Европейские потребители отреагировали на кризис, начав экономить. The Wall Street Journal констатирует, что в июле индекс потребительской уверенности в Евросоюзе упал до минимального с 2009 г. уровня, а потребительские расходы жителей Франции, одной из наиболее стабильных стран Европы, во II квартале были на 0,2% меньше, чем в первом.
Эксперты утверждают, что потребление будет падать, расходы потребителей на товары и услуги в Западной Европе в 2012 г. снизятся на 0,9%, на еду — на 2,7%. Европейцы откладывают большие покупки: в первом полугодии в еврозоне куплено на 6,8% меньше автомобилей, чем годом раньше, люди будут выбирать дискаунтеры вместо супермаркетов, покупать более дешевые продукты и искать в интернете выгодные ценовые предложения.
В России много говорят о кризисе, но потребители пока только увеличивают расходы, пишут "Ведомости" (№ 146, от 7 августа). По данным Росстата, реальные денежные доходы населения в первом полугодии 2012 выросли на 2,7%, оборот розничной торговли — на 7,1%, автомобильный рынок — на 14% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Растут зарплаты в госсекторе, потребление растет за счет бюджетников, в крупных городах, где основная часть работает в частном секторе и рост зарплат измеряется долями процентов, потребление падает, но незначительно.
Кризисные явления в европейской экономике отражаются на поведении российских потребителей с опозданием примерно в восемь месяцев, рассказал газете партнер Delloite Егор Метелкин, констатируя "сдержанный оптимизм": "В 2009 г. около 51% россиян чувствовали, что страна находится в рецессии, а в период нашего опроса в конце 2011 г. 40% респондентов ответили, что их покупательная способность будет лучше в 2012".
Представитель Auchan Мария Курносова тоже отмечает, но россияне не экономят, но напоминает: кризис 2008-2009 гг. показал, что в случае снижения доходов россияне меняют свои привычки: выбирают дискаунтеры и более дешевые продукты. «Потребительского бума, который был в 2008 г., накануне прошлого кризиса, в России сейчас нет. В кризис поведение потребителей изменилось: покупатель стал более рациональным, он и сейчас очень взвешенно тратит деньги». |