...Когда мы с фотографом ехали на Сосновую 46/3, где
располагается компания «Верфь-Югра», нам и в голову не могло прийти, что здесь
изготавливают настолько уникальные плавсредства. Лично в моем представлении
лодки и катера всегда делали либо из дерева, либо металла. А тут... Век живи – век
учись, что называется.... Экскурсию по своему лодочно-катерному хозяйству нам провел
лично директор ООО «Верфь-Югра» Виктор Яшкин.
Хозяина и его мастеровых мы застали в разгаре рабочего дня: повсюду все
чинилось, шлифовалось, вымерялось...О
своем производстве и любимицах – лодках – Виктор Яшкин готов рассказывать
часами. 
– Еще в 80-х в Сургуте появился свой яхт-клуб. Он был достаточно
большой, много сургутян увлекалось яхтами. Был кооператив, мы тогда
изготавливали яхты килевые, швертовые... Потом – перестройка, затем 90-е – все
распалось.... Вторая волна началась только лет семь назад. Собрались с
единомышленниками, сделали свой первый индивидуальный проект – катер. С
бакфанеры, обклеенной стеклотканью сделали матрицу и с тех пор постепенно у нас
дело пошло. – А как додумались
лодки делать из таких необычных материалов. – Это только кажется, что они необычные. На самом деле, на
Западе технология изготовления лодок на основе эпоксидной смолы и стеклоткани
используется давно. Мы, уже имея немалый опыт ремонта и изготовления лодок,
почерпнули информацию из литературы. Стали пробовать – стало получаться. Наши
лодки и катера прошли испытания, мы получили сертификаты качества на свою
продукцию. Появились заказы из других регионов, Самарской области, например. (Сертификаты
соответствия выданы Органом по сертификации средств обеспечения живучести кораблей и судов,
пожарно-технической продукции и средств индивидуальной защиты военно-морского
инженерного института.) 
Попросил рассказать технологию производства лодок из
стеклопластика. Упрощенно она выглядит так: Изготавливается матрица корпуса лодки. Пожалуй, это один из
наиболее кропотливых и сложныхпроцессов. Затем на матрицу корпуса лодки наносится специальный слой,
который не будет давать смоле приклеиваться к поверхности матрицы. После этого
на поверхность матрицы накладываются фрагменты выкройки из стеклоткани и
пропитываются эпоксидной смолой. 
Стеклоткань – эластична, поэтому способна принимать любую форму. Далее накладывается
следующий слой стеклоткани и опять смола. В результате наложения множества
слоев формируется корпус. После того как смола застывает, корпус снимают с
матрицы, шлифуют наружные и внутренние поверхности лодки. Стоит отметить, что
цвет уже заложен в материалах – остается только его заранее выбрать. Размеры
можно заказывать любые. Лодку в масштабах «Титаника» вряд ли, конечно, кто
захочет, но вот шестиметровую красавицу недавно сдали заказчику... 
...Чтобы мы не сомневались в прочности изготавливаемых на «Верфь-Югра»
плавсредств, Виктор Иванович, словно читая наши мысли, выводит нас с фотографом
на задний двор. Для наглядной демонстрации. На словах-то все легко... – Было как-то у нас тут телевидение, мы силачей даже
приглашали, вот, этой кувалдой они били по корпусу стеклопластиковой лодки и по
алюминиевой. (Смотрю – у железной лодочки-то несколько зияющих дыр имеются...) 

...Виктор Яшкин со всего маху бьет по стеклопластиковой «Селенге»...
Молот пружинно отскакивает от корпуса и рикошетом попадает по ноге директора
фирмы. Оказывается, не только красота, но и доказательства тоже требуют жертв!
Прихрамывая, Виктор Иванович с чувством победителя уводит нас с испытательного
полигона в офис на чай. Кстати, на корпусе
стеклопластиковой лодки я не разглядел ни единой царапины... Преимущества лодок из стеклопластика: Корпус лодки при его формировании получается гладким, без
заклепок. Это значительноповышает
ходовые качества,что, в свою очередь, приводит
кэкономии топлива. 
Возможность изготавливать из лодки не только с килем, но и
лодки из стеклопластика с плоским дном, предназначенные для хождения по
мелководью. Стеклопластиковые лодки отлично переносят удары без
повреждения корпуса (в чем мы убедились воочию). Устойчивы к истиранию о дно
водоема. Абсолютно не боятся перепадов температур. Срок «жизни» таких лодок – до
75 лет. На изготовление одной лодки уходит минимум месяц. Все
делается вручную. Несмотря на дорогие в производстве материалы (эпоксидная смола
и различные стеклоткани + ручная работа), сами лодки и катера стоят намного
дешевле их металлических или полиэфирных собратьев. К примеру, «Селенга-450» из
стеклопластика оценивается в 180 тысяч рублей, тогда как алюминиевая «Казанка»
стоит 220 тысяч рублей... По желанию клиента мастера компании «Верфь-Югра»
изготовят лодку любой конфигурации и с любыми обводами корпуса вплоть до
установки дополнительной комплектации: от магнитолы и двигателя до лебедки и
газ-реверса руля...
Виктор Яхонтович
|