Омский танцевальный коллектив покажет в Доме актёра пластический спектакль о мавках и купальской ночи.
Дремучий лес, в котором слышен девичий голос, который поёт песню о суженом, заливистый смех и босые ноги, перепрыгивающие через дрожащий костёр. А в глубине чащи скрывается тот самый мистический цветок папоротника, и добраться до него можно через тёмные мутные воды, где живут русалки-мавки, заманивающие юношей. Нарисовали себе картинку? Так можно описать эстетику нового спектакля "Явь" (12+) от танцевальной группы "Спика" (Spica Dance Company). Премьера спектакля состоится 17 января в Доме актёра.
Действие пластического спектакля происходит во время купальской ночи - праздника Ивана Купалы, время расцветания природы. Его отмечали только молодые люди - там они искали себе пару. Но купальская ночь, по народным преданиям, это ещё и время нечистой силы, когда грань между миром живых и миром мёртвых стирается. Многие наслышаны о главных персонажах этой ночи - русалок.
Но в славянских мифах русалки-мавки не машут рыбьим хвостом, а вполне способны передвигаться на своих двоих. Мавки - это неупокоенные души молодых девушек из славянской мифологии, которые умерли на Троицкой неделе от несчастной любви. Считается, что если мавка завидит мужчину, то начинает его манить к себе, принимая за своего возлюбленного, и топит молодого человека в водоёме. Именно о столкновении русалок-мавок с людьми и о непростом чувстве любви рассказывает танцевальный коллектив "Спика" в своём спектакле. В спектакле "Явь" принимают участие не только профессиональные танцоры из коллектива, но и драматические актёры Виталий Храмов, Тимур Муллин и Сергей Святец. Также в спектакле звучит музыка фолк-группы POLE из альбома "Истоки".
Нам удалось пообщаться с создателями спектакля и исполнительницами главных ролей Александрой Лавреновой, Софьей Потаповой и Анной Ивановой и узнать, как появился коллектив "Спика", можно ли рассказать драматическую историю только через пластику и актёрский аппарат и почему любовь - это центр Вселенной.
- Девушки, расскажите о вашей танцевальной группе: как она появилась и кто её основал?
Софья: Spica Dance Company родилась в 2022 году изначально как танцевальный дуэт, в который входили Соня Потапова и Саша Лавренова. Под таким именем мы выступали на соревнованиях, участвовали в фестивалях и записывали танцевальные видео, а уже позже появились более масштабные проекты: интенсивы, лаборатории и даже спектакль.
- Есть ли у вашего коллектива какая-то своя танцевальная идеология, чем бы вы отличаетесь от остальных?
Александра: Мы не являемся на данный момент как таковым танцевальным коллективом. "Спика" сейчас - это творческое объединение, которое исследует театр пластической драмы. Мы стараемся создать симбиоз привычного всем драматического театра и языка тела. Простыми словами: мы пытаемся понять, можно ли рассказать драматическую историю, используя только пластику и актёрский аппарат. Результатом этих исследований стал спектакль "Явь" - это наш первый опыт создания такого большого продукта.
- Как давно вы занимаетесь танцами?
Софья: Я танцую уже на протяжении 18 лет. Начиналось всё с обычной танцевальной школы, где я изучала разные стили, училась у хореографов, но темой исследования прикладной пластики стала заниматься, когда поступила на актёрский факультет. Поначалу это было полезно для познания актёрской профессии, а потом уже появилось желание создать что-то уникальное.
- Такое чувство, что сейчас в искусстве, в театре в том числе, фольклорная и мистическая темы стали популярны. Почему вы решили показать мир существ из славянской мифологии?
Софья: На самом деле мы просто вдохновились альбомом фолк-группы POLE "Истоки". Мы с Сашей прослушали альбом, и нам мгновенно пришла мысль о купальской ночи. Из интереса решили почитать об этом празднике, обрядах и атрибутике, а потом поняли - это та тема, которую хочется подробно разобрать.
- Расскажите, пожалуйста, о главных героях вашей постановки. История русалок-мавок - это повесть о роковой любви или о тёмных силах?
Анна: Как и любой спектакль, "Явь" - это история, в которой спрятано множество тем: добро и зло, выбор и последствия, любовь и ненависть. Но мы считаем, что любовь - центр вселенной каждого человека, поэтому именно с её сюрпризами сталкиваются наши персонажи. Куда приведёт их судьба и чем обернётся история, расскажем вам на сцене Дома актёра.
- Какими мавки предстанут в вашей постановке и что они хотят от людей?
Софья: Сами по себе мавки - обитатели тёмного мира, их сущность говорит сама за себя. Конечно, они отличаются от обычных людей, в них есть что-то животное, кровожадное, есть что-то неземное, странное, пугающее. Но они не предстанут перед зрителем в одной краске - они проживают историю, трансформируются, и в ней они могут быть как абсолютно отталкивающими, так и наивными и обаятельными.
- В спектакле задействованы не только профессиональные танцоры. Создавало ли это определённые сложности, приходилось ли учить кого-то танцевать с нуля?
Александра: Да, так как в спектакле нам прежде всего важна история и её смыслы. Нам были необходимы драматические артисты, которые бы смогли в первую очередь сыграть. Сложностей было много, и они остаются. Для многих было сложно справляться с большим объёмом хореографии и пластики. Но, когда танец в чистом виде соединяется с актёрскими переживаниями, тогда всё встаёт на свои места.
- А как отбирали танцоров-актёров? Смотрели на артистизм или больше на физические данные, пластичность?
Александра: Подбор состава - это отдельная история. Изначально был сформирован первый и единственный состав девочек на роли русалок-мавок. С парнями намного сложнее. У нас сменилось три состава мальчиков. Как мы уже говорили - было важно, чтобы роли исполняли драматические актёры, но, конечно, для такой работы они должны быть пластичными, знакомы с танцем.
- Есть ли в вашей постановке какой-то ведущий танцевальный стиль?
Александра: Так как мы в создании хореографии опирались на сюжет и внутренние переживания героев, спектакль не привязан к конкретному танцевальному стилю. У нас изначально не было такой задачи. Но можно сказать, что пластика в нашей постановке объединяет и стилизованные отголоски народного русского танца, и принципы современной хореографии.
- Некоторые говорят, что с помощью танца можно сказать больше, чем словами. Так ли это? И насколько танец нужен в театре как отдельный жанр, а не вспомогательное средство в составе обычной постановки?
Анна: Танец - это одно из средств, через которое актёр доносит главную мысль. Слово, песня, движение - это инструмент в руках артиста. Каждый ведь сам выбирает, как он хочет, чтобы его услышали. Наш язык - это пластика. И мы верим, что сейчас всё больше и больше людей, которым театр пластической драмы так же близок, как и нам.
- Пытались ли вы добиться мистического эффекта? С помощью каких средств вы погружаете зрителя в мир мавок: костюмы, декорации, музыка?
Анна: Конечно, мы пытались создать атмосферу нашей истории с помощью костюмов и декораций, но их не так много, так как мы использовали только то, что нужно и что несёт в себе определённую символику. Основное средство выразительности в "Яви" - это музыка. Мы самостоятельно сводили все песни и работали с каждым звуком в постановке, поэтому можно сказать, что в самой музыке хранится целая история.
- С какими чувствами должен уйти зритель с вашей постановки, что он должен понять?
Анна: Для нас самое важное, чтобы у зрителя после нашего спектакля сложилось своё отношение к увиденному. Чтобы наша история вызывала чувства, а характер этого может быть самый различный. Мы расскажем вам историю, как её трактовать - дело каждого.
- Может ли в ваш танцевальный коллектив прийти человек пока ещё далёкий от танца, но который очень хочет найти себя в этом? Научите? Или в коллектив входят на постоянной основе только профессиональные танцоры?
Александра: Мы ведём постоянную группу открытого уровня, в которую приходят люди с разным танцевальным опытом. Нет границ для развития и движения. Группа - это одна часть объединения, другая часть объединения работает над созданием спектакля. Но это всё - Spica Dance Company.
Фото: Александра Лавренова
1
0
0
0
0
0
Обсудить
0
|