Электронная эффективность
Исследования
Ботагоз Искакова
Для органов сертификации пропишут четкие правила игры, чтобы отсеять непрофессиональных участников и оставить на рынке только тех, кто вкладывается в оборудование, повышает квалификацию и дорожит репутацией. Соответствующие законодательные инициативы сегодня находятся на рассмотрении мажилисменов. Их внедрение на практике позволит выполнить поручения, данные Президентом РК страны в Послании народу Казахстана
В Послании главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана “Казахстан в новой реальности: время действий” Президент РК отметил, что реестр отечественных производителей и индустриальные сертификаты пока не стали реальным барьером для лжепроизводителей. В этой связи он сообщил, что Правительство РК совместно с Нацпалатой “Атамекен” до конца года подготовят конкретные предложения по увеличению казахстанского содержания.
Часть мер господдержки уже ввели. Так, действует трехлетний мораторий на проверки бизнеса, который, по мнению главы государства, предоставляет хорошую возможность внедрить такое регулирование “с чистого листа”. “Начать следует с наиболее коррупциогенных сфер: архитектурно-строительной деятельности, санэпиднадзора, ветеринарии, сертификации и других”, - подчеркнул Касым-Жомарт Токаев. В интервью “НП” председатель Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции РК Арман Шаккалиев рассказал, какие изменения предполагается ввести в сфере технического регулирования для поддержки отечественного производителя. В этом направлении большую роль будут отводить разработке и применению отечественных стандартов. Прежде всего в таких сферах, как строительство, производство мебели, в легкой и пищевой промышленности. Это те отрасли, которым оказывают государственную поддержку в рамках “Экономики простых вещей”. Только в этом году разработают 500 национальных стандартов, в том числе по таким направлениям, как “кожа”, “смеси огнеупорные алюмосиликатные бетонные”, “одежда защитная, используемая при сварных и аналогичных работах”. Кроме того, на рассмотрении в мажилисе находится законопроект “О техническом регулировании”. В нем четко пропишут сферы, подлежащие сертификации, права и обязанности участников этого процесса. Для того чтобы выполнить поручение Президента РК и создать реальные барьеры для лжепроизводителей, для испытательных лабораторий подробно пропишут требования по оборудованию, квалификации специалистов, требования к фото- и видеофиксации, а также нормы управления документами и рисками. В соответствии с новым законом планируют установить госконтроль на всех этапах жизненного цикла - от хранения товаров до их транспортировки, но на основе системы управления рисками, чтобы не увеличивать число проверок бизнеса. Планируют ввести цифровизацию в сферу технического регулирования, что позволит повысить скорость прохождения и уйти от непрозрачного бумажного документооборота. При этом важно, чтобы этот шаг не превратился в замену бумажной бюрократии на бюрократию электронную.
“Мы сейчас на уровне подзаконных актов внесли изменения для того, чтобы можно было заявки на оформление разрешительной документации подавать в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи. Кроме того, мы вносим изменения в требования для экспертов, чтобы работал механизм фильтра и в систему технического регулирования не попадали люди, для которых это бизнес. Не профессиональная деятельность, а бизнес в плохом смысле слова, направленный исключительно на зарабатывание денег”, - отметил Арман Шаккалиев. В этой связи сейчас тестируют программу “Е-аккредитация”. “Да, есть недовольные, потому что кто-то раньше вообще с этим не работал и им легче оформлять все на бумаге по старинке, кто-то не хочет оцифровывать свое оборудование, потому что оно постоянно перевозится: один может выдать аккредитацию, а потом передать оборудование другой лаборатории. А где-то и вовсе оборудование пылится, как музейный экспонат”, - подчеркнул глава комитета. Сегодня в сфере стандартизации стран ЕАЭС применяют 12 тысяч документов, из которых около трех тысяч - стандарты, а остальное - это ведомственные документы (разные инструкции, методики, правила, пожарная эксплуатация, санитарно-эпидемиологические требования). Многие из них разработали еще в 70-х, 80-х годах прошлого века. Производство ушло дальше, технологии меняются, и зачастую такие устаревшие документы устанавливают излишние расходы для бизнеса. В то же время стандарты в среднем должны обновлять каждые пять лет. “Наша задача - упорядочить этот массив, чтобы не было кучи требований, дублирования, противоречий. Нужен четкий маршрут. Если требования являются обязательными, то на них устанавливается техрегламент, за это государство отвечает. А все, что касается качества, ответственность должна возлагаться на производителя. Государство не должно заниматься качеством, оно устанавливает маркеры, а потребитель всегда должен быть информирован и знать соответствующего ли качества товар”, - пояснил Арман Шаккалиев. Требования к безопасности устанавливаются на основе международного опыта. С одной стороны, они не должны быть избыточными, чтобы не создавать препятствия для развития бизнеса, а с другой - должны быть направлены, чтобы производители повышали качество своего товара и были заинтересованы в проведении испытаний не столько ради получения разрешительных документов, сколько для того, чтобы определять минусы своей продукции и работать над ними. Поэтому одна из ключевых задач Евразийской экономической комиссии - проведение 12 тысяч документов через “сито”, чтобы остались лишь наиболее эффективные, достаточно понятные и снимающие барьеры для бизнеса. “Во всех подобных экономических союзах - в Европейском союзе, Северо-Американском и Азиатско-Тихоокеанском (АТЭС) - отмечают высокую долю внутренней торговли, в числе следующих приоритетов ставится торговля с остальным миром. Чем выше доля внутренней торговли, тем лучше и действеннее союз и проще регулирование. Именно этот показатель характеризует устойчивость и силу союза”, - резюмировал Арман Шаккалиев.
Нур-Султан
|