© AFP Photo Torben Christensen/SCANPIX DANMARK 26/05/2012Это поп? Взгляд на странных участников «Евровидения»
("The Washington Times", США)
08/07/2012Советский синтезатор: синтез оккультизма и электронной музыки
("Boing Boing", США)
24/03/2011Сын Медведева сыграл на гитаре с Deep Purple
("Вести Недели День за Днем", Эстония)
Комментарии:1 22/09/2012
Двенадцать лет назад в поп-музыке произошла революция. Подготовленные гламурной экстроверсией высококлассного хип-хопа и невероятной привлекательности Spice Girls и хорошо усвоившие звуковые возможности эпохи электронной музыки, несколько десятков новых талантов взяли штурмом хит-парады, опрокинув такие мощные жанры конца 1990-х годов как поп-гранж (Matchbox 20, Goo Goo Dolls), эдалт-контемпорари (Селин Дион, Сара Маклахлан), эстрадное кантри (Шанайя Твейн, Лиэнн Раймз), а также многих певиц и авторов песен (Аланис Мориссетт, Джуэл). Яркие композиции Макса Мартина, Тимбалэнда, Neptunes, Бритни Спирс, 'N Sync, Backstreet Boys, Кристины Агилеры, Destiny's Child и их сверстников завоевали любовь целого поколения слушателей.
Разумеется, за всем этим должна была последовать некая реакция. В 2000 году свои дебютные альбомы выпустили две певицы, которые называли себя подлинной альтернативой тем музыкантам, которых родители и более зрелое поколение слушателей с самого начала считали подделкой и вздором. Уроженка индустриального американского севера Алисия Мур, вышедшая на сцену под псевдонимом Пинк («P!nk»), оказалась дерзкой певицей в традиции Дженис Джоплин. Ее любовь к громкому звуку и приверженность к рок-н-роллу переманили на ее сторону ту аудиторию, которую привлекали яркие атрибуты молодежной поп-музыки, но которая при этом тяготела скорее к звуку гитар, чем синтезаторов. Между тем, канадской певице Нелли Фуртадо удалось продать себя в качестве исполнительницы «этнической музыки», хотя в ее дебютный альбом вошли песни только на английском языке (на некоторых иностранных рынках появилась одна ее песня на португальском). Ее португальского происхождения и фольклорных мотивов в таких синглах как «I'm Like a Bird» оказалось достаточно, чтобы отделить ее от мира танцевальной поп-музыки.
В течение прошлого десятилетия, когда серьезные изменения в музыкальной индустрии лишили многих исполнителей равновесия, Фуртадо и Пинк время от времени предпринимали попытки сохранить свою музыкальную индивидуальность. Пинк прошла путь от «Tired of being compared to damn Britney Spears / She's so pretty, that just ain't me» в 2002 году до хита номер один «Raise Your Glass» в 2010, написанного и выпущенного совместно с автором песен Бритни Спирс Максом Мартином. Тем временем, Фуртадо, начинавшая с таких песен как «Shit on the Radio (Remember the Days)», выражающих мнение противников поп-музыки, в 2006 и 2007 году создала целую серию ритмичных танцевальных синглов – «Maneater», «Promiscuous» и «Give It to Me» - совместно с хип-хоп продюсером Тимбалэндом. Тем не менее, обе певицы продолжали сохранять за собой более разнообразную аудиторию, оставаясь верными року и этнической музыке. Над своим альбомом 2003 года «Try this» Пинк работала вместе с членами панк-рок группы 90-х годов под названием Rancid, а Фуртадо записала в 2009 году испаноязычный альбом «Mi Plan», который стал хитом в латиноамериканских странах.
На рубеже первого и второго десятилетий обеим певицам исполнилось по 30 лет, и на счету у каждой уже было по одному альбому лучших хитов. Однако ни та, ни другая не смогли достичь такого же межплатформенного успеха, какого добились их современники Спирс и Агилера (которые сейчас выступают в качестве судей на музыкальных конкурсах) или Джастин Тимберлейк и Бейонсе Ноулз (кино-звезды). Разумеется, это можно объяснить тем, что они сосредотачивают внимание в первую очередь на музыке и своих фанатах. Помимо того что Пинк и Фуртадо неизменно имеют успех у себя на родине, они еще более популярны за рубежом: Пинк - в Соединенном Королевстве и Австралии, а Фуртадо - в Европе и Латинской Америке.
Совсем недавно обе певицы выпустили свои новые альбомы. «The Spirit Indestructible» стал пятым альбомом Фуртадо, а «The Truth About Love» стал шестым альбомом Пинк, и в этих альбомах обеим певицам удалось сохранить свою индивидуальность, несмотря на постоянно меняющийся рынок поп-музыки.
Пинк как всегда остается верной року. Если хотите, то ее приверженность року в этом альбоме демонстрируется еще более прямолинейно, чем обычно: главный сингл альбома «Blow Me (One Last Kiss)» имитирует гитарный хук «Float On» группы Modest Mouse, энергичная песня «Slut Like You» заимствует динамичные «woo-hoo» из «Song 2» группы Blur, неторопливая композиция «Just Give Me a Reason» является дуэтом с вокалистом «Fun», а «How Come You're Not Here» включает в себя элементы грязного блюза, характерного для White Stripes и Black Keys. Названия песен свидетельствуют о том, что в своих стихах Мур тяготеет ко всему конфронтационному и грубому, но при этом как личность она настолько великодушна и ранима, что на свою предположительно молодую аудиторию она производит впечатление пьющей и сквернословящей старшей сестры. В середине песни «Blow Me» Пинк поет «I've had a shit day / You've had a shit day / We've had a shit day», а рок-гимн «Try» очень напоминает сиквел к ее балладе «Fuckin' Perfect», вдохновляя отчаявшихся слушателей: «You gotta get up and try and try and try».
В то время как Пинк с возрастом превращается в веселую и своенравную старшую сестру, Фуртадо становится все больше похожа на модную мать всего сущего. Главный сингл нового альбома «Big Hoops (Bigger the Better)» звучит в духе древних (выражаясь языком современной поп-музыки) композиций в стиле R&B, а заглавная песня - это философия хиппи, наложенная на твердую ритмическую основу. Песни «Miracles», «Bucket List» и «The Most Beautiful Thing» своим звучанием вполне соответствуют своим названиям, особенно последняя - восхитительная мечтательная баллада, исполненная Фуртадо в дуэте с португальской певицей Сарой Таварес. К сожалению, эта легкость и прозрачность преследует слушателей вплоть до последнего трека альбома - «Believers (Arab Spring)» - разочаровывающе туманного гимна с банальным текстом о свободе и вере. Учитывая то, что в последний раз Фуртадо удалось попасть в заголовки, когда она получила миллион долларов за выступление на частном концерте семьи Каддафи, возможно, ей следовало бы исключить эту композицию из нового альбома.
Возможно, это удивит многих, но в обоих альбомах есть по одной песне, которую можно назвать очевидной данью дерзкой, откровенной музыке женских групп начала 1960-х годов. Еще более удивительным является то, что эти песни выходят на первый план - каждая в своем альбоме. Песня «The Truth About Love» - это попеременно циничная и трогательная декларация Пинк, провозглашающая, что любовь это одновременно «сожаление на утро, запах подмышек» и «вся поэзия, которую вы когда-либо слышали». Пинк передает насмешку Мэри Вайсс из Shangri-Las, отношение Дебби Гарри из Blondie, фальцет Джина Питни, а затем она поет своим собственным голосом о том, что любовь «превращает человека в сукиного сына» - что в некотором роде является правдой, как и любое высказывание Хемингуэя.
Фуртадо отдает дань уважения женским группам в несколько более абстрактной форме. В песне «Parking Lot» есть все те «на-на-на» и «хей-хей», которые мы ожидаем услышать от Crystals или Shirelle, но эту композицию можно также назвать современной песней в стиле R&B с повторяющимся синтезаторным хуком на одной ноте, который напоминает пост-панк грайнд Suicide, а брейкдаун в конце песни настолько же хорош в традиционном смысле, как и все композиции Принца. Тем не менее, лирический портрет скучающих тинэйджеров, собирающихся на парковке или разъезжающих на машинах под музыку, высказывая недовольство присутствием друг друга, имеет с хип-хопом столько же общего, сколько с «Grease», а отбиваемый руками ритм на протяжении всей песни обладает собственной, имеющей глубокие корни силой ностальгии.
Разумеется, на рынке поп-музыки 2012 года присутствует гораздо большее число исполнителей, чем на рынке 2000 года, когда Пинк и Фуртадо выпустили свои первые хиты. За этот период времени появилось целое поколение поп-звезд и «более реальных» альтернатив этим поп-звездам. Однако обеим певицам удалось собрать свои аудитории фанатов, а их новый подход к сочинению и исполнению песен является свидетельством того, чего можно достичь, посвящая себя музыке.
|