Монголия: прорыв в экономике
За последние годы Монголия уже добилась рекордных темпов экономического роста – 17,2% в 2011 г. и ожидаемых 16,7% в 2012 г. Но еще более грандиозные задачи планирует осуществить за грядущие 4 года новое коалиционное правительство Н.Алтанхуяга, сформированное в августе 2012 г. после победы Демократической партии на парламентских выборах 28 июня 2012 г.
Разработанные экспертами правительства и учеными, в т.ч. членами созданного Комитета по инновациям, основные направления развития экономики предусматривают рост ВВП к 2016 г. в 3,5 раза – с 10 до $35 млрд., удвоение за два ближайших года оборота внешней торговли, который достиг в 2011 г. $10 млрд.
Продолжен курс на индустриализацию и диверсификацию экономики, преодоление сырьевой зависимости, взятый еще прежним правительством.
Для этого в Дархане и Сайшанде создается база для тяжелой промышленности. В Дархане будет построен новейший нефтеперерабатывающий завод по японской технологии. А в Сайшанде, центре Восточно-Гобийского аймака, создадут целый индустриальный комплекс из металлургических и коксохимических предприятий. Уже построен новый завод по обработке угля мощностью в 15 млн. т в год, разработаны и одобрены технико-экономические обоснования других заводов по производству кокса и сжиженного газа из угля.
В области энергетики в этом году начинается строительство ТЭЦ-V в Улан-Баторе. Она должна войти в строй в 2015 г. и удвоить производство электроэнергии в столице.
Строительство осуществляет консорциум из Французской ГДФ "Сузз", южнокорейской "Поско", японской "Сожицу" и монгольской "Ньюком". Стоимость проекта - $1,4 млрд.
Будут построены также электростанции в южной и восточной Гоби. А фирма "Ньюком" - головная компания корпорации "Изиннес" - строит вблизи Улан-Батора крупнейший ветровой парк в стране мощностью в 50 мат. из 32 гигантских установок. Этот парк стоимостью более $100 млн., используя новейшую технологию "Дженерал Моторс", уже возведен на 40% и полностью войдет в строй в конце 2012 г.
Активно развивается инфраструктура, железнодорожное и дорожное строительство. В мае 2012 г. монгольская компания "Энэржи Ресурс" начала прокладывать железнодорожное полотно в Гоби длиною 270 км. Строительство идет силами монгольских специалистов и западных консультантов. На строительство ассигновано $400 млн. Модернизируется главная магистраль страны – трансмонгольская Уланбаторская железная дорога, готовятся документы для прокладки 11001 км полотна от г. Сайшанды до г. Чойбалсана. В трех направлениях идет строительство автомагистрали "Дорога тысячелетия" - с востока на запад, из центра на север и на юг. Около 1 тыс. км асфальтированного шоссе ежегодно сдается в эксплуатацию за последние несколько лет. Планируется к 2016 г. построить 5 тыс. км дорог и соединить в единую сеть центры всех аймаков с Улан-Батором. А в столице японские специалисты готовят проект строительства метрополитена.
Весной 2011 г. в 50 км к югу от столицы силами японских строительных компаний начато сооружение нового международного аэропорта стоимостью в $300 млн. Туда будет вести новое скоростное шоссе. Аэропорт, как ожидается, начнет работать в 2015 г. и позволит принимать до 2 млн. пассажиров в год.
Главным источником финансирования всех этих капитальных строительств станут доходы от бурного развития горнорудной промышленности, и прежде всего от введения в эксплуатацию крупнейших месторождений меди и золота Оюу Толгой и коксующего угля Таван Толгой в Южно-Гобийском аймаке.
В 2013 г. начнет работу новый монголо-канадский горнообогатительный комбинат "Оюу Толгой", по своей мощности в 3 раза превосходящий государственное предприятие ГОК "Эрдэнэт", который долгие годы считался становым хребтом экономики Монголии. На новом ГОКе будут использованы новейшие технологии подземной добычи через роботов и дистанционного управления. Стоимость проекта составила около $6 млрд.
А полный ввод в эксплуатацию месторождения угля "Таван Толгой", работы на котором уже ведутся 3 года, даст возможность увеличить экспорт угля с нынешних 25 до 100 млн. т и, соответственно, обеспечить рост доходов государственного бюджета.
Как видим, Монголия переживает период больших экономических свершений. И можно предположить, что если ей удастся осуществить все свои планы, то в Азии, возможно, произойдет еще одно экономическое чудо.
Марк Исаакович Гольман, доктор исторических наук, главный научный сотрудник-консультант отдела Кореи и Монголии Института востоковедения РАН - специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".
14.10.2012
Источник - Новое Восточное Обозрение Постоянный адрес статьи - http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1350196200
|