Правила пользования
Курс ЦБ на 26.04 USD 444.22 up 0.37
EUR 476.38 up 2.08
RUB 4.82 up 0.02
26 апреля Пятница, 14:30
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Кенже Татиля: Парадоксальный дуализм. Почему в Казахстане все больше религиозности и все меньше праведности?»

Дата: 21.12.12 в 14:54
Мобильная версия Шрифт

Парадоксальный дуализм
Почему в Казахстане все больше религиозности и все меньше праведности?

Вопрос о месте и роли религии в жизни нашего общества в последние годы становится все более актуальным. И в этом есть своя логика, поскольку после деидеологизации, наступившей с распадом СССР, именно религия стала стремительно заполнять возникшие в общественном сознании зияющие идеологические пустоты. Вместе с тем в этих процессах стали проявляться парадоксальные тенденции. Казалось бы, рост религиозности общества должен был сопровождаться укреплением его морально-нравственных устоев. Однако на самом деле все обстоит с точностью до наоборот. Мораль сейчас не в чести, нравственность в загоне, и есть некое подспудное чувство, что мы все глубже погружаемся в топкое болото ханжества. Мы решили выяснить, что думают по этому поводу известные в Казахстане люди, и адресовали им всего один вопрос:

- Почему в Казахстане все больше религиозности и все меньше праведности, хотя вроде бы должно быть наоборот? Этому своеобразному феномену есть какое-то разумное объяснение?

Все проистекает из невежества

Ербол Жумагулов, поэт и кинорежиссер:

- Я думаю, это происходит потому, что люди вообще соскучились по религии после 70-летнего периода воинствующего атеизма. И возврат к религии сопряжен с поиском. Люди ищут знания, а их в тех же книжках на исламскую тематику нет. Более того, на мой субъективный взгляд, вся эта литература зачастую носит очень деструктивный характер. В мечетях во время пятничных намазов люди слышат от имамов что угодно, только не получают истинных знаний. Поэтому они начинают искать их на стороне. А на стороне они опять же могут получить совсем не то, что они ищут. Не зря же говорят, что страны, в которых исламская религия является государственной, выделяют миллиардные суммы на процесс исламизации стран Центральной Азии. И идут они на популяризацию той формы ислама, которая, собственно, и приводит к оголтелой религиозности. Которая почему-то идет в ущерб праведности. Не на пустом же месте возникают ситуации, когда дети выгоняют из дома родителей только потому, что последние не читают намаз. Из-за этого дети считают своих родителей "неверными", уходят из дому, прерывая всякое общение с самыми близкими людьми. Это все прямое следствие насаждения чуждых нам форм ислама.

Поэтому мне кажется, что эти негативные процессы представляют собой огромный комплекс проблем. Я не эксперт, чтобы дать глубокий и всесторонний анализ этому феномену. Как творческий человек, я "что вижу, то и пою". Именно поэтому я снял фильм про это. Как художник, я не могу дать ответы. Моя задача в другом – ставить вопросы. Вы мне задали вопрос, которым я, собственно, и задаюсь в своем фильме. Его рабочее название – "Книга". Естественно, что подразумевается Коран. Сразу оговорюсь, что в фильме нет особой религиозности.

Возможно, есть некий парадокс в том, что, обращаясь к Богу, человек не становится выше, чище и лучше. Но это опять же проистекает из общей проблемы невежества. Каждый способен вынести из знакомства со священной книгой только то, что он способен уловить. Кто-то, прочитав Коран, совершает праведные дела, а кто-то видит в нем призывы взять в руки автомат и убивать во имя джихада.

К этому можно добавить, что, с одной стороны, тут еще ведется очень большая идеологическая работа в пользу оголтелой исламизации, а с другой, наоборот, нет никакой идеологической работы в плане того, чтобы казахские мусульмане не поддавались этому деструктивному влиянию. Никто планомерно и целенаправленно не занимается этой сложной проблемой. И потому в обществе увеличивается число внутренних разломов и расколов. И, повторю еще раз, на этом фоне напрочь отсутствует хоть какая-нибудь конструктивная идеологическая работа. Эта проблема касается и нас – поэтов, писателей, журналистов.

Таким образом, корни парадокса, о котором ваш вопрос, надо искать в элементарном невежестве. Сегодня в головах людей чудовищная эклектика. Растаскивается по частям не только ислам. Аналогичные процессы переживают и другие авраамические религии. Среди моих знакомых есть такие, кто вульгарно смешивает ислам, космо­энергетику и еще черт знает что. И я не знаю, что можно поделать с таким подходом и с этими людьми. Причем речь идет не о каких-то безусых юнцах, а о людях, у которых за плечами полвека жизни.

Многие думают, что стоит только надеть чалму, начать читать намаз – и мир вокруг изменится в одночасье. У таких людей вера трансформируется в какую-то "деловую" категорию. Даже искренне совершая религиозные обряды, человек полагает, что за это ему уже гарантированы рай­ские кущи. Но это не имеет никакого отношения к вере. Потому что это получается какая-то торговля: я – тебе, а ты (то есть, Всевышний) – мне. Или: сначала украл, а потом замолил этот грех. Но ведь меркантилизм и вера – вещи абсолютно несовместимые.

Впрочем, искренняя вера тоже существует. Не все так плохо, как может показаться. Есть очень много людей, поддерживающих казахский ислам, который без всякого фанатизма. Именно такой ислам делает нас, казахов, еще большими казахами, а не похожими на арабов. Возможно, это резанет чей-то слух, но это такой ислам, который для меня абсолютно идентичен с тенгрианством. Тем более что ислам, как последнее откровение, судя по правовым школам – мазхабам, позволяет нам соблюдать наши традиции. Именно такой подход дает возможность тем или иным народам, исповедующим ислам, воспринимать Коран или Сунну в контексте своей идентичности.

В этом плане ханафитский мазхаб, к которому относятся казахи, позволяет нам сохранять наше внутреннее тенгрианство в обрядах, в быту. Все эти наши "тусау кесу", почитание аруахов и другие вещи идут оттуда. Это своеобразный мостик между собственно исламом и тенгрианством. Если бы все обстояло иначе, то выходило бы так, что ислам – это прогрессивное, а все, что почиталось нашими предками до его возникновения – несусветная глупость. Сравните основные заповеди тенгрианства и ислама. Они практически идентичны.

"Нет бога, кроме Тенгри, и не поклоняйся никому, кроме Тенгри". А Аллах – это не имя бога, и это надо понимать. Потому что у него нет имени. "Аль" – это единственное число, "Лах" – это божество. Аллах – в переводе означает "Единый Бог".

Нас спасет только религия

Мурат Телибеков, руководитель Союза мусульман Казахстана:

- Согласен, что ситуация действительно складывается парадоксальная. Возможно, причина здесь в том, что религиозные убеждения в казахстанском обществе не стали некой фундаментальной моралью. Религия не пустила глубокие корни в нашем сознании, она где-то там – на поверхности, на уровне формальных ритуалов. Наверное, нужно время, чтобы процесс проникновения достиг некой критической массы, когда религиозная мотивация начнет доминировать в человеческих поступках.

Возможно, в этом кроется ключ к разгадке феномена "арабской весны". В преобладающей массе своей люди, ее осуществившие, менее грамотны, чем казахстанцы, у них меньше компьютеров, они плохо знают Шекспира и таблицу умножения. Но именно религия послужила консолидирующим началом, направляющей силой, которая придала некую осмысленность этому движению.

Есть и другая сторона этого парадокса. Понятие "праведность" имеет весьма широкое толкование. Это не только совершение благих деяний, кротость и милосердие. Религиозная праведность включает в себя защиту отечества, проявление жестокости по отношению к врагам, наказание преступников и даже применение смертной казни в случае необходимости.

Террорист, взрывающий бомбу в оживленном квартале Манхеттена, с религиозной точки зрения – преступник, варвар, жестокий маньяк-убийца, а с другой – шахид, который исповедует свою собственную философию: мирные граждане агрессивной страны – покорные налогоплательщики, которые своим молчаливым согласием и налогами благословляют, к примеру, бомбежку мирных жителей Афганистана или Ирака. Он не в силах противостоять этим авианалетам посредством современной системы ПВО и поэтому выбирает другую тактику, находя ей оправдание по своей шкале ценностей.

Порой религиозный человек оправдывает даже грабеж и воровство тем, что изъятые у нуворишей материальные ценности он распределяет среди нуждающихся или направляет на благородные цели. К примеру, на поддержку освободительного движения народа, находящегося за тысячу верст, или на лечение тяжелобольного ребенка.

В любой религии изначально заложен протестный мотив, элемент насилия, активного противодействия. Возможно, в этом секрет немеркнущей актуальности религии как таковой.

Религиозные учения, на первый взгляд, полны противоречий. В Священном Коране на одной странице вы найдете призыв к милосердию, а на другой – призыв к жестокому убийству. Казалось бы, здесь нет логики, это противоречит здравому смыслу. Но в этом секрет силы и притягательности веры. Ведь правила жизни диктуются отнюдь не логикой и здравым смыслом. У Льва Толстого есть замечательное выражение: "Если предположить, что жизнь управляется разумом, то отрицается всякая возможность жизни". Здесь нечто очень близкое к религиозному мировоззрению. Мы затрагиваем глубокие пласты религиозной философии и, возможно, несколько отходим от темы. Тем не менее это позволит лучше понять нынешнее состояние брожения казахстанского общества.

На мой взгляд, падение нравственности не является следствием распространения религии, скорее наоборот. Порочная, безнравственная мораль, навязываемая обществу как некое нормальное состояние демократичного общества и рыночной экономики, вызывает протестные настроения, которые нередко принимают форму физического насилия и вооруженного противостояния.

Между "хочу" и "нужно"…

Ельдес Сейткемел, сценарист, журналист:

- Позвольте не­с­ко­лько от­влечь­ся в сторону в поисках ответа, который может претендовать лишь на общепринятое – "есть и такое мнение"…

Наша психика устроена таким образом, что постоянно балансирует, словно канатоходец: с одной стороны – хочу, с другой – нужно. И как сохранить равновесие между подсознанием и сознанием? Это когда на подсознательном уровне мы запрограммированы нашими основными "животными" рефлексами: хочу – есть, спариваться, доминировать (читай: вкусно жрать, "иметь" кого пожелаю, быть "выше всех"). В наших степных палестинах "выше всех" (Тор) обозначает не просто доминантного самца, который забрался на ветку повыше и оттуда наблюдает за тем, у кого можно отобрать еду или какая из самок в данный момент свободна… Тор – понятие более объемное, если не всеобъемлющее… Но об этом ниже. А сейчас…

Нужно – быть и социальным индивидуумом, следовательно, соблюдать правила социума и законы общества (читай: честно зарабатывать, заниматься сексом по обоюдному согласию, становиться выше благодаря интеллекту и профессиональному росту). Словом, заработай Тор… если сможешь в наших условиях. Вглядимся…

И вновь – в особенности нашей психики. И даже физиологии: головной мозг составляет 1/50-ю часть общей массы нашего тела. А потребляет при этом до 25% нашей энергии. И организм настроен на постоянное сбережение жизненной энергии, тратит ее очень рачительно (не допуская ее откровенного разбазаривания). На что? Да на прожектерство! "Вот сделаю карьеру… вот открою бизнес… вот двину новый проект"… Ага, вот тут наш мозг начинает работать на энергосбережение – не идет ничего… ступор… тщета усилий, усталость, апатия. А все почему? Да наш мозг уже просчитал наперед, что все благие начинания в данный момент и в данных условиях – никчемны… мы зазря будем напрягать извилины и расходовать энергию впустую. И откуда такая уверенность у этого серого вещества? Да оттуда – Тор не ваш, нет доминанты, а значит… вы и дальше будете выполнять все, что нужно, а то, что хочу, будут реализовывать те, у кого сейчас положение – Тор. И… "смирись, о гордый человек"! Так вот… мы вернулись к поставленному вопросу: религиозность смиряется работой, праведность смиренно работает. Т.е. религиозный человек знает своих "темных демонов" под маркой хочу, пытается с ними ужиться и, откровенно говоря, в этой борьбе зачастую терпит поражение. Называет это происками "князя тьмы", внутренне соглашается со сценарием: "не согрешишь – не покаешься"… и работает для удовлетворения своего… хочу. А что делать при отсутствии социальных лифтов?..

Праведники же – работают. Несмотря на то, что мозг командует им: оставь, тебе ничего не изменить, Тор никогда не будет твоим, ты только зря растратишь жизненные силы… смирись! И праведники смиряются, но…

В фашистских концлагерях была категория заключенных, которых называли "мусульмане". Их было видно сразу: остановившийся потухший взгляд, автоматизм движений, погруженность в смирение перед близким финалом, согласие со Злом неизбежности. И кто рассказал о таком смирении, как не они: праведные воины стороны Добра, которые выжили и одним только этим фактом победили. Совершив великую и тяжкую работу во Славу Всевышнего. Работу постоянную, а не декларативную религиозность в оправдание собственной греховности сознательным неофитом.

Автор: Кенже Татиля

21.12.2012

Источник - camonitor.com
Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1356080040

Просмотров: 318


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×