Правила пользования
Курс ЦБ на 27.04 USD 443.35 up -0.87
EUR 475.54 up -0.84
RUB 4.82 up 0
27 апреля Суббота, 05:58
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Три мифа об объединении»

Дата: 14.11.12 в 02:25
Мобильная версия Шрифт

Первое за последние годы совместное заседание правительств Петербурга и Ленинградской области не могло не вызывать волну комментариев на предмет грядущего объединения регионов в единый субъект федерации.

Cuiprodest? (Кому выгодно?)

С правовой точки зрения мероприятия по слиянию субъектов стали возможными в России с конца 2001 года, с вступлением в силу соответствующего конституционного  закона. Для начала инициаторам объединения требуется провести референдумы на территории заинтересованных регионов. Если народ согласится укрупняться, региональные парламенты должны за полгода разработать соответствующий проект конституционного закона. Если его одобрит квалифицированное большинство обеих палат федерального парламента, новый субъект будет считаться образованным.

В реальности объединение регионов началось в 2003 году. Процесс в первую очередь затронул "сложносоставные" субъекты— края и области со входящими в их состав автономными округами. Но с 2008 года, после избрания президентом Дмитрия Медведева, слияний субъектов федерации больше не было. В июне 2009 года тогдашний президент России заявил в интервью, что не считает задачу укрупнения регионов "в качестве приоритета государственной политики".

Более того, в 2008 году, выступая на пресс-конференции в Кремле, Владимир Путин заявил, что пока нет необходимости в объединении Петербурга и Ленинградской области. По его словам, заявок на это от жителей регионов не поступало, а "укрупнение ради укрупнения не является нашей целью".

И, тем не менее, разговоры о грядущем слиянии появляются с завидной регулярностью — где-то раз в квартал. И дело здесь, судя по всему, не только в политической целесообразности для отдельных интересантов, но и в укорененности в общественном сознании однообразного набора штампов, которые при ближайшем рассмотрении оказываются мифами.

Вместе не были

Миф первый: "При помощи слияния города и области удастся, наконец, исправить историческую ошибку, объединив два даже не братских, а сиамских субъекта федерации".

Нехитрый тезис этот базируется главным образом на воспоминаниях о советском прошлом, когда координацией развития Ленинграда и области занимался единый обком КПСС. Однако заметим себе, что, во-первых, эти же задачи решали Госпланы РСФСР и СССР, а, во-вторых, административная самостоятельность двух субъектов даже в те годы никем не оспаривалась.

Более того: на самом деле, у города и области почти никогда не было единого руководства. Даже во времена Российской империи ее столица не входила в состав единой Санкт-Петербургской губернии. Изменить это положение вещей  попытались лишь большевики в самые первые годы своего правления — им ведь, понятное дело, опыт "треклятого царизма" был не указ. Вот так, на заре советской власти, город с деревней и оказались единым субъектом государственного управления. Но эта схема не прижилась, просуществовав всего 11 лет.

Почему? Это легко объяснимо. Очень скоро стало понятно, что такая большая территория неподъемна для нормального управления. А ее граждане лишаются возможности влиять на работу властей (в те годы — пусть и на правах лозунгов — это был немаловажный фактор). Судите сами: если депутат из Подпорожья заседает в Мариинском дворце, легко ли жителю района до него достучаться? Руководство страны ответило "нет", и с 1931 года город и область — вновь самостоятельные субъекты.

Восемь десятилетий, минувших с тех пор, убеждают, что административная самостоятельность не тормозит ни город, ни область. Ведь каждый из субъектов в эти годы — пусть и с разной скоростью — двигался вперед. А вот попытка слияния, буде она предпринята, неизбежно приведет и к снижению темпов развития и (как минимум) к временному ухудшению качества управления гигантским регионом.

Более того: даже и в этом случае исполнительная власть нового "большого" субъекта вынуждена будет разделять решение городских и областных вопросов. Ну просто невозможно одним и тем же ведомством управлять жилфондом все того же Подпорожья и Центрального района Петербурга — слишком уж различны у них проблемы и пути их решения. Кардинально различаются транспортные, и во многом даже социальные стратегии. В общем, в таком случае существующее сегодня количество региональных чиновников вовсе даже не уменьшится (как об этом при каждом удобном случае любят поразглагольствовать заинтересованные эксперты), а совсем наоборот: существенно возрастет.   

Кто конкурент?

Кстати говоря, здесь мы неизбежно сталкиваемся со вторым мифом: "Объединение решает вопрос об острой конкуренции между Петербургом и областью, которая не идет на пользу никому — ни бизнесу, ни самим регионам".

Кажется, что в силу географического положения Петербург и Ленобласть — естественные конкуренты. Однако по целому ряду параметров проблема борьбы между ними — надуманна. Ведь что является сильными сторонами Петербурга? Это, в первую очередь, кадровый, научно-технический и инфраструктурный потенциал. Ну а кроме того город — это огромный рынок сбыта. Чем сильна область? Своим географическим положением, транспортно-логистическими возможностями, а также природными и территориальными ресурсами. Разве эти направления пересекаются? Пожалуй, даже наоборот: они удачно дополняют друг друга, позволяя субъектам федерации успешно взаимодействовать. Конечно, для этого необходима еще одна составляющая: умелые и компетентные администраторы. Но это уже совсем другая история.   

Одна из немногих сфер, в которой регионы в самом деле сегодня борются между собой — привлечение инвестиций. Однако это сражение идет на благо всем его участникам, ведь оно в первую очередь приводит к смягчению инвестиционного климата в обоих регионах. Если же их объединить, этот плюс обернется минусом: слияние приведет к исчезновению стимула к борьбе, что негативно скажется на жизни инвесторов. А, значит, негативно отразится и на кошельках жителей обоих регионов.

Кстати говоря, с финансовой точки зрения Ленобласть от объединения проиграет в любом случае. И дело здесь не в чьей-то злой воле, всему виной — математика. Судите сами: в Северной столице — 5 миллионов жителей, в области — 1,7 миллиона. Раз так, губернатор объединенного региона будет просто вынужден обращать куда больше внимания на город. Просто потому, что в ходе выборов на один голос областного избирателя придется почти три "городских" голоса. А ведь за вниманием руководства всегда следуют и финансовые потоки, потому с каждым годом все больше денег будет направляться на решение сугубо петербургских задач.

А что выиграет город?

Но иных горожан проблемы соседей, впрочем, могут и не заботить. Ведь для них-то объединение — однозначное благо… По крайней мере, об этом свидетельствует третий миф: "Петербургу нужны новые территории, необходимы и перспективы развития. Единственная верная стратегия — объединение с областью".

Но так ли все однозначно? Новое массовое строительство на присоединенных к городу территориях в первую очередь означает рост численности населения Петербурга. За счет кого? Единственный реальный в наших условиях сценарий —за счет мигрантов. Их дополнительный приток точно не оздоровит социальный климат в городе. Более того: Петербург уже сегодня задыхается от целого ряда нерешенных проблем (с дорогами, транспортным обеспечением, энергоснабжением). Новая массовая застройка все эти трудности лишь усугубит, введя город в состояние близкое к коллапсу.

Но дело далеко не только в одной инфраструктуре. Сегодня Петербург — общепризнанная вторая столица России, по Конституции обладающий статусом "города федерального значения". В случае объединения с областью эта роль будет утрачена — со всеми вытекающими последствиями (членством в Совете федерации, правом законодательной инициативы и прочими атрибутами российского субъекта).

Во времена заката СССР Даниил Гранин писал про "великий город с областной судьбой". После революции 1991 года Санкт-Петербург смог восстановиться в правах и даже нарастить свои политические возможности. Однако в случае объединения с областью все эти успехи незамедлительно канут в Лету — город на Неве превратится в просто очень большое муниципальное образование.

Мы в самом деле хотим вернуть Петербург в состояние "города с областной судьбой"? Тогда давайте поскорее объединяться.

Владимир Герасимов


Просмотров: 538


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×