Правила пользования
Курс ЦБ на 20.04 USD 446.49 up -0.91
EUR 475.38 up -2.17
RUB 4.79 up 0.03
20 апреля Суббота, 21:36
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Заветный талон техосмотра можно купить от 2 до 8 тысяч тенге»

Дата: 16.04.12 в 10:00
Мобильная версия Шрифт

news.ivest.kz

На алматинских центрах по прохождению техосмотра заветный талон можно купить от 2 до 8 тысяч тенге. В этом корреспонденты "Мегаполиса" убедились на собственном опыте, купив на нескольких ЦТО технические талоны на машины, которые по многим показателям пройти его бы не смогли.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ЧАСТНЫЙ ТЕХОСМОТР

Прежде чем обсуждать все плюсы и минусы частного технического осмотра, необходимо вспомнить, с чего вообще началась эта эпопея. Ещё в 2010 году Мин­транс­ком выступил с заявлением о том, что УДП занято не своим делом, проводя ТО, поэтому эти функции нужно передать их ведомству, а конкретно – Комитету транспортного контроля. Экс-министр транспорта и коммуникаций Берик Камалиев и экс-вице-министр Дулат Кутербеков в один голос обещали искоренить коррупцию при прохождении технического осмотра, уверяя, что, если талон будет выдан неисправному авто, которое по этой причине попадёт в ДТП, ответственность нести будет центр, который и выдал документ.

– Организация подобных центров технического осмотра во всех регионах Казахстана повысит качество и эффективность технического осмотра, а также обеспечит эксплуатационную безопасность транспортных средств… Чтобы техосмотр не превратился в формальность, нашим Комитетом транспортного контроля будет организован мониторинг, будет проверяться качество работ, – предупреждал экс-глава ведомства.

Только УДП несколько раз объяснял, что из-за технеисправности процент аварий низкий, и бьются в основном по невнимательности, неопытности, из-за лихачества, по вине пешеходов и «третьих сил». Но Комитет дорожной полиции мало кто слышал. А Минтранском делал громкие заявления искоренить мздоимство и торопился вступить в «права наследования» в проведении тех­осмотра. Но всё время что-то не срасталось, и в течение года обсуждали и переносили сроки передачи, пока 24 января 2011 года Нурсултан Назарбаев не подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам проведения обязательного технического осмотра механических транспортных средств и прицепов к ним». После этого уже стало понятно, что техосмотр будет в частных руках, а Минтранском будет следить и за качеством, и за безопасностью. В итоге весь минувший год водители жили в подвешенном состоянии. Потому что сроки окончательной передачи снова переносили. Сначала планировали 1 июля, потом решили, что передадут 1 августа. Но как только подошёл час икс, выяснилось, что ни одна станция в Казахстане вообще не готова и не внесена в государственный реестр центров технического обслуживания. В итоге МВД, обсудив с преемником детали, решили, что окончательно передадут ТО с 1 января 2012 года.

После этого и начались проблемы. Жалобы от автовладельцев на обязательную процедуру сыпались как горох из дырявого мешка. Недовольство росло с каждым днём. Сначала жаловались на очереди, в которых приходится стоять по три часа, на нехватку линий и неграмотных работников. Однако владельцы станций уверяли, что всё это временно, что скоро они наработают опыт и всё будет нормально. Потом появились куда более серьёзные проблемы: механики стали докапываться до всего, лишь бы машина с первого раза не прошла осмотр. Причиной могло стать что угодно, даже незначительные вмятины на кузове, которые в принципе на техсостояние авто не влияют. Владельцы даже провели эксперимент, загнали на одну из станций свежепригнанные машины 2010–2011-х годов выпуска, так они не прошли по выхлопу – якобы прибор показал повышенную токсичность. Причём это не единственный пример, когда авто с маленьким пробегом не смогли пройти обязательную процедуру. Потом начались проблемы с праворульными, у которых по новому техрегламенту фары должны быть заменены по примеру европейских аналогичных моделей. Но стандарт по световым приборам появился через месяц, а «рубили» их заранее, находя даже самые незначительные погрешности в направлении светового пучка. В итоге вся эта неразбериха привела к тому, что водители стали искать пути решения. За энную сумму, по слухам, в январе «развод» стоил 10 тыс. тенге, автовладельцы получали заветный талон. Только и Минтранском, и владельцы центров упорно «закрывают» на это глаза, а последние упорно доказывают свою невиновность.

ДОГОВОРИМСЯ?

После выхода материала «Погадаем? ТО или не ТО?» от 27 февраля 2012 года, на нас обрушился шквал критики от руководства ЦТО на Рыскулова – Баженова, где автолюбитель пытался пройти обязательную процедуру. Но не смог из-за небольшого скола на бампере и незначительной погрешности в направлении света фар. И за это один из сотрудников потребовал с автолюбителя 10 тыс. тенге. Тогда нас обвинили даже в том, что мы лоббируем интересы дорожной полиции и такими материалами пытаемся добиться возврата этой услуги в их ведомство.

– Такого просто быть не может! Наши сотрудники прекрасно знают, что скол на бампере не может стать причиной непройденного техосмотра. Кроме того, такой водитель даже не зарегистрирован в нашей базе! К нам после вашей публикации даже из Минтранскома приезжали, расчёты проводили. И, таким образом, мы пришли к выводу, что этого водителя вообще не было на нашем центре, он, возможно, что-то перепутал, – утверждал директор центра Вячеслав Ефремов.

Руководство ЦТО настойчиво пыталось убедить нас в том, что автолюбитель перепутал Рыскулова – Баженова с Рыскулова – Белинского или Рыскулова, 68. Директора центра настоятельно требовали пригласить водителя к ним на беседу, чтобы расставить точки над i. Но прежде чем брать свои слова обратно, корреспонденты «Мегаполиса» решили лично проверить ситуацию на центрах тех­осмотров, которые у водителей вызывали особое нарекание.

Начать мы решили с той самой станции, директор которой убеждал нас, что продажей талонов его сотрудники не занимаются. Сочинив убедительную легенду и подобрав авто, которое в сегодняшнем состоянии техосмотр точно не пройдёт: плохая тормозная система, ходовая часть не в лучшем состоянии, осветительные приборы практически не работают, лобовое стекло с паутиной трещин да ещё и вмятины по всему кузову. В общем, полный набор. Подъехав и припарковав машину, наш водитель, с диктофоном в кармане отправился договариваться. Первый же остановленный им парень в спецовке с надписью «диагностика», осмотрев машину, заявил:

– Машина не в лучшем состоянии… Дороговато будет, 4 тысячи.

– А у меня налог не заплачен, – выдал заготовленную фразу водитель. – За пять лет.

– Ерунда. В кассу банка здесь же, вон она (указывает рукой на филиал одного из банков), оплати за 2012 год налог. И с квитанцией потом в кассу, там около 3 тыс. отдашь. Машину хоть помой – грязная. Подъедешь, когда сможешь. Завтра? На вторую линию сразу вставай, и сделаем, – заключил сотрудник центра.

На следующий день наш водитель с диктофоном, фотоаппаратом и деньгами отправился покупать заветный талон.

Как ему и сказали, подъехал он к 10 утра, долго стоял в очереди на вторую линию, там, где проходят ТО внедорожники.

– Меня раза два из этой очереди пытался охранник выкурить, говорил, что я на легковушке не на ту линию встал, – рассказывает наш автолюбитель. – Я сказал, что у меня тоже 4 x 4, и он от меня отвалил. Потом, когда подошла очередь, заехал на линию, мне проверили только тормоза на задних колесах и выпустили. Механик сказал, чтобы я шёл за талоном.

После первого эксперимента вера в честность сотрудников сильно пошатнулась. Но мы решили не останавливаться и проверить ещё несколько центров. Но перед этим попросили прокомментировать ситуацию руководство центра на Рыскулова и Баженова. Вначале нас даже пытались убедить, что талон поддельный и купили мы его за территорией станции. Получается, что готовые талоны находятся в свободной продаже? Как же обещания главы Минтранскома о наведении порядка в сфере техосмотра? Но после предоставления всех документов господа из ЦТО на Баженова пошли на попятную:

– К сожалению, факт, о котором вы говорили, после проведенной нами внутренней проверки подтвердился. Этот человек работать у нас не будет. Мы с различного рода «жучками», которые пасутся вокруг нашего центра, боремся и разгоняем постоянно. У нас есть охрана, которая именно на это и нацелена, но для нас было шокирующим открытием, что и среди сотрудников есть люди, нечистые на руку. Мы и дальше будем бороться и с вашей помощью, чтобы исключить полностью такие моменты. И сейчас, через вашу газету, я хочу обратиться к водителям, чтобы они не искали возможности купить талон. Ведь даже если при осмотре обнаружится неисправность, её легко устранить, и по этому же параметру можно в течение 10 дней пройти техосмотр снова. Поддельный талон от настоящего можно очень легко отличить. В скором времени на наших талонах будет три степени защиты, поэтому, мне кажется, нецелесообразно переплачивать за талон и не проходить техосмотр, чем один раз официально это сделать и быть спокойным. Кроме того, у нас теперь установлены и камеры видеонаблюдения, чтобы полностью исключить повторение такой ситуации, – заключил директор ЦТО Вячеслав Ефремов.

Но мы вынуждены его огорчить. Камеры не изменили ситуацию. Спустя десять дней ещё один сотрудник редакции получил задание найти посредника и пройти техосмотр. Машина в принципе в нормальном состоянии, есть недочёты по кузову и ходовке, но у неё один главный недостаток – руль справа. А значит, по фарам она уже не должна была пройти.

– В кассу я отдал 2950 тенге, это официальная цена, и встал в очередь. Когда заехал в бокс, мне сразу стали проверять задние тормоза. Но было такое чувство, что меня уже на этом хотят засыпать. Всё делал так, как говорил механик, но ему всё что-то не нравилось. Он говорит: всё, выезжай, не прошёл. Я ему говорю, но мне надо срочно, может, какие-то выходы есть. Механик отводит меня в сторонку и на пальцах показывает – два. Уточняю – екi мы»? Он кивает головой. Отдал и пошёл забирать талон, – рассказывает о своих приключениях наш коллега.

А ДИАГНОСТКАРТУ ВЫДАЁМ, ЕСЛИ НЕ ПРОЙДЁШЬ!

Следующим пунктом покупки талона стала станция на Рыскулова, 68. Сюда, по нашим данным, водители, приезжают по предварительной договорённости с сотрудниками центра, чтобы те оказали помощь в прохождении обязательной процедуры. И если к ним заезжает такая же марка авто, которую сотрудники ждут, то у владельца уточняют – не он ли по протекции? Наш сотрудник убеждал механика, что его к ним отправил друг на зелёной «ауди».

– После недолгих препирательств я загнал машину в бокс. Стали проверять задние тормоза, потом техник замялся, стал говорить, что машина праворульная и не пройдёт, – рассказывает сотрудник редакции. – Я опять вспомнил про друга на зелёной «ауди», тогда он на калькуляторе набрал цифру 6000. Потом говорит: иди через терминал, заплати 3000. Самое интересное, что терминал совершенно обычный, платёжный, я перекинул на счёт банка деньги, а 6 тыс. отдал ему в руки. Но на руки получил только техталон. Давай объяснять, что нужна ещё диагностическая карта с фоткой машины, я по доверенности езжу, и мне сказали, что она должна быть! Но механик спокойно так отвечает, что диагносткарту они выдают только  если машина по каким-то параметрам не прошла. На том мы и распрощались.

Кстати, на этом центре до этого был наш водитель, тоже выяснял ситуацию по заданию редакции. Тогда ему назвали сумму в 8 тысяч тенге – и за талон, и сверху. Как потом выяснилось, такие драконовские цены на центре, который вообще удивительно как попал в реестр Минтранскома. Здание какой-то то ли базы, то ли склада пережило все войны и революции: окон практически нет, зияющие проёмы затянуты целлофаном, ворота практически не закрываются. А о квалификации сотрудников, у которых даже нет форменной одежды центра, остаётся только догадываться.

«СВЕРХУ» НАДО СОВСЕМ НЕМНОГО

Но и на этом центре наши приключения не закончились. Ещё один сотрудник редакции, вооружённый до зубов диктофоном, деньгами и полным пакетом требуемых документов, отправился проходить техосмотр на центр на Жансугурова, 176а, что в Фонде безопасности дорожного движения.

– У меня проверяли всё что нужно. И погазуй, и подержи обороты на 2 000, и тормози. Но вот по свету решили завернуть. Я ему говорю: давайте мы как-то решим этот вопрос, а фары я потом сам отрегулирую, – поделился «опытом» коллега. – Побыстрее мне, говорю, надо это сделать. Он говорит, давай три тысячи. В итоге мы разошлись очень довольные друг другом.

ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ

В заключение хотелось бы отметить, что не во всех центрах оказывают корыстную помощь в получении заветного талона. В силу ряда причин мы не смогли охватить все 11 центров Алматы. Но среди тех, которые мы проверили, есть и станции, в которых нам дали от ворот поворот. Их мало, но они, как говорится, в тельняшках, то есть в форменной одежде и под неусыпным надзором директора. В центрах, что при филиалах автобусного парка № 4 и Казахстанском центре технического осмотра, наших «покупателей» завернули ещё на подходе.

Наталья СОРОКОУМОВА

Просмотров: 1162


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×