Облик Омска был бы совсем другим, если бы в 1960-х над ним не работали художники-монументалисты. Закулисье создания их работ, до сих пор украшающих жилые здания, раскрывает новая экспозиция в музее им. Врубеля.
Старые дома в Омске можно рассматривать хотя бы ради украшающих их панно и мозаик. Монументальные произведения невозможно не заметить, но они настолько вливаются в городской ландшафт, что прохожие перестают обращать на них внимание. В то же время они остаются примечательными образцами монументально-декоративного искусства, очень востребованного в 1960-1980-х годах. Именно им посвящена новая выставка "Песни "Радости" и "Счастья". Архитектурные решения города Омска" в музее им. Врубеля.
При погружении в эту тему на ум обычно приходит магазинная вывеска "Радость" на перекрёстке улицы Масленникова и проспекта Карла Маркса, где раньше располагался загс. Однако первыми образцами монументально-декоративного искусства в городской архитектуре стали панно "Юность" и "Материнство" на том же доме. Они принадлежат авторству Николая Третьякова. На этапе создания его работу критиковали за излишнюю схематичность и утрированность образов. Николай Третьяков сделал множество набросков и рисунков, прежде чем пришёл к окончательному варианту. Часть из них и будут экспонированы.

Ещё один пример с выставки - триптих витражей в фойе Центрального загса на Иртышской набережной. Их создал в 1990 году Николай Захаров, выпускник ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Витражи демонтировали при капитальном ремонте здания в 2013 году и остались только в памяти омичей. В постсоветское время уже редко обращались к монументально-декоративному искусству, и в этих витражах прослеживались черты другого - нового времени.
- 90-е годы - это время развития уже постмодернизма. Это игра со смыслами, традициями. Художник показывает тонкие взаимосвязи, строит свой миф. В этих композициях, как в калейдоскопе, можно найти образы женщины, мужчины, животных, растений, символы (например, ключ и почему-то кинжал). В городском музее "Искусство Омска" хранится фрагмент этого витража в натуральную величину, его название "Зависть". Там показана птица с лицом женщины в возрасте, и это наводит на мысль, что не всё однозначно, - рассказывает старший научный сотрудник, хранитель фонда советской и современной графики Светлана Изотенко.
Экспозиция будет открыта во Врубелевском корпусе. Подробнее смотрите в сюжете программы "Свободное время".
К слову, о "Радости". Вывеску, ставшую частью культурного кода города, на этой неделе возвращают на место. Старую конструкцию демонтировали в прошлом июне в рамках ремонта крыши пятиэтажки по проспекту Карла Маркса, 31. Новую вывеску изготовили из алюминия, добавили ей неоновую подсветку и устойчивость к ветру и перепадам температур. Длина конструкции составила около 20 м, высота букв - 2,5 м.
0
0
0
0
0
0
Обсудить
0
|