь разной деятельностью. Насколько я понимаю, ваша цель - создать обширный туристический маршрут?
- В первую очередь необходимо завершить работу над этим проектом, чтобы он функционировал автономно. Важно, чтобы управление проектом осуществляли не частные лица, а наследники совместно с общественниками и активистами, готовые заниматься этим вопросом. Я не буду говорить, что кто-то будет руководить, и так далее. Каждый будет выполнять свои обязанности. Я тоже возьму на себя часть ответственности. Мы станем частью большого механизма, которым сейчас являемся.
- А когда начались первые экскурсии по маршруту и что подвигло на это?
- Экскурсии начали водить в конце 2021 года, Антон показывал места раньше. Но когда мы после той прогулки в 2021 году систематизировали маршрут, нас проконсультировали наследники и товарищи Летова, особенно порекомендовали книги Алексея Коблова. Многие мифы, которые распространяют всякие тру попсисты, считающие себя панками, мы развеяли.
- Руслан, расскажи, как вы стали вместе работать с Домом актёра, который также участвует в организации фестиваля, и почему начали развивать эту тему?
- У нас был фатальный 2023 год, появились частные экскурсии, мне сообщили об этом мои знакомые. Они предупредили, что скоро общественную деятельность начнут вести частные лица, которым нужен пиар и деньги, и посоветовали написать наследникам по данному поводу, параллельно разобраться во всём самому. Я посетил одну из таких экскурсий и понял, что организатор хоть и хорош собой, но не подходит нам.
Затем я познакомился с Кириллом Жданко (экскурсовод Омского музея просвещения - прим. ред.), мы начали обсуждать разные вопросы, и в какой-то момент они предложил мне присоединиться к их проекту. Я рассказал о своих идеях и планах, и наши две команды слились в единый союзный тандем, который начал активно продвигать свои предложения. Таким образом, мы нашли тех, кто разделяет наши взгляды и готов работать вместе с нами.
- Как тебе удаётся спустя столько лет сохранять любовь к творчеству Егора Летова? Не только как к музыканту, но и как к философу?
- Вероятно, это не любовь, а признание ценности творчества и его понимания. Ценить творчество - важно. Любовь - это более глубокое чувство, которое возникает между людьми.
А ценность творчества - это признание и уважение, ну и своеобразная любовь. Это не имеет ничего общего с фанатизмом или сектантством. Ценители творчества - это люди, которые не ограничиваются одним жанром или группой. Они открыты для новых музыкальных направлений и исполнителей. Они живут здесь и сейчас, наслаждаясь моментом и создавая что-то прекрасное. И пока у них есть возможность, они не упускают её, ценя каждый миг.
- Я хочу сказать, что вкусы и взгляды людей могут меняться в течение жизни.
- Я не скрываю, что слушаю других исполнителй. Мне даже нравится электронная музыка, но всё равно я возвращаюсь к "Гражданской обороне". Некоторые люди говорят, что сегодня тексты "ГрОба" уже не так актуальны. Однако, на мой взгляд, в них заключена глубокая философия, и они остаются животрепещущими и по сей день.
Знаменитый куполообразный склеп, который часто мелькал на фотографиях группы ГО
- К слову, о мифах. Говорят, что Егор Летов был склонен к конфликтам и имел проблемы с алкоголем.
- Егор Летов употреблял алкоголь, как среднестатистический россиянин, то есть по праздникам. У него же были серьёзные проблемы со здоровьем из-за того, что его мама в Семипалатинске получила большую дозу радиации. Поэтому он не был себе врагом.
- Тогда, возможно, это даже большое чудо, что он дожил до сорока трёх лет?
- Это было удивительное явление. Даже Сергей Летов в своих интервью отмечает это. Многие считали, что Егор не доживёт до средних лет, но он не только дожил, но и прожил яркую жизнь. Кстати, аптека была одним из главных мест, где его семья закупалась.
- А если брать все композиции "Гражданской обороны", какие три самые любимые ты можешь назвать?
- "Город детства", "Пой, революция" и "Забота у нас такая". Хотя их больше чем три, целые альбомы.
- И напоследок я хотела бы спросить: есть ли сейчас кто-то, кто был бы похож на Летова, если говорить о современной поэзии? Например, Шнур, у которого тоже очень интересные стихи.
- Каждый артист уникален. У каждого свой неповторимый стиль и манера исполнения. Творчество Егора Летова, Сергея Шнурова и других исполнителей не объединяет какое-то общее направление. Каждый из них по-своему великолепен. Но Егора не могут повторить, так что каверы - это полный шлак. А если спеть чисто от души, то получается что-то новое.
Вот, кстати, а как вам прогулка по пути Игоря Фёдоровича?
- Я даже не знаю, как это передать. Наверное, когда я впервые здесь оказалась, я почувствовала, будто меня ведёт какая-то тонкая нить в прошлое.
Фото автора
0
0
0
0
0
0
Обсудить
0
|