Ян Валетов Тут Андрей Лазарчук решил поднять тему ретропрогноза. Мол, была ли точка, в которой история могла бы иметь иное течение? Некая точка перелома, где отношения Украины и России были бы, если не добрососедскими, то, по крайней мере, не такими, как сейчас.
Я никого не испугаю особо, если скажу, что на сегодня наши страны находятся в состоянии войны? Слабонервных нет? Война объявлена или не объявлена — второй вопрос. Степень участия регулярных российских войск в вооруженном противостоянии можно обсуждать, но отрицают её только особо упоротые. Дурной сон, скажете? Возможно дурной, но уж никак не сон. Спросите у ребят, выходивших из Иловайска по коридору смерти. Спросите у тех, кто оборонял Дебальцево. Они вам расскажут. Те, кто выжил.
Удивительно, что тема «точки невозвращения» обсуждалось и в нашей компании, как вы понимаете мы ни с кем не сговаривались. Я убежден, что точка была. И это не Майдан, не бегство Януковича и не расстрел Небесной сотни. Это Крым.
При всех непонятках до того, при всех взаимных обвинениях и неприязни, до аннексии Крыма отношения могли быть восстановлены. Крым — это прямая агрессия, которую нельзя оправдать никакими выдумками пропаган*онов, никакими «украинскими фашистами», нациками у власти и прочими распятыми мальчиками. Даже пресловутые москаляки, которые так и не попали на гиляку, не могут быть основанием для вооруженного вторжения и аннексии чужих территорий.
Мы взрослые люди и рассказы о том, что аннексия Крыма — ответочка за независимое Косово, это юмористика уровня Задорнова.
Теперь сложный момент. Скажу неприятное.
Если бы, положим, Россия аннексировала не весь Крым, а только Севастополь, я бы, возможно, возмутился, но не сильно. Я бы ругался, но не так, чтобы очень. Я бы требовал санкций, но без аффектации. Потому, что… потому, что я бы понимал логику происходящего.
И есть у меня основания думать, что на захват Севастополя и мировое сообщество отреагировало бы сдержаннее. Не одобрили, не простили бы, но спустили бы провинность на тормозах.
Был бы скандал, но обошлось бы компенсациями, нотами, криками и постепенным закреплением такого положения, как статус кво. Читайте: Выдаст ли Россия труп Моторолы для экспертизы?
Но у соседей не хватило ни ума, ни такта, ни предвидения последствий. И они хапанули сакральный Крым целиком и подавились. Тут подоспела светлая мысль, что терять уже нечего и начался Донбасс. Для коридора нужен бы Юго-Восток, и поехали кремлевские эмиссары… Помните фото покойного Телефона в Харькове? Он там не гулять собирался!
Аппетит приходит во время еды, но жадный и глупый всегда имеет шанс подавиться насмерть.
Задача захвата Севастополя и базы ВМФ была Путину по плечу, но хотелось всего — и славы! На сегодня мир на грани войны, отношения с соседями перепорчены, Крым превратился в чемодан без ручки, «Новороссия» — в удавку на шее.
И обратного пути из этой ситуации лично я не вижу.
Отношения РФ и Украины на сегодня откровенно враждебные. Отношения РФ с миром портятся и усугубляются с каждым днем. Непрогнозируемость, неадекватность, лживость и агрессивность — визитные карточки сегодняшней российской власти.
То, что рано или поздно придется ответить за все украденное или испорченное, лично у меня сомнения не вызывает. Противостояние между системами, имхо, глубже и сильнее, чем раньше и системный кризис международной безопасности тому доказательство.
Стоила ли игра свеч?
На мой взгляд, ни разу не стоила. |