CA-NEWS (KZ) - Казахстан занимает лидирующее, 88 - место среди стран Центральной Азии по показателям эффективности торговой логистики (из 160 стран), находящихся в выборке. Таджикистан на 114 месте, Узбекистан - 129, Туркменистан - 140 и Кыргызстан на 149 местах. Об этом говорится в докладе группы Всемирного банка «Налаживание связей для повышения конкурентоспособности: торговая логистика в глобальной экономике - 2014».
Разрыв в показателях эффективности торговой логистики между странами, демонстрирующими наилучшие и наихудшие результаты, по-прежнему довольно велик.
В исследовании проводится ранжирование 160 стран по ряду индикаторов в сфере торговли (включая эффективность таможенной администрации, качество инфраструктуры и своевременность отгрузки товаров), которые все чаще признаются важнейшими для развития стран. Данные для исследования получены в ходе опроса более 1000 специалистов по логистике.
Согласно исследованию индекса LPI за 2014 год, первое место в мире по эффективности логистики заняла Германия. Наихудшая оценка – у Сомали. Как и в предыдущих выпусках доклада, по результатам исследования 2014 года десятка лучших стран представлена в основном странами с высоким уровнем доходов. Среди стран с низким уровнем доходов наилучшие результаты демонстрируют Малави, Кения и Руанда. В целом, предыдущие исследования выявляют тенденцию к улучшению показателей, при этом у стран с низкими результатами общая бальная оценка повышается быстрее, чем у стран с высокими показателями.
Авторы доклада 2014 года приходят к выводу, что странам с низкими, средними и высокими доходами необходимы разные стратегии для улучшения показателей эффективности логистики. В странах с низким уровнем доходов самые значительные улучшения показателей, как правило, достигаются за счет совершенствования инфраструктуры и повышения эффективности основных процедур пограничного контроля. Это может подразумевать необходимость реформирования таможенных органов, однако все чаще речь идет об улучшении работы других ведомств, присутствующих на границе, в том числе тех, кто отвечает за санитарный и фитосанитарный контроль. Зачастую требуются многосторонние подходы.
В странах со средним уровнем доходов, напротив, инфраструктура и пограничный контроль довольно эффективны. Эти страны обычно добиваются наибольшего улучшения результатов благодаря повышению качества логистических услуг и, в частности, за счет аутсорсинга специализированных функций, таких как, например, транспортировка, экспедирование и складирование грузов.
В странах с высоким уровнем доходов все больше признается важность и растет спрос на «зеленую» логистику, т.е. экологически чистые логистические услуги. В исследовании 2014 года около 37% респондентов, отправляющих товары в страны ОЭСР, отметили наличие спроса на экологически благоприятные логистические решения – по сравнению лишь с 10% опрошенных среди тех, кто отгружает товары в страны с низким уровнем доходов.
В последние годы в связи со снижением тарифов в глобальном масштабе логистика и другие аспекты облегчения торговли вышли на первый план в дискуссии о снижении торговых издержек. В исследовании 2013 года, проведенном Группой Всемирного банка и Всемирным экономическим форумом, установлено, что снижение высоких транзакционных издержек участников внешнеторговой деятельности и сокращение чрезмерной волокиты, с которой они сталкиваются, могут способствовать значительному росту мирового ВВП. В январе Всемирная торговая организация (ВТО) завершила подготовку соглашения об облегчении торговли, в котором определены стандарты в отношении ускоренных и более эффективных таможенных процедур, а также содержатся положения о техническом содействии и обучении в данной сфере. Всемирный банк и шесть других многосторонних финансовых институтов поддержали усилия ВТО, выступив в октябре с совместным заявлением.
В этом широком контексте растет внимание к индексу LPI со стороны лиц, определяющих экономическую политику. Например, в Индонезии индекс официально используется для оценки результатов деятельности министерства торговли. Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) использует индекс LPI для измерения воздействия, оказываемого инициативой по развитию взаимосвязей в цепи поставок. Европейская комиссия использовала индекс при формировании европейской системы оценки эффективности транспорта, а также для проведения в 2013 году оценки Таможенного союза ЕС.
«Индекс LPI – это конкретный инструмент, предназначенный для повышения информированности и стимулирования улучшений», - подчеркнул директор департамента по экономической политике, долгу и торговле Джеффри Льюис. «Он позволяет нам оценивать сдерживающие факторы по широкому кругу стран».
|