Отношения с Россией станут одной из главных тем (наряду с миграцией и торговлей) заседания Европейского совета, который пройдет в Брюсселе 20-21 октября. Европейский совет — высший политический орган Евросоюза, в котором представлены главы государств и правительств всех 28 стран-членов ЕС, и его решения имеют юридически обязывающую силу.
Ожидается, что дискуссии по российской теме будут очень бурными, поскольку в вопросе санкций в ЕС уже давно наметился раскол. Вместе с тем, обострение ситуации в Сирии и особенно удары по гумконвою и восточному Алеппо оживили антироссийские силы в Европе и США, которые требуют расширения санкций.
Обсуждение российской темы пройдет на фоне резко ухудшившихся отношений между Россией и Западом. После срыва перемирия в Сирии ряд западных лидеров обвиняет Россию в «военных преступлениях», российский президент Владимир Путин был вынужден отменить визит в Париж. В этой связи европейские лидеры намерены обсудить стратегию действий — как вести себя с Россией. На данный момент политика ЕС в отношении России основана на пяти принципах, согласованных в марте, важнейший из которых — полная имплементация Минских соглашений. Будет рассмотрен прогресс в этой области с учетом продолжающихся нарушений перемирия и фактической остановки мирного процесса в Донбассе. Кроме того, европейские «ястребы» будут требовать в Брюсселе ужесточения антироссийских санкций из-за Сирии.
В преддверии заседания Европейского совета в Люксембурге прошла встреча министров иностранных дел стран ЕС, на которой представители Великобритании и Франции при поддержке ряда восточноевропейских стран потребовали жестких мер в отношении Москвы, в частности, ввести санкции против 12 граждан России, якобы причастных к «военным преступлениям» в Сирии. Против этого категорически возражали министры иностранных дел Германии и Австрии — Франк-Вальтер Штайнмайер и Себастьян Курц. Они выступили за диалог с Россией с целью решения сирийской проблемы.
Начиная с присоединения Крыма к России в марте 2014 года Евросоюзу удавалось держать «общий фронт» в отношении РФ. Однако теперь этот фронт явно раскалывается под давлением политических и экономических факторов. В 2017 году пройдут важные выборы в Германии, Франции, Нидерландах и, вероятно, Италии. Во всех этих странах оппозиционные партии выступают против санкций и требуют нормализации отношений с Россией. Предстоящий выход Великобритании из ЕС также может способствовать более мягкой линии Европы в отношении России. Какова же позиция отдельных стран накануне Брюссельской встречи?
В Берлине с растущей озабоченностью следят за последними событиями: обстрелами Алеппо, размещением ракетных комплексов «Искандер» в Калининграде, а также усилившейся поддержкой со стороны Москвы правых движений в Европе. Единственной стабильной точкой взаимодействия двух стран остается энергетика. Вместе с тем, послевоенная традиция внешнеполитического курса Германии основана на сотрудничестве с Россией и нахождении общих позиций. Поэтому резкие призывы к изоляции Росссии не находят отголоска у значительной части политического руководства Германии. Ангела Меркель не может себе позволить слишком резких действий в связи с нежеланием партнеров по правящей коалиции — немецких социал-демократов — обострять отношения с Россией. Более того, Германия как неформальный лидер ЕС пытается сохранить единство Европы и найти баланс между теми, кто требует жестких мер, и теми, кто выступает за диалог с Россией. Вместе с тем, Берлин добивается неукоснительного выполнения Минских соглашений.
В преддверии брюссельской встречи Ангела Меркель допустила неосторожное высказывание о возможном расширении санкций против России в связи с действиями российской авиации в Сирии. Произошле это, судя по всему, под серьезным нажимом американцев. Президент США Барак Обама лично позвонил Меркель, чтобы сообщить о своей поддержке жесткому курсу в отношении России. Речь идет, в частности, о санкциях в отношении российского авиапрома и ряда оборонных отраслей. США также требуют введения индивидуальных санкций в отношении лиц, причастных к военной операции РФ в Сирии. Как поведет себя Меркель в Брюсселе — остается под вопросом. Но, скорее всего, она не будет подливать масла в огонь.
Отношения Москвы и Парижа значительно охладели в последние недели — после того как Россия наложила вето на французскую резолюцию по Сирии в Совете Безопасности ООН. Был отменен визит Владимира Путина в Париж, а Франсуа Олланд заговорил о «военных преступлениях» в Сирии и Гаагском суде. Вместе с тем, Олланд осознает, что его позиция в отношении России не поддерживается внутри страны: как правые, так и левые партии выступают за диалог с Россией. Вот почему Франция, судя по всему не будет требовать новых санкций, а сделает упор на выполнении минских соглашений в соответствии с доктриной «выборочного сотрудничества» (engagement selectif).
Великобритания пока еще не вышла формально из Евросоюза, и потому на встрече в Брюсселе ее позицию по России будет озвучивать лично премьер-министр Тереза Мэй. В данный момент отношения между Великобританией и Россией особенно осложнились из-за Сирии. Министр иностранных дел Борис Джонсон обвинил Россию в «военных преступлениях», пригрозил Гаагским трибуналом и призвал граждан проводить демонстрации у посольства РФ в Лондоне. Ожидается, что Тереза Мэй также будет педалировать тему Сирии на встрече в Брюсселе. Вместе с тем, она будет сдержаннее вести себя в отношении российско-украинского конфликта, чем ее предшественник Дэвид Кэмерон. Мэй скорее всего будет поддерживать режим дальнейших санкций против России, одновременно воздерживаясь от их расширения, делая ставку на прагматизм.
Подход премьер-министра Италии Маттео Ренци к России существенно расходится с позицией Германии и Франции, что обозначилось уже во время недавнего саммита ЕС в Братиславе. Ренци понимает, что Россия чрезвычайно важна для итальянской экономики и потому выступает против автоматического продления санкций. Правительство Италии неоднократно заявляло об этом. Оно считает, что с Россией, ввиду ее стратегической важности, необходимо вести конструктивный диалог, избегая непродуманных решений. Позиция Ренци усилена главным обстоятельством: экономические потери страны от антироссийских санкций и контрсанкций, составили только за первый санкционный год 3,6 миллиарда евро. Итальянский бизнес и регионы подняли в этой связи настоящий бунт. Венгрия и Греция также считают санкции бесполезными и вредными и выступают против их автоматического продления. Обе страны потеряли миллиарды евро в результате российских контрсанкций.
Сбалансированную позицию в вопросе антироссийских санкций занимают Испания и Нидерланды. Они — против как снятия санкций, так и их расширения. Однако обе страны подвергаются нажиму со стороны США, требующих более жесткого подхода к России.
Пока все указывает на то, что пока новых санкций против России в связи с сирийским кризисом введено не будет, ведь они должны быть утверждены единогласно. Однако санкции остаются в качестве «страшилки» на перспективу, в том случае, если Россия продолжит авиаудары по Алеппо. Вместе с тем, против ряда представителей сирийского руководства Евросоюз намерен ввести санкции. |