Вторичный рынок автомобилей замер в ожидании вступления Кыргызстана в Таможенный союз. Покупатели надеются, что после этого завозить машины в Казахстан будет и удобно, и дёшево. Но некоторые эксперты уверены, что надеждам автовладельцев не суждено оправдаться.
По мнению совладельца автомобильного интернет-портала Андрея Коленко, на вторичном рынке автомобилей сейчас сложилась достаточно неблагоприятная ситуация как для покупателей, так и для продавцов.
– Все замерли и ждут, чем всё закончится. При этом большинство и продавцов, и покупателей ждут: вступит Кыргызстан в Таможенный союз или нет. Тогда многим кажется, что машины подешевеют. Приведу пример. У вас есть, скажем, 30 тыс. долларов, что на эти деньги можно купить в салоне? Российскую тачку? – рассказывает сопредседатель автомобильного интернет-портала Андрей Коленко. – Покажите мне такого поклонника Таможенного союза. Можно купить Hyundai или «шкоду», или Ssang yong, хоть нашей сборки, хоть их. Это, бесспорно, бюджетные марки для среднего класса. А теперь идём на авторынок. Что можно приобрести? Вполне приличный секонд-хэнд: «лексус 300», «тойоту», «мерседес», «ауди». Да, они будут не новыми, и год будет в среднем 2005-2008. Но это надёжные, укомплектованные по самый потолок с мощными двигателями, отличными характеристиками, а главное – статусные машины.
Кстати, так считают и большинство водителей. Но во всём этом есть один большой минус.
– Авто, которое пробегало по нашим дорогам хотя бы пару лет, уже требует ремонта. Даже если пришло в отличном состоянии, – продолжает Андрей. – К сожалению, ни качество нашего топлива, ни дороги не способствуют долголетию машин. В итоге что сейчас происходит на рынке? Те тачки, что уже были сюда завезены и откатали по несколько сотен км, перепродаются. Раньше на авторынке был первый вопрос: свежепригнанная? А теперь: какой пробег по Казахстану?
СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ ОКАЗАЛСЯ ФОНАРЁМ
Когда ситуация на вторичном рынке авто обострилась и покупатели резко ощутили недостаток «свежей крови», они стали искать выходы на соседние страны. Кто-то пытался возить авто из России. Но и там цены резко рванули вверх. Тогда водители рванули в Кыргызстан – волокли всё подряд, от праворулек до «ауди А8».
Однако пока одна часть водителей воевала за право ездить на авто с номерами другой страны, другая часть выжидала. Ждали вступления северного соседа в ВТО. Но Россия уже месяц там, а никаких плюсов наши водители от этого так и не получили. Хотя бы потому, что у соседей действует утилизационная пошлина, из-за которой стоимость свежепригнанного «утиля» стала в разы дороже. Скажем, ввоз машины с ходовым объёмом в 2 или 3 куба, которая в Германии стоит 10–12 тыс. евро, обойдётся в 2 раза дороже. За растаможку отдадите 20–22 тыс. Так что за BMW 2003 года покупатель выложит около 30–35 тыс. А для россиян ввезти такую же машину будет на 5 тыс. дешевле.
– Со всеми этими ТС и ВТО нас планомерно подводят к тому, что в скором времени авто снова станет роскошью, – продолжает Андрей Коленко. – Те машины, которые бегают сейчас по нашим дорогам, не вечны, и рано или поздно их нужно будет сдать на металлолом. Но что сможет купить человек с достатком ниже среднего? Такой же утиль середины 90-х? У нас совершенно не думают о том, что кроме богатых и так называемого среднего класса есть ещё люди, для которых покупка авто за 5-6 тыс. долларов – праздник для всей семьи! Состоятельному без разницы, сколько выложить за новую тачку – 250 тыс. долларов или полмиллиона. А сколько нужно работать и копить, чтобы семье со среднемесячным доходом в 200 тыс. тенге купить автомобиль за 15–20 тыс. долларов? Брать кредит? Да с теми процентными ставками, что нам предлагают, я зимой и летом на велосипеде ездить буду. В заключение хотел бы отметить, что в свете последних событий у меня, как и у многих, складывается впечатление, что нас планомерно подводят к покупке «продуктов жизнедеятельности» Росавтопрома и машин казахстанской сборки. Безусловно, если наши доведут их до совершенства, я, может быть, и куплю такую машину. Кроме того, сейчас вторичный рынок авто замер. Люди не знают, покупать или нет, цены ведут себя неадекватно, toyota 1999-го года может стоить как VW 2004-го года.
Кстати, председатель Независимого союза автомобилистов Казахстана Эдуард Эдоков также считает, что для Казахстана мало что поменяется, если соседний Кыргызстан станет членом ТС:
– Тут убрали, а здесь прибавили. В России существует «утилизационный сбор», которым чиновники с лихвой перекрывают снижение пошлин. Мы уже видели, как происходит регулирование пошлин. Поэтому при вхождении Кыргызстана в Таможенный союз, скорее всего, будут разработаны подзаконные акты, соглашения, согласно которым при ввозе авто в три другие страны ТС импортёр будет обязан заплатить разницу. Такая защита автопрома России уже давно всем понятна.
Наталья СОРОКОУМОВА |
Ну, как всегда, всё не для народа.