2024 год прошёл, оставив после себя сотни фотографий с концертов, выставок, фестивалей. Как издание, внимательно наблюдающее за сферами культурного и культового, на наш субъективный взгляд выбрали значимые события и тренды, не столько питающие публику из года в год, сколько оставившие любопытное послевкусие.
Омское искусство продали на аукционе
Одни готовили кошельки, другие отбирали работы, с которыми готовы расстаться. Пожалуй, одно из самых любопытных событий в арт-тусовке минувшего года - аукцион современного искусства. Всё прошло как полагается: с ведущим в белых перчатках, молотком и криками "Продано!" В одном зале творческая команда "Теплоузла" собрала и расслабленных зумеров, и респектабельных ценителей, которые были не прочь пополнить (или начать создавать) собственную коллекцию работ омских авторов. Ответил на приглашение и министр культуры Омской области Юрий Трофимов, который оценил инициативу молодых художников и ушёл не с пустыми руками.
- Современных молодых художников нужно поддерживать. Получилось хорошо, многие работы раскупили. Это значит, что ребята будут творить дальше, заниматься в Омске концептуальным искусством, что современное молодое движение имеет будущее. У них особый взгляд, с ними всегда интересно, - поделился впечатлениями глава министерства культуры Омской области Юрий Трофимов.
Позже идею повторили на Skuratov Fest и на закрытии арт-пространства "Барак". Так что есть вероятность, что удачный опыт, с одной стороны, приобщения к искусству, а с другой, реальной поддержки авторов, приживётся.
Собчак оценила Муратова
Инфоповод из категории "сюр". На самом деле работы сибирского художника Дамира Муратова, иронизирующего над символами современности, давным-давно вышли за пределы домашних регионов (Омской и Тобольской земли), произведения искусства и вдохновлённый ими авторский мерч можно встретить в разных уголках мира и коллекциях. Внезапное признание заслуг мастера поп- и соц-арта прозвучало от Ксении Собчак, с творчеством которого она захотела "познакомить" всех остальных. "Дошло", - лаконично, но ёмко отреагировал художник.
Крестинский феномен
В Крестиках "Омск Здесь" побывал в 2022 году. Это село в Оконешниковском районе, где последние пять лет возрождают старинное ковроткачество чалдонов - сибирских старожилов, переселенцев из европейской части России. Что означает геометрический, немного гипнотический рисунок, уже никто не скажет и догадок не строит, чтобы ненароком не подменить смыслы. Но это не помешало узору стать объектом пристального внимания и даже своего рода исследования - в этом году на основе интереса к нему случилось несколько мешапов.
Во-первых, перформанс в рамках форума "Академия русской культуры" с дефиле модной коллекции был явлен публике тоже с крестинским колоритом. Во-вторых, прошла привозная арт-лаборатория "Выход в город" по раскрытию локальных пространств. Как результат - появление коврового узора в метропереходе. В третьих, межрегиональная экспедиция молодых дизайнеров, постаралась переосмыслить традиционные орнаменты, внедрить их в коллекции и туристические продукты.
К слову, о локальном. Вышел сборник сказок омского Прииртышья, когда-то бережно собранных у старожилов региона и проиллюстрированных рисунками наших юных современников.
Андеграунд вышел в свет
Глубокий поэт или просто бездомный пациент психиатрической больницы? Память об Аркадии Кутилове, жизнь и творчество которого до сих пор вызывают споры, больше не хранится на дальних полках. Писатель вышел к широкой публике в виде скульптуры, и не где-то на задворках общественной жизни, а в сквере у центральной магистрали (хотя это место и связано, по одной из версий, с его антигероической кончиной). Это первый памятник, посвящённый ему, не считая символического камня. Поэт получился задумчивым и как будто немного уставшим. То ли от скитаний, то ли от гнёта общественной морали, царившей в головах под властью Советов. Сегодня его строки "Заря не зря, и я не зря" стали одним из гимнов молодого поколения, а Омская драма поставила спектакль-манифест.
Смена оценочной парадигмы коснулась и музыканта Егора Летова, называемого отцом сибирского рока. Первый фестиваль его имени, приуроченный к 60-летию со дня рождения, состоялся в Омске. Хотя при жизни музыкант ни разу не выступил с концертом в своём городе, но стал культовым на андеграундных площадках других регионов и столиц. "Омск Здесь" побывал на прогулке по памятным местам, оценил идею создания летовского музея-квартиры, пообщался с музыкальным критиком Алексеем Кобловым, с Олегом Судаковым, известным как Манагер "Гражданской обороны", общественной группой "Летовщина". Говорили о фанатах и семье, о котиках и быте. Позже музей "Искусство Омска" посвятил Летову сразу две выставки. Возможно, где-то в другой реальности и омский аэропорт всё-таки назвали именем Летова.
- Рок всегда стремился что-то изменить в человеке, а точнее - провести внутреннюю инициацию <…>. Чаще всего я сравниваю двух музыкантов - Егора Летова из "Гражданской обороны" и Вадима Кузьмина, известного как "Чёрный Лукич". Они очень не похожи друг на друга, и каждый из них по-своему уникален. Нет другого музыканта, который написал бы столько нежных, трепетных, прекрасных и светлых песен, как Вадим. И нет другого человека, который бы так мощно, протестно и широко раскрыл взгляд на реальность, одновременно обнажив её дикое начало, как Егор, - делился в разговоре с "Омск Здесь" Манагер.
В Омске не стало "Радости". Но это не навсегда
Легендарную надпись "Магазин "Радость" на крыше пятиэтажки по проспекту Маркса, 31, демонтировали и вывезли в качестве мусора. Та же судьба у вывески "Салон для новобрачных" на другом торце дома. Обе вывески служили рекламой советского магазина при Доме бракосочетаний. ЗАГСа здесь давно нет, но надписи стали частью городской среды. Более того, "Радость" вдохновила омичей на искусство и многочисленный мерч.
Проблема в том, что на балансе города или ответственного учреждения вывеска не стояла, обслуживание проходило по квитанциям жильцов (так в 2016 году исчезла надпись "Голубой огонёк"). В 2019 году "Радость" уже была под угрозой, на этот раз демонтаж провели в рамках ремонта крыши. По словам местных жителей, буквы за полвека тоже пришли в негодность. По оценкам экспертов, восстановлению они не подлежат.
Но вывеску можно воссоздать. Продвижением этой инициативы, заручившись поддержкой активистов и меценатов, занялся застройщик "Кварталов Драверта". Также частично профинансирован вопрос содержания вывески. Вернуть омичам "Радость" планируется этой зимой, правда, в усеченном формате, но всё же. А пока можно оставить послание на "Стене "Радости" в метропереходе.
Музей граффити под открытым небом
Так во всех буклетах о городе позиционируется фестиваль уличного искусства, в рамках которого панельки одного микрорайона в Нефтяниках расписали красочными муралами художники из самых разных стран. История долгоиграющая, поэтому напомним подробнее.
Началось всё в феврале (по крайней мере, публично) с опроса о том, как назвать фестиваль. Среди вариантов "Омские стены", "Омск - город солнца", "Омские кварталы" и "Омск, ты просто космос" победила последняя формулировка. Безусловно, здесь зашита отсылка к ракете "Ангара", которую собирает омский "Полёт".
Следующим предметом дискуссии стал выбор района, где воплотятся граффити. Подошёл микрорайон Модерн, который давно присмотрели для реализации гранта. В число обещанных 100 фестивальных граффити вошли и масштабные, и весьма скромные работы, а также несколько муралов за пределами Советского округа, который после работы художников действительно похорошел и стал местом притяжения, за что бьются в развитии современные города.
Любопытно, что Омск официально повернулся в сторону уличного искусства, которое раньше появлялось по большей части как инициатива снизу, со стороны художников, и не всегда выживало - закрашивалось инициативой сверху. Сейчас, по подсчётам городского справочника 2ГИС, в городе 182 места, где можно найти разного объёма и качества граффити (подробнее о таких местах рассказываем в проекте "Уличное искусство"). Но есть куда расти: допустим, в Мурманске, который в четыре раза меньше Омска, таких мест 465.
Омск мозаичный
Уличный музей, но поменьше, теперь есть и в "Птичьей гавани". Искусство мозаики незаслуженно находилось в тени, но ещё один фестиваль подарил городу всплеск мозаичных работ: появилась целая аллея панно, на которых изображены птицы. Работы создавали художники из разных городов и стран в рамках Первого фестиваля мозаики "Омские птицы". Вход свободный, как говорится, "залетайте".
Ещё две мозаики можно найти (их действительно придётся поискать) у "Либеров-центра". Справа от здания есть конструкция, на которой выложили мозаичного Пушкина и "Белую сирень" - работу самого художника Алексея Либерова.
Цифра покорила арт и моду
Фестиваль "Ом фест" показал, что новые технологии могут быть дружелюбнее, чем рисуется в апокалиптических сюжетах. Они становятся инструментом художественного самовыражения. Даже Нефертити и медуза Горгона, по замыслу Дамира Муратова, надели VR-очки. "Для перспективных личностей", - гласит стикер-пак от "Омск Здесь".
На фестивале говорили об иной реальности, компьютерных разработках, а также презентовали наш проект "Войти в IT", в котором делимся историями из жизни сотрудников IT-компаний и рассказываем, что любопытного происходит в этой сфере.
А ещё цифра становится второй кожей. Электронные лекала, виртуальные дефиле - уже реальность, онлайн-примерочные - конструируемое будущее модной индустрии и потребителей. Если же вы кинестетик, насладиться фактурами и удивиться образами дал возможность Международный фестиваль дизайна и искусств "Сибирская этника".
- Есть около минуты, чтобы почувствовать, проходная работа или в ней есть энергия <...>. Креативный потенциал может привлечь туристов, и вон он, этот потенциал, - лучшая в России омская школа моды, на которую можно привлекать идеи, людей и капитал, - прокомментировал московский аналитик моды Андрей Аболенкин.
Оживление культурой городской среды и заброшек
Забытые сокровища, неогранённые алмазы. Как и в любом городе, в Омске достаточно мест с недораскрытым потенциалом. Минувший год отметился активацией нескольких пространств, и, хочется верить, что это сложится в устойчивую тенденцию на ревитализацию.
На территории бывшего завода "Электроточприбор", куда входит и корпус почившего ночного клуба "Атлантида", а точнее, механико-технического училища имени Императора Александра III, понемногу продвигают идею создать креативный кластер по примеру московского Artplay или петербургского "Севкабель Порта". Бывший заводской корпус "Сатурна" и неприглядную парковку на один вечер оживил творческий open air. Танцы, паблик-арт, музыка эффектно контрастировали с лужами и битыми кирпичами. Да, в этом тоже можно найти магию и вдохновение.
Дворик музея "Искусство Омска", названный "Арт-погружением", преобразился и теперь принимает творческие интервенции: путешествие в эпоху ночных клубов и рейвов, презентация сюжетной парфюмерии, снеговичное безумие, бьюти-вандализм уже упомянутого фестиваля "Выход в город". Помимо крестинских ковров, участники лабораторий переложили меметичные городские истории на искусство. Часть работ были временными, а часть до сих пор привлекает случайные взгляды прохожих.
- Когда ты внутри, в какой-то момент перестаёшь любить свой город, глаз замыливается. В течение, допустим, 20 лет ты знаешь, что всё плохо, и не видишь, как что-то поменялось. Другой взгляд человека, который влюбился в какие-то трещинки, даёт возможность эти трещинки принять, - пояснила в разговоре с "Омск Здесь" куратор и автор лабораторий Лиза Савина.
Восстанавливается 111-летний деревянный особняк - дом купчихи Кузьминой и бывший музей городского быта, затерявшийся на улице Театральной, по иронии судьбы малоизвестной, несмотря на неофициальный статус Омска как одного из самых театральных городов. Мечтают вдохнуть новые смыслы в исторический центр, где появилась пасхалка из 19 века - скамья генерал-губернатора Гасфорда. Подробнее об атмосфере императорского времени в Сибири, омском дворце и той самой Любочке смотрите в специальном репортаже "Экспонат № 1".
После долгих лет простоя выкуплен Дворец культуры завода имени Н. Г. Козицкого на улице Рабиновича, 93, но не факт, что здесь продолжится культпросвет. Что значили ДК советского времени и что проведают сегодня, показываем в ленте "Дворцы нашей культуры". Сдавался в аренду объект культурного наследия с ещё более тяжёлым прошлым – доходный дом начала 20 века в Газетном переулке, который был частью старинного форштадта. Но договор так и не был заключён. Под конец 2024 года аукцион объявлен повторно за ту же цену - по рублю за квадратный метр. Есть надежда, что это остановит разрушение, поскольку, как говорят историки и архитекторы, если здание не используется, оно медленно умирает.
Применение нашлось бывшему Кадетскому корпусу. С 2020 года он стоит закрытым из-за аварийности, но двор стал местом проведения спортивных и просветительских фестивалей. Вновь заработал каскадный фонтан у библиотеки Пушкина, до этого молчавший не один десяток лет.
С другой стороны, в стене пивзавода на Волочаевской, который также известен как казённые винные склады рубежа 18-19 веков и тоже является памятником истории и культуры, образовались провалы. Предписания и понуждения надзорных органов и судов тем, кто ведёт там деятельность, пока не дали результата. До обрушения образчик кирпичного стиля на один вечер смогли оживить чаем и музыкой. Если бы не серая зона правопользования, здание идеально бы подошло для самых разных инициатив и наверняка стало бы мощной точкой притяжения.
- У нас есть вагон забытого, которое при правильном подходе будет создавать более успешный, долгосрочный с экономический точки зрения вариант развития территории. Имея такой культурный пласт, мы полностью его игнорируем и пытаемся создать искусственную историю за счёт новых объектов. А здесь на самом деле поле непаханое. И наши экспедиции показывают, что на это реально есть очень большой спрос у людей <…>. Мы сторонники того, чтобы оставить объект как есть в большей степени, потому что всё-таки руина. Починить всё будет сложно, дорого и во многих случаях даже не нужно. Мы видим в этом потенциал территории, - рассказывал глава архитектурного бюро FISH из Екатеринбурга, автор экспедиций по уральским заброшкам Ural Ruin Артур Ларионов, посетивший пивзавод в рамках федерального урбанистического проекта "Городские практики".
Языком сцены
Два культовых произведения классической музыки - "Реквием ре минор" Амадея Моцарта и кантата Carmina Burana Карла Орфа - прозвучали на одном концерте под управлением известного российского дирижёра Михаила Голикова. И именно этот концерт многие постоянные слушатели Омской филармонии назвали одним из знаковых концертов года.
А какова душа музыкальных инструментов? Вместе с подрастающим поколением звезд - учащимися Центральной музыкальной школы – мы весь год искали человеческие черты характера в звучании арфы, виолончели, скрипки, флейты и фортепиано. И развивали свой музыкальный вкус и кругозор в совместном проекте с порталом Musical Universe, где мы общаемся с теми, кто задаёт стандарты жанра мюзикл на отечественной сцене.
Не могли не вызвать эмоций эксперименты "Пятого театра": премьера по табуированной в своё время повести Александра Куприна о доме терпимости с аллюзией на современность в широком смысле, медленный хоррор про одного столичного журналиста в "Острове Рикоту", а также спектакль-терапия, который разыграли не профессиональные актёры, а девять омичек, столкнувшихся с онкодиагнозом.
Лицейский театр заявил о ренейминге, спустившись в метропереход. В "Арлекине" появилась арт-кафе "Свободное время", в "Галёрке" – малая сцена. Музыкальный театр принял коллег из Иркутска, и сам съездил на редкие для российских музтеатров обменные гастроли. Гости из Иркутска, к слову, показали "Пиковую даму" и Мэри Поппинс и рассказали, без чего театр зачахнет. Омская драма празднует 150 лет и обзавелась фолиантом о своей истории (и даже предыстории), музей изобразительных искусств им. Михаила Врубеля – 100.
Многим хотелось закрыть глаза во время постановки "Заводной апельсин" в "Просто театре", намеренно гиперболизировавшем темы ультранасилия, абсурда и чёрной клоунады. Кстати, в этом году мы подготовили анализ творческого почерка независимых театров Омска (спойлер: их точно больше, чем вы думаете). А продолжая исследовать сферу менее официального, застали арт-челлендж художников, рефлексировавших о том, что "был город-сад, стал город sad" (по-англ. грустный), фантазийную историю из случайно найденных чужих фотографий, переосмысленные мраморные статуи и бюсты Ленина в забавных и криповатых образах.
Столичный флёр
Под занавес года омичи внезапно для себя проснулись в культурной столице будущего. Однако Омск принять этот титул сможет только через год, в 2026-м. Разбирались, что к чему.
Не успели горожане насладиться культурным триумфом, как Омск стал молодёжной столицей, но уже ближайшего - 2025 года, поделив этот статус с Пермью. Несмотря на то, что считаться молодёжными у пермяков на 0,1 % больше оснований, обоим городам в будущем году светит особое внимание.
У Омска в копилке статусных мероприятий уже Чемпионат России по фигурному катанию и даже приезд любимой собачки Петра I, которая никогда прежде не покидала последнее пристанище в Петербурге. К месту будет дизайн-код города, который решили достать из-под сукна.
Правда, приобщиться к нашей столичности гостям города станет дороже из-за нового туристического налога, а арт-пространств за минувший год стало чуть меньше. Но, может, ТЮЗ, ремонт которого слегка затянулся, наконец сдадут, а сам Омск в одночасье станет на 88 лет старше. Как это работает, можете посмотреть здесь.
1
0
0
0
0
0
Обсудить
0
|