В ожидании дона Паскуале, или В водовороте жизни
Культура
Ольга Шишанова
В первых числах октября в Казахстане впервые состоится онлайн-премьера прославленной оперы “Дон Паскуале” Доницетти. Спектакль пройдет на сцене Камерного зала столичного театра “Астана Опера” и будет транслироваться на Tengri TV
Действие оперы перенесено из ХIХ в самое начало ХХ века, а что из этого получилось, рассказали в театре накануне премьеры. - Мы переносим действие в десятые годы прошлого столетия - в самые сумерки BELLE EPOQUE. Эта “прекрасная эпоха” - тот самый переломный период, когда в европейском обществе назревает социальный и экономический кризис, мир оказывается на пороге Первой мировой войны, старое общество изжило себя и деградировало, но на смену еще не пришло новое. Точнее, место элиты пытаются занять мошенники, беспринципные и циничные люди. Происходит переоценка моральных, культурных и социальных ценностей, - говорит сценограф и художник по костюмам Манана Гуниа, которая также подчеркнула, что если вникнуть в итальянский текст, то станет ясно, что в этой опере нет положительных героев. Каждый персонаж движим низменными чувствами: кто-то алчностью, кто-то амбициями, кто-то завистью... Каждый герой достигает своей цели ценой большого компромисса. Гениальность Доницетти-драматурга как раз и заключается в том, что он рассказывает о человеческой порочности с улыбкой и юмором, дает зрителю пищу для размышлений, возможность узнать себя в героях и задуматься.
- Стиль ART NOUVEAU (арт-нуво), или модерн, в котором выдержано оформление спектакля, подчеркивает утонченность декаданса. Изысканность форм, эклектика материалов, цветовые гаммы создают атмосферу роскоши и томной неги. Действие происходит в римском отеле, принадлежащем дону Паскуале да Корнето. Большие витражи живут на сцене самостоятельной жизнью и реагируют на события как живые создания, меняя цвет и освещение, а в последней сцене превращаются в весенний сад. Трансформация декораций происходит на виду у зрителя, который будто изнутри наблюдает за повседневной жизнью роскошной гостиницы. Костюмы конца BELLE EPOQUE подчеркивают социальный и психологический характеры действующих лиц. Особенно стремительно развивается визуальная трансформация главной героини - Норины. Персонаж же самого дона Паскуале представлен в новом свете. Это не комичный старик, как можно было бы ожидать в свете ранних постановок, а пожилой дэнди и светский лев. Его костюмы выдержаны в строгом эдвардианском стиле и подчеркивают элегантную вальяжность персонажа. Очень важную роль играют хор и миманс, костюм каждого артиста - это отдельный характер, индивидуум. Работа над “Доном Паскуале” доставила мне огромное удовольствие, поскольку эта опера дает возможность многослойного, многоуровнего ее прочтения. Я была рада возможности творить в состоянии полной свободы, - добавила она. Ее коллега - художественный руководитель постановки Алла Симонишвили - заметила, что эта опера не случайно стала одним из самых популярных и репертуарных спектаклей. Драматургическая компактность, доступный текст с большой дозой юмора, великолепно подкрепленный музыкальной характеристикой каждого героя, позволяет зрителю легко влиться в состояние и ритм спектакля.
- Композитор отлично пользуется тембральной палитрой - как голосовой, так и оркестровой. Характеризуя зрелого мужчину (бас), который чувствует себя молодым, композитор использует танцевальный ритм, хитрый мошенник (баритон), способный убедить кого угодно, - представлен красивой, элегантной мелодией и льстивыми словами, влюбленный юноша (тенор) - сольной мелодией “меланхолической” трубы и, наконец, скандальная, хитрая молодая женщина - фейерверком колоратур. В партитуре оперы царит ритм вальса: в ариях, дуэтах, ансамблях. Это тоже, конечно же, не случайно. Можно рассматривать вальс, как бесконечный водоворот жизни, в который втягиваются все новые лица, судьбы, истории, и все они повторяются, - подчеркнула Алла Симонишвили. - История дона Паскуале типична, но и универсальна. Недаром автор назвал свою оперу dramma buffa (драма смешная). Этим он подчеркнул не комедийность, а скорее сатирический аспект этой оперы, актуальной во все времена именно тем, что открывает зрителю многоплановость отношений между героями, каждый из которых преследует свою, далеко не благородную цель. И, как обычно это бывает в жизни, кто-то ее добивается сполна, кто-то - частично, а кто-то начинает ценить то, чего раньше не ценил. Спектакль, особенно комический, - это всегда возможность и для артистов, и для зрителей заглянуть в себя и переоценить многое - именно то, что является целью высокого искусства, - заключила она.
Нур-Султан
|