Кадырбек Атамбаев, 22-летний сын президента Алмазбека Атамбаева, опубликовал научный труд "Пробуждение наций. Теория экономической пассионарности". Об этом сегодня, 20 октября, редакции Zanoza.kg сообщил главный редактор и координатор интернет-проекта "Новая литература Кыргызстана" Олег Бондаренко.
"Это очень талантливая работа. Она прекрасно структурирована, прекрасный язык. Мысли - не наукообразные, а совершенно доходчивые. Если говорить о содержании, то это действительно попытка - и очень удачная - провести параллель между развитием современной экономики, ее законами, тенденциями и теорией пассионарности Льва Гумилева, которая в своем изначальном виде в общем-то не рассчитана на экономику, потому что затрагивает другие сферы, а именно этническое развитие. И этот синтез получился оправданным. Я, например, некоторые вещи узнал с удивлением и большим интересом", - дал Бондаренко оценку монографии Кадырбека Атамбаева.
О новой интерпретации теории пассионарности говорится и в рецензии на "Пробуждение наций": "Автор проецирует получившую в последние десятилетия широкое распространение среди ученых теорию пассионарности Льва Гумилева, проецируя ее на экономические модели разных стран. Каковы тенденции общемирового экономического развития? В чем причины долгосрочного экономического роста, отставания или стагнации тех или иных держав? Об этом размышляет автор в своей достаточно смелой и неординарной работе. Рассчитана на тех, кто интересуется вопросами экономики, политэкономии, экономической истории".
Отметим, с текстом монографии младшего Атамбаева, который является выпускником Американского университета в Центральной Азии, можно ознакомиться на сайте "Новая литература Кыргызстана".
20 октября 2015 Марина Сколышева
zanoza.kg/doc/326471_mladshiy_syn_almazbeka_atambaeva_opyblikoval_naychnyy_tryd.html
-----------------------------
Кадырбек АТАМБАЕВ
Пробуждение наций. Теория экономической пассионарности
Автор по-своему интерпретирует получившую в последние десятилетия широкое распространение среди ученых теорию пассионарности Льва Гумилева, проецируя ее на экономические модели разных стран. Каковы тенденции общемирового экономического развития? В чем причины долгосрочного экономического роста, отставания или стагнации тех или иных держав? Об этом размышляет автор в своей достаточно смелой и неординарной работе. Рассчитана на тех, кто интересуется вопросами экономики, политэкономии, экономической истории.
Публикуется по книге: Кадырбек Атамбаев. Пробуждение наций. – Б.: Турар, 2015. – 168 с.
УДК 330 ББК 65 А 92 ISBN 978-9967-15-475-9 А 0601000000-15
Тираж 500 экз.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Часть 1. Страсть
Пассонарность или поток
Выбор цели и пассионарная индукция
Формула страсти
Законы социальной эпидемии
Закон малых чисел для государства
Экономический национализм
Человеческая сущность по Платону и социальные эпидемии Гладуэлла
Часть 2. Разумное начало
Закон инициативы
Пассионарные и экономические циклы
Вовлекатели и распределители
Вовлекающее государство
Распределяющее государство
Вовлекающее распределение
Эндогенный рост и промышленность
Рыночный фундаментализм и теория производительных сил
Часть 3. Тимос – культурные аспекты
Бюрократы как убийцы пассионарности
Позитивный эффект жизненных трудностей
Креативное разрушение и общество
Возведение новых институтов
Императивы вовлекателей и распределителей
Заключение
Приложение. Как воспитать создателей Стратегии Другого канона
Список литературы
Введение
Существуют ли закономерные циклы в истории человечества? Колонизация Нового Света, мировые войны, распад Византии и Древнего Рима, крестовые походы, орды Чингисхана и Аттилы - возможно ли увидеть логику во всех проявлениях человеческого безумия и героизма? Как же получилось, что за свою короткую историю на этой планете род человеческий уже успел поучаствовать в столь многих конфликтах, большинству которых причиной послужила бредовая идея фикс или спор за клочок земли?
Что движет человеческую историю? Что заставляет великих людей прошлого совершать порою немыслимые и абсурдные поступки, ведя за собой миллионы последователей? Данным вопросом в свое время задался великий советский историограф Лев Николаевич Гумилев. И его ответ пронизан поэзией, покорными рабами которой был отец и мать историка - Николай Гумилев и Анна Ахматова. Историю человечества движет страсть.
В своей книге "Теория этногенеза и биосфера земли" Гумилев отвечает на вечный вопрос одним простым термином производным от этого слова. Его прямым переводимым аналогом в английском служит drive (драйв). Определение, данное новому виду страсти, волнующему человеческую душу дается в этой же книге. Пассионарность (от passion - страсть) - это сильное внутреннее стремление к изменению своей жизни и окружающей обстановки.
Страсть, заложенная в человеческой природе, дала миру походы Македонского, завоевания Цезаря, кровавые распри Троецарствия, маниакальность Цинь Шихуанди, мировые империи Древнего Рима и Великобритании, пиратов Османской империи и многие другие, порою безумные явления. История последних каких-то 50–60 лет уже была омрачена взрывом пассионарности в нацистской Германии и новой угрозой в виде Исламского Государства Ирака и Леванта. Но не всегда страсть могла увязнуть в мракобесии и кровожадности. Иногда это внутреннее стремление уходило в науку, искусство и экономику. Тогда пассионарность дает миру взрыв инициативы во всех творческих сферах, будь то итальянский Ренессанс, промышленная революция, Просвещение или расцвет Древней Греции, служившей маяком для будущих поколений в бездне "Темных веков".
Пассионарность схожа с энергоизбыточностью, она является источником энергии для нации. Поэтому осознание и использование этой энергии, вместе с защитой от фазы гражданского безразличия, будет вечным вопросом государственных деятелей. Тем более, что причина пассионарных взрывов неясна, а Гумилев увязывал ее с климатическими изменениями, либо же с изменениями в результате протонных дождей, вызывавших мутации генокода человека.
Природа пассионарности у Гумилева описана в его позднем интервью таким образом:
Иногда ионосферу Земли прорывает космический ливень, бичом ударяет по Земле. Ложится узкой полосой, и те регионы планеты, что попали под него, получают толчок, вызывающий мутационные изменения на биологическом уровне, а на уровне этноса возникает пассионарность, "горение" - способность людей к повышенной активности.
Неужели только фатум и случай обрекают нацию на величие и жертвенность во имя будущих поколений? Если за страсть и внутренний накал отвечает климат и протонные дожди, то инженерии страсти подписан смертный приговор - тщеславного правителя, под управлением которого находится инерционный народ, безразличный к своей судьбе и частной инициативе, ждет лишь медленное угасание в анналах истории.
Но невозможность прямо доказать факт влияния "космического ливня" на мозг человека, наталкивает на мысль, что уровень пассионарности частично зависит не от наличия мутационных изменений, а от предмета страсти, условий и особенностей человеческой психологии.
Более того, теория пассионарности, будучи понимаемой в сверхдетерминистской манере "пассионарных дождей", наталкивается на страшный вывод - нации в инерционной фазе обречены на обскурацию и исчезновение с мировой арены, а это как раз то, во что я отказываюсь верить.
Эта книга посвящена механизму перезарядки пассионарности с учетом модели cущности человека, предложенной древнегреческим философом Платоном. В книге будут изучены обстоятельства и условия, способные пробудить пассионарность в обществе и направить ее в правильное русло через экономические механизмы.
Часть 1. Страсть
Платон в своем трактате "Государство" делит человеческую сущность на три части: страсть, разум и тимос.
Страсть - начало, отвечающее за безудержные желания человека. О роли вожделения немного радикально, но в целом верно высказался апологет социализма Фридрих Энгельс: "…Цивилизация совершала такие дела, до каких древние родовые общества не доросли в самой отдаленной степени. Но она совершала их, приведя в движение самые низменные побуждения и страсти людей и развив их в ущерб всем остальным задаткам. Низкая алчность была движущей силой цивилизации с его первого до сегодняшнего дня; богатство, еще раз богатство и трижды богатство, богатство не общества, а вот этого отдельного жалкого индивида было ее единственной определяющей целью. Если при этом в недрах этого общества все более развивалась наука и повторялись периоды высокого рассвета искусства, то только потому, что без этого невозможно было бы все достижения нашего времени в области накопления богатства".
Вполне возможно, с Фридрихом Энгельсом согласился бы и Джеймс Уатт, который не допустил на рынок изобретенный им же паровой двигатель, начавший промышленную революцию, пока не защитил патент на свое изобретение в Британском парламенте на срок 25 лет. Робинсон и Асемоглу в книге "Почему нации терпят поражение?" приводят слова Уатта про парламентское решение, которое "будет очень полезным для меня, так как на него (изобретение. - прим. автора) уже существует значительный спрос".
Однако страсть человеческая не всегда обращена к материальным благам, что мы докажем и изучим в этой же части.
Страсть или поток?
"Как измерить страсть?" - вопрос тяжелый. Отвечая словами одного великого поэта Ближнего Востока: "Я не единожды пытался ответить, что такое любовь. Но всякий раз мне было стыдно на следующий день". Пассионарность - переменная психологическая, находящая свой отклик в энергоизбыточности и упорном стремлении к заветной цели. Страсть как непреодолимое внутреннее стремление, будучи порой нелогичной и ужасной, чередуясь на разных континентах нашей планеты, обусловила историческое развитие человечества. Внезапный пассионарный взрыв на случайном участке территории Земли побуждал его жителей к великим завоеваниям, переселениям и открытиям.
Пассионарность (а особенно пассионарность национальная) у Гумилева подвержена изменениям и особенно испытанию временем - она не вечна и увядает, как престарелый мудрец. Каждая нация, как человек, проходит через свое детство, юность и старость. Данный процесс рождения и старения наций называется у Гумилева фазами этногенеза. Идея, предложенная Гумилевым, не нова. Прототипы фаз этногенеза впервые были сформированы задолго до рождения Гумилева арабским социологом Ибн Хальдуном (1332–1406). Он первым декларировал мировой "принцип качелей" в истории, прекрасно описанным в трактате "Мукаддима" (Введение в историю). Его поразило, что те франки, которые 500 лет назад были плохими бойцами во время экспансивного расширения Арабского халифата, в годы жизни самого Хальдуна стоили трех арабских воинов. В силу этого Хальдун и предложил концепцию качелей, которые то возвышают, то понижают накал страсти и силы в нации.
Полный цикл пассионарности у Гумилева описан схожим путем. Более того, словосочетание "Конец и вновь начало", чем-то схожее по своему принципу с "качелями", послужило названием для одного из его сборника статей. Вот следующие фазы его теории страсти: - Гомеостаз (баланс) - фаза полного гражданского безразличия к судьбе общества. Абсолютный баланс природы и человека. - Подъем - появляется поколение пассионариев и уничтожает существующую систему, создавая новый этнос. Либо переформатирование существующей нации на волне новой идеи. - Перегрев (акматическая фаза) - фаза пика. Полное использование ресурсов и пассионарный пик. - Надлом - фаза гражданских столкновений. Чаще всего выражается гражданскими войнами и революциями. Возрастание политической и экономической конкуренции. - Инерционная фаза - фаза перед медленным угасанием общества. Страсть общества начинает заканчиваться. - Обскурация (obscure (англ.) - безвестный) - время субпассионариев или людей, лишенных страсти. - Гомеостаз - полное безразличие.
У Гумилева циклы пассионарности приводят целые нации к своеобразному "помешательству", раскрывая их потенциал, в зависимости от качества взрыва и его условий, а затем медленно ведут нацию к угасанию. Циклы Гумилева зависят от силы начального удара протонными дождями по людским массам.
Теория протонных дождей не выдерживает критики, и в связи с этим больше доверия вызывает другая гипотеза - теория Потока.
Теория потока разработанная американским психологом венгерского происхождения Михеем Чиксентмихайи, напрямую увязывает успехи в жизни отдельного индивида с тем, как именно были организованы его жизненные стимулы и интересы. С такой же, присущей Гумилеву поэзией, Чиксентмихайи в работе "В поисках потока" описывает состояние потока, которым каждый человек может наполнить свою жизнь:
"Когда цели ясны, есть адекватная обратная связь, а уровень сложности задачи соответствует уровню мастерства, внимание концентрируется целиком и обращается на то, что он делает. Поскольку человеку в потоке требуется вся его психическая энергия, он полностью сосредоточен. В сознании не остается места для отвлекающих мыслей или чувств, не имеющих отношения к делу. Рефлексия прекращается, однако человек чувствует себя сильным как никогда. Чувство времени искажено: часы летят подобно минутам. Когда человек душой и телом растворяется в том, чем занят, любое дело становится безусловной ценностью, а жизнь обретает смысл. Так в гармонической концентрации физической и психической энергии жизнь, наконец, вступает в свои права. Полное растворение в потоке - это не столько счастье, сколько ощущение совершенства жизни".
Как пишет Чиксентимихайи, после сотни проведенных разговоров с нобелевскими лауреатами, он был уверен, что они не "работали" и дня в своей жизни. Следуя логике энергоизбыточности, некими синонимами пассионарности являются воодушевленность и энтузиазм, проявляющиеся в состоянии потока.
Единственное противоречие между идеями Гумилева и Чиксентимихайи лежит в среде определяющего фактора этой страсти. У Гумилева это Всемирный Разум, Солнце, Космос, или что-то вроде инопланетян из романа Стругацких "Трудно быть богом", направляющих развитие нашей планеты. Чиксентимихайи же настаивает на том, что главенствующую роль играют условия, навыки и интересы личности, а не генные изменения. Но чтобы достичь состояния потока в жизни человека, необходимо найти равновесие между сложностью задачи и навыком субъекта.
Возможно, пассионариев от обывателей отличает не генетическое изменение, а то, как устроен их поток? Гумилев сам обращал внимание на то, что пассионарность никак не связана с определенными психотипами личности. Ян Гус и Мартин Лютер, несмотря на стремление к самопожертвованию и седьмой уровень пассионарности по Гумилеву, были обычными монахами, а это, конечно же, - профессия далекая от понимания пассионарности в русле темперамента. Но у них была цель, достойная любого риска. Сами наблюдения Гумилева подталкивает нас к пониманию, что важен не сколько запал страсти внутри человека, а то, как эта страсть будет использована.
Пассионарий - это энергоизбыточный активный общественный тип, с потенциалом к деятельности. Пассионарий может обладать любым темпераментом, любым характером, любым психологическим типажом. Что его отличает, так это выбор или желание по изменению какой-либо сферы деятельности, подстроенной под его природу. О том, что состояние потока коррелирует с интересами личности, условиями и психологией, пишет и Чиксентимихайи. Как раз таки фактор равновесия сложности задачи и навыка субъектов, являясь верным для отдельных индивидов, таким же образом накладывается и на историю наций.
Успешная жизнь отдельного человека - залог сочетания приобретенных навыков, любимого дела и условий.
Успешная жизнь народа - также залог сочетания наработанных навыков, любимого дела и условий.
Пассионарность - результат удачного стечения обстоятельств, модерацией и конструированием которых можно и нужно заниматься, а вовсе не итог случайных космических дождей.
Выбор цели
"Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часа, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим".
Лев Николаевич Толстой
Чиксентимихайи пишет, что одним из самых важных факторов развития потока является выбранное дело. Если человек посвящает все свое свободное время какому-то делу, логично предположить, что его заряжает подобным образом именно это занятие. Цель пассионарности или цель страсти работает схожим образом.
Тем более, что фазы этногенеза соотносятся с явлениями в жизни нации, а не их психологическим портретом. Также и мы судим об электричестве по его эффектам и действиям, а не по факту его переменного существования.
Человек действия обязан иметь сферу деятельности, в которой он мог бы приложить свою пассионарность. Более того, именно сфера деятельности иногда обуславливает энергоизбыточность в ее отношении. Эйнштейн может "гореть" на науке, но не испытывать никакого удовольствия от руководства компанией. А Тамерлан вряд ли бы заинтересовался законами тяготения Ньютона. Цель страсти человека важна особенно. Если бы у Чингисхана не было предмета страсти в виде единой Монголии, мы могли бы его запомнить обычным степным флибустьером, а не великим гением войны. И вряд ли бы орда внемлила каждому его слову, если бы не цели, предложенные ей великим ханом.
"Тот, кто знает "зачем" жить, преодолеет почти любое "как".
Фридрих Ницше
Это доказывает и "логотерапия", созданная австрийским психологом Виктором Франклом, автор труда "Человек в поисках смысла". Логотерапевты, помимо стремления к удовольствию и воли к власти, отмечают в человеке и стремление к смыслу. Франкл писал, что именно поиск смысла за каждым страданием, выпавшим на его долю, помог ему пережить тяжелые годы концлагерей и потерю своей семьи. Причина многих неврозов, особенно у безработных и представителей "золотой молодежи", в отсутствии или нежелании поиска смысла жизни.
(ВНИМАНИЕ! Выше приведено начало книги)
Открыть полный текст в формате PDF на сайте http://literatura.kg/articles/?aid=2177
|