Мюзикл - возможность сбежать из этой реальности и шагнуть в мир, границы которого определяет лишь твоя фантазия. Важно: сказки здесь может и не случиться. Что происходит с "нелёгким лёгким"? "Омск Здесь" запустил совместный проект с порталом Musical Universe, в котором мы общаемся с теми, кто сегодня задаёт стандарты жанра на отечественной сцене.
С Эмилем Салесом, артистом Театра мюзикла и театральной компании Глеба Матвейчука, известным Шляпником из "Алисы в Стране чудес" (6+) и Мэлом из "Стиляг", обсуждаем, каково это - прощаться со спектаклями, реально ли мюзиклы "спасут мир", а также в чём сверхзадачи "околомюзиклового" контента?
- Эмиль, для тебя мюзикл как жанр - какие три эмоциональных состояния?
- Всё зависит от истории. Мой ответ будет зависеть от того, отыграл я в спектакле или просто посмотрел ту же "Алису в Стране чудес" или "Дракулу" (16+). Даже важно будет, "Стиляги" это или "Винил" (12+). Все обобщения - стереотипы и предубеждения, которых о мюзиклах не счесть. Я - за уникальность эмоций от каждого похода в театр, за уникальность впечатлений от каждой истории. Поэтому скажу просто: мюзикл -это классный жанр.
- Мюзикл - жанр стиля? Мюзикл - стиль жизни?
- Даже если мюзикл будет про бомжей, на них должно хотеться смотреть. Натурализм - не дело, сцена - это место для фантазий на тему и для художественных решений. Если мы говорим зрителю, что на сцене будет мюзикл, то тогда требуется стильное мощное шоу. Но мы опять утыкаемся в стереотип, а быть загнанным в рамки - грустно. Если мы берём классику мюзиклов, то лоск, блеск, стиль - это часто часть истории. Я смотрел запись спектакля "Звезды на утреннем небе" - история про проституток во время Олимпиады, которые жили в бараках, и мне было страшновато, в правильной мере мерзко. Смердело атмосферой, но абсолютно притягивало! Не всегда нужно быть красивыми, но всегда необходимо притягивать к себе. Если ты никогда не ощущал энергетическую сцепку с залом, значит, ты не в театре работаешь, а собой в искусстве любуешься.
Моя жизнь местами похожа на мюзикл, и, кстати, так может ответить каждый. Когда нам очень нравится, где мы находимся, что делаем и когда в наушниках "правильная" песня оказывается, вот тогда всегда появляется ощущение: если б кто-то со стороны сейчас это заснял, то клипчик классный бы вышел. Лучше же свою жизнь в мюзикле представлять - заниматься чем-то приятным, а не злиться и расстраиваться.
- Когда ты понял, что без мюзикла жить не сможешь?
- Это был мой первый театральный институт. Каждый понедельник у нас было упражнение "сюрприз" - в номере на свободную тему нужно было показать, чему ты научился, и рассказать что-то, что для тебя в этот момент очень важно. И не было ни разу, чтобы я на "сюрпризе" не спел. Я даже не думал, что другим способом возможно выразить все свои чувства и мысли. Пел, даже когда мы занимались цирком: я тогда ещё был глубоко уверен, что я по типажу тот герой, за кем правда, поэтому показывал не характерного клоуна, а лез на канат, перебирался к гимнастической трапеции, крутил кульбиты и пел арию мистера Икса. Конечно, мне хотелось самому себе доказать, что я и при сильных физических нагрузках смогу контролировать свой вокал - как ни крути, у нас в жанре всё на вокале строится.
- А если вспоминать увиденное, что поразило первым?
- Я как зритель очень… живой. Я легко подключаюсь к истории, к артистам, меня многое может задеть. Если на сцене происходит что-то сокровенное, то всё - мне не нужен визуальный супермегаультрагипертеатр. Одного правдивого человека на сцене мне хватит. Но из первого… С ума меня свёл фильм "Иисус Христос - суперзвезда" (0+). Я на самом деле не понимал в первый раз, что он меня покорил. Мне было 4 года, на кассете были "Спасатели Австралии" (6+) и "Иисус Христос - суперзвезда". Кто-то вовремя телевизор не выключил, и всё - "потеряли ребёнка" (смеётся), мне "на язык" мелодия попала.
Потом я сошёл с ума по музыке из "Нотр-Дам де Пари": в ней столько золота сокрыто; того, что при первом прослушивании сразу и не успеешь заметить, а когда начнёшь разбираться, то каждая нота и каждая длительность имеет значение. Может, автор, как это часто бывает, писал музыку просто потому, что по-человечески влюбился, а это уже мы смыслы додумываем, но я вижу смысл в каждом нюансе, в меня это попадает.
- Из последнего что цепляло?
- "Преступление и наказание" (16+). Начал работать с этим материалом и в свой кайф переслушиваю и пересматриваю материал множество раз. "Стиляг" я со стороны раз 8 посмотрел. У нас часто зрители ходят на одни и те же спектакли. Скажите это кому-то в драматическом театре или нам же, но много лет назад, когда мюзикл был в репертуаре один раз в месяц, никто бы не поверил. Сейчас зрители знают спектакли от начала и до конца, каждую арию готовы подхватить. Но для меня ходить на один и тот же мюзикл несколько раз - практически "ред флаг". Это бессмысленно. С одной стороны, зритель жаждет приятных эмоций, хочет вернуться к определённым пережитым эмоциям. Но с другой, если человек посмотрит спектакль раз 10, все яркие первые эмоции сотрутся, острота чувств притупится, зритель будет заложником воспоминаний о своих первых впечатлениях; внезапность, жизнь в контексте истории, когда ты не знаешь, что же случится через секунду уже никогда у тебя не случится вновь. Первый раз - он на то и первый раз, чтобы быть незабываемым. 321 раз спектакль должен смотреть не зритель, а менеджер проекта.
Но признаюсь, что есть один спектакль, который я с наслаждением бесконечно пересматриваю - спектакль моего отца "Поминальная молитва". Я каждый раз на него хочу вернуться. Я видел его точно больше пяти раз, но сердце у меня каждый раз разрывается: на сцене смерть матери семейства и через секунду уже лёгкий еврейский танец. Какая отбивочка! А у тебя в этот момент в ушах будто гул ещё от предыдущей сцены. Чувство - как в тире с настоящими пневматическими пистолетами: стреляешь и физически гул ещё долго в тебе. Так и в театре: сцена кончилась, а ком в горле с тобой надолго, и от этого ещё больше накрывает. В театре ценно не то, что ты 48 раз посмотрел, а что ты испытал.
- Считал, в каком спектакле на сегодняшний день больше всего раз на сцену вышел?
- Точных цифр не веду, но это точно "Алиса": и прокат частый, и в двух городах я играю Шляпника.
- Сильно устал от персонажа? В чём кардинальные отличия Шляпника в Москве от его петербургской версии?
- Эта роль и требует, и даёт неиссякаемый поток энергии. В Москве у меня Шляпник взбалмошный безумец, которого постоянно переполняют эмоции, а в Санкт-Петербурге он больше интеллигент. Отличия диктует либретто и костюмы. От внешнего к внутреннему - этот подход нельзя игнорировать, когда работаешь с ярким образом. К тому же психофизику тоже не проигнорировать. Утрируя: в брюках и в джинсах одинаково сыграть персонажа не получится - это наши нейронные тонкости. Поэтому Питер - это фрак, а Москва - абсолютно свободный костюм для озорства. Мы даже экспериментировали - сними со Шляпника пиджак, оставив рубашку, штанишки и подтяжки, - и визуально получается Фродо. Он такой же, как и мой Шляпник, - абсолютный ребёнок, он на бессознательном уровне существует. Мной в этой роли управляют инстинкты и подсознательные штуки.
- "Зачем тебе реальный мир, когда лучи струит ночной эфир?" На твой взгляд, есть ли параллель с реальностью? Люди сегодня особенно активно в другие миры хотят попасть?
- Театра в нашей жизни много не бывает, где ещё от рока судьбы прятаться? Мюзиклы развиваются, люди к нам подтягиваются. Для кого-то театр заменяет психолога - это круто. А вообще мюзиклы - лучшая зависимость, которая может быть у человечества. Мюзиклы способны поменять человека! Но, к сожалению, ненадолго - все мы говорим, выходя из театра: "Теперь я точно буду жить по-другому! Я сейчас изменю свою жизнь в корне!" В большей степени, конечно, ничего подобного, но, может, у человека и правда начнётся новая жизнь. Хотя вот сейчас думаю: изменить жизнь человека - слишком крутая задача для мюзикла, приходите в театр просто получить хорошее настроение.
- Чуть раньше вспомнили "Стиляг". Эмиль, с каким чувством играл финальный спектакль? Прощаться с проектом для артиста трагедия?
- Одна из причин закрытия - конец лицензии на использование западной музыки, без неё в "Стилягах" никак, в ней главный месседж и звучал. Прощаться со спектаклем - это как чувствовать, что ты что-то строил, а потом кто-то пришёл и говорит: всё здорово, спасибо, больше не надо. Конечно, артисты закрытие по-разному переживали: для кого-то это был рядовой проект, для меня это был буквально первый крупный проект с главной ролью, с номинацией, очень многие "первые разы" у меня со "Стилягами" навсегда связаны. Я в этой постановке впервые летал, ради роли я учился играть на саксофоне. Мои "первые разы", мои потрясения в этой роли навсегда останутся самыми яркими, я и есть Мэлс. Другие проекты… они, как говорил мой персонаж: "Ты не лучше и не хуже, ты просто другая".
- При том, что о мюзиклах говорят, что это жанр демократичный. На твой взгляд, кто основная целевая аудитория жанра?
- Даже не знаю - все. Кто-то сходит один раз в жизни на мюзикл, получит удовольствие и скажет: всё, мне достаточно. Кто-то станет жить театром. Главное, чтобы люди не зацикливались на чём-то или на ком-то одном из артистов. Я же изначально драматический актёр, который занимался музыкальным жанром. Сейчас я уже побаиваюсь работать с драматическими вещами. Не потому, что я боюсь себя в этом направлении, я боюсь, что моей аудитории…
- Это не нужно?
- Они как будто приходят уже просто посмотреть, как я пою.
- Обидно?
- Не совсем. Уверен, что я просто нормально пою. На шоу "Голос" (12+) да, там певцы. Вокал, как мне кажется, не самая моя сильная сторона. Я могу людям дать больше, чем просто спеть.
- Так называемый околомюзикловый контент. Твоё шоу "Хвост Дракона" (18+) - в чём его сверхзадача? Есть ли она вообще? Это стратегия привлечения людей в театр или это просто развлечение артистов, которые устали от работы по сценариям и партитурам?
- Я тебя понял. Смотри, мы определённо не устали, но мы любим юморить и хулиганить! "Хвост Дракона" - исключительно развлекательный контент. Тот самый, чтобы посмеяться без высшей цели. Формат простой: мы играем в Dungeons & Dragons с сюжетом, объединяющим популярные истории (в том числе мюзиклы) и поём. Когда мы это затевали, на меня все смотрели как на безумца, но это а) было весело, б) сейчас это постоянно устраивать тоже весело. Так что это круто! Стратегию по популяризации театра я этим проектом не реализую, но люди сами стихийно заинтересовываются, как это было с "Алисой в Стране чудес", когда Шляпник с Кроликом с помощью коротких видео в социальных сетях привели в театр сотни людей, для которых театр стал не чем-то страшным и суперэлитарным, а чем-то прикольным.
Зритель - он бывает разный. Конечно, это круто, когда он высококультурный и днями и ночами шерстит, чего бы умного прочитать, но мы доказываем, что в театре отход от высокой культурности - это нормально. Потому что есть зритель, который хочет развлечься вечером и получить удовольствие. Придёт он в театр, мы его книжкой по голове ударим, скажем, что он нерадивый, и всё - в театр он больше никогда не вернётся, ещё и отправит нас куда подальше. На мой взгляд, театр - не про нравоучения. Мы если на сцене и даём "рекомендации", то поучаем очень незаметно, делаем так, чтобы зрителю казалось, что он сам решил, как надо жить.
Аудитория "Хвоста" - люди, которые любят юмор и непритязательность. Это шоу, от которого можно получать удовольствие, не имея высшего образования. В серьёзном искусстве, чтобы отсылки "ловить", нужно всё-таки что-то знать. А мы наполняем программу отсылками на массовую культуру, на попсовые и забавные моменты. Мы не про то ощущение, когда ты сидишь в театре и думаешь: "Наверное, вот тут я бы посмеялся, если бы понимал, что вообще происходит".
- Эмиль, а мюзиклы тоже как поп-культуру определяешь?
- В некотором роде да. Не будем всё под одну гребёнку стричь, но фэнтези-мюзиклы сильно к гик-культуре стали примыкать.
- Есть новости по "Дракуле" от STAIRWAY? Презентационные концерты перерастут когда-то в постановку?
- Надеемся на осень. Сейчас идёт процесс предпродакшена, репетиционный процесс начнётся позже. Музыкальный материал масштабный, реализовать его как камерный мюзикл будет обидно, надеюсь, и правда получится большой красивый мюзикл при участии воздушных гимнастов.
- Не так давно ты начал выступать в проектах Театра мюзикла. Как тебе? Есть ли какие-то отличительные моменты в их работе при постановке мюзиклов? В чём видишь плюсы?
- У каждого театра своя схема работы, своя кухня. Театр мюзикла - крупная корпорация, в которой очень интересно работать. Их спектакли механизированы, и это правильно. Наполнять роль, чтобы себя освежить, можешь по-разному, но с точки зрения техники все спектакли как один - чёткие. Во-первых, мне хотелось пойти в ансамбль, чтобы держать себя в форме и в тонусе - вокальном и физическом, ведь ты должен каждый день выходить на сцену и выдавать качественный вокальный материал, показывать крутую хореографию. Во-вторых, я обычный человек, который хочет стабильности в жизни - приятно, когда твоя любимая работа может приносить тебе доход. Это круто, все к этому стремятся. В-третьих, не буду отказываться от слова "перспектива", работа в крупном театре - шанс быть замеченным.
- Чего сегодня не хватает российским мюзиклам?
- Финансирования.
- Цитата из мюзикла, которую бы определил как свой статус?
- "Безумный, но счастливый".
Фото: Юлия Губина, скриншоты Musical Universe
0
0
0
0
0
0
Обсудить
0
|