Фото pixabay.com
Рейс Тюмень-Сургут из коммерческой плоскости, видимо, переместится в
политическую. Ведь на наших глазах рухнула административная «берлинская стена»,
возведенная не коммунистами, а «сторонниками незалежности» от Тюмени,
пришедшими к власти в ХМАО в период «парада суверенитетов». Я лично ощутил эту
стену на своей шкуре, когда мне пришлось пересесть с «тушки» (Ту-154М) или
родного до каждой заклепки Ан-24 на «паровоз». Это был октябрь 1992 года, когда
я летал в Тюмень и обратно на «тушке». А с 1993 года, на протяжении пяти лет
работы в Тюмени, мне стал близок железнодорожный маршрут Тюмень-Сургут-Тюмень. В период «холодных отношений» Югры и Тюмени региональные перевозки «Ютэйр»
все-таки выполнялись, но лишь столько, сколько дотировали Тюмень и Югра, и по
высоким для пассажиров ценам билетов. К примеру, на родину Руслана Кухарука, в
Урай, сегодня можно слетать из Тюмени (расстояние 327 км) два раза в неделю по
цене 3100 рублей, а билет до Сургута обойдется в 7500 рублей. В апреле 2023 года в Югре отказались субсидировать по Программе
Сотрудничества авиарейс Ханты-Мансийск-Тюмень, который выполнялся семь раз в
неделю. В результате стоимость авиабилета возросла с 3235 рублей до 8885
рублей. В то же время авиарейс Ханты-Мансийск-Екатеринбург продолжали
субсидировать. После заявления губернатора Югры Руслана Кухарука о повышении
доступности югорчан для полетов в Тюмень вновь встал вопрос о субсидировании
авиарейса Ханты-Мансийск-Тюмень. Цена вопроса — 239 млн рублей, чтобы стоимость
билета коммерческим перевозчиком была вновь установлена на уровне 2-3 тысяч
рублей. Для Сургута коммерческая цена авиабилета в Тюмень в 7500 рублей также
требует субсидирования. Какова цена вопроса, власти и коммерческий перевозчик
«Ютэйр», который считается правительственной компанией, акционером которой
является правительство Югры, пока не озвучили. Можно предположить, что речь
идет о сумме в размере 700-800 млн рублей, поскольку количество рейсов и
пассажиров примерно в три раза больше, чем из столицы округа. Таким образом, на
два якорных направления на Тюмень из Сургута и столицы округа потребуется около
одного миллиарда рублей. Подъемно ли это для бюджета Югры? Давайте проведем аналогии с другими расходами окружного бюджета. На
реанимацию бывшей 5-звездочной гостиницы «Югорская долина», сегодня
превращенной в Центр профилактики профессиональной патологии, власти Югры
выделили 3 миллиарда рублей. На содержание ХК «Югра» ежегодно тратится 1
миллиард рублей. Сотни миллионов идут на сомнительное кинопроизводство. Один
миллиард уходит на содержание телекомпании «Югра». Этот список можно продолжать и продолжать. На содержание столицы Югры тратится
не просто много, а очень много бюджетных средств в ущерб другим
муниципалитетам. Если раньше это было оправдано, чтобы «причесать и умыть» лицо
столицы автономии, то сегодня это вошло в привычку, и миллиарды расходуются на
различные «навороты». Поэтому получается так, что для муниципалитетов Югры
«денег нет, но вы держитесь». Держитесь и жители от высоких цен на авиабилеты
на перелет в Тюмень из городов Югры. Впрочем, и на другие направления цены на
билеты «мама не горюй». Однако произошло знаковое событие. После завершения торжественной церемонии
вступления в должность губернатора Югры Руслана
Кухарука Полномочный представитель Президента в УрФО Владимир Якушев, губернатор Тюменской области Александр Моор, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, губернатор Ямала Дмитрий Артюхов, экс-губернатор Ямала Юрий Неелов, экс-губернатор Тюменской
области Юрий Шафраник,
вице-губернатор Тюменской области и Югры Сергей
Сарычев и генеральный директор ПАО «Сургутнефтегаз» Владимир Богданов провели встречу в Доме правительства Югры. Какие вопросы там обсуждались, остается неизвестным и без официальных
комментариев. Но очевидно, что эта встреча разрушила «берлинскую стену» между
Югрой, Тюменской областью и ее соседями. От этой «берлинской стены» страдала прежде всего экономика Югры. В теории
передачи сигналов (ТПС) существует эффект корреляции сигналов, на основе
которого разработана передача шумоподобных сигналов. Сегодня Югра «шумит» в
одиночку, Тюмень «шумит» в одиночку, но усиленного эффекта от их «шума» нет:
«шумим, братцы, шумим». При объединении этих одиночных «шумов» Югры и Тюмени
возникнет эффект корреляции, превосходящий усилия одиночных «шумов» в шесть
порядков — и в экономике, и в культуре, и в образовании, и в комфортной среде,
и так далее. Поэтому региональные перевозки между Тюменью, Ураем, Березово, Игримом,
Ханты-Мансийском, Сургутом и Нижневартовском, я уверен, будут при Руслане
Кухаруке без «воздушных ям», «выкопанных» ранее. Интеграцию никто в мире еще не
отменял, по крайней мере, экономическую. Сегодня из Тюмени в Сургут и обратно трудовые ресурсы не перетекают и не
обмениваются. Этому мешает административная «берлинская стена» и плохая
транспортная доступность. В Югре и на Ямале развитие железных дорог застыло в
ступоре, а авиаперевозчики не могут работать в региональном секторе себе в
убыток. Сегодня консолидированный бюджет трех субъектов «тюменской матрешки»
достигает почти одного триллиона рублей. Отсюда вопрос: могут ли региональные
власти вложить бюджетные средства в региональные перевозки? Однозначно, да.
Достаточно вложить 1% от консолидированного бюджета трех субъектов в «Ютэйр»,
чтобы значительно повысить уровень региональных и местных перевозок. Жить можно в одном городе, работать в другом, учиться в третьем. Мобильность
должна стать образом жизни. То, что намерен сделать Руслан Кухарук для снижения
стоимости авиабилетов на региональные перевозки, — это деньги из окружного
бюджета и Программы Сотрудничества, направленные для людей, и это стоит
приветствовать.
Александр Коновалов, читатель siapress.ru
|