Подозреваемый
в нападении на людей в Сургуте 19 августа Артур
Гаджиев был выходцем из Дагестана. Об этом все СМИ сообщили практически на
следующий после ножевой атаки на жителей города. Почему молодежь уезжала и
продолжает уезжать из этой северокавказской республики, как религиозные
экстремисты проникли в Дагестан – с этими вопросами портал siapres.ru обратился к старшему научному сотруднику РАНХиГС и
Института Гайдара, эксперту по Северному Кавказу Константину Казенину. Миграция из
северокавказских республик в Западную Сибирь идет уже несколько десятилетий,
началась она еще в советское время, но пик пришелся на 1990-е – 2000-е годы.
Да, это во многом было связано с социально-экономической обстановкой того
времени. Сейчас эта миграция продолжается, но списывать все на экономические
факторы не стоит, особенно в отношении молодежи. Она мобильна и всегда ищет
место с лучшими перспективами для себя, а Западная Сибирь в целом и Югра в
частности предоставляет ей такие возможности. Свое влияние оказывают и семейные
связи – многие приезжают на Север к родственникам. Поэтому говорить, что
молодежь из северокавказских республик мигрирует в Западную Сибирь, потому что
у них на родине все плохо – это по меньшей мере примитивный взгляд. После того, как
«Исламское государство» (запрещенная в России организация – прим. ред.) объявило о
создании халифата в 2014 году, их пропаганда начала работать на Северном
Кавказе. Хотя идеология религиозного экстремизма там присутствовала давно.
Началось это опять же в 90-х годах, но в разных республиках экстремистам
удавалось добиться своих целей в разной степени. Там, например, где государство
последовательно стремилось пригасить внутрирелигиозные конфликты, привлекало к
сотрудничеству исламских деятелей разных направлений, находящихся в легальном
поле (как это было, например, в Карачаево-Черкесии), - там перспектив у
экстремистов было мало. А вот там, где политика строилась иначе, радикалам,
увы, удавалось получить определенную поддержку. Тут надо сказать,
что после распада СССР республики Северного Кавказа, а Дагестан особенно,
переживали тяжелый период конфликта поколений. Произошел бурный рост городского
населения, молодежь переезжала из сельской местности и уже не могла жить по
заветам своих отцов. Это была объективная реальность – у молодых людей
изменилась социальная обстановка, старики не могли быть для них
авторитетом. Касалось это и исламских деятелей старшего поколения, чей
традиционный ислам уже не казался части молодежи привлекательным. Многие
молодые люди стали искать себя в «обновленческом» исламе. Не надо автоматически
приравнивать последний к экстремизму, но главной мишенью пропаганды
экстремистов была именно такая молодежь.
Константин Казенин, старший научный сотрудник РАНХиГС и Института Гайдара
|