Фото из архива автора
Много лет назад сотрудники сургутской
газеты Николай Ездаков и Иван Захаров обратились к А.С. Знаменскому с просьбой ответить на
два вопроса. Всем нам памятны слова хорошей песни «С чего начинается Родина?». С чего начинается Родина в Вашей судьбе, когда
Вы особенно глубоко осознали себя ее сыном?Вспомните эпизод, событие, когда Ваша судьба наиболее тесно переплеталась
с судьбой Родины.Вот что ответил на вопросы
журналистов старейший сургутский учитель Аркадий Степанович Знаменский. Очень
непростые это вопросы. И ответить на них непросто. За плечами большая жизнь, и
когда оглядываюсь назад, то вижу, что все кусочки этой жизни чем-то обогащали
мое понятие, чувство Родины. Все они
разные, эти кусочки. Одни в свое время казались случайными и ненужными, однако
оставили неизгладимый след в душе. Другие сразу поражали, убеждали, воспитывали
своей значительностью. Вот схороненный в глухом лесу темный молчаливый
родничок. Склонился над ним – и словно все тайны мира вошли в тебя. Вот первый
день моего учительства, Сургут двадцать первого года. А это уже не кусочек –
глыба: дружба с хорошим человеком, выдержавшая испытания долгих лет. Жадное
любопытство в глазах моих учеников и симфонии Чайковского, сводки Совинформбюро
и полотна Левитана, минуты жизни трудные и светлые радости – все это
складывалось постепенно, день за днем, глубоко в сердце, чтобы, соединившись и
заняв соответствующее место, стать моей Родиной. И пока жизнь не кончена, пока
ты ходишь, дышишь, надеешься, до тех пор в тебе не кончится Родина. На мой
взгляд, очень важно, чтобы это чувство начало развиваться в человеке, как можно
раньше. Ведь любое впечатление, событие, слово, поступок западают в детскую
душу крохотным семечком, которое потом дает крепкое, большое дерево. Сорок лет я
преподавал в Сургуте математику и физику. В двадцатые годы сургутская школа
была небольшим деревянным зданием. Не хватало учебников, бумаги, чернил, не
было света. Рабочие тетради делали из газет или оберточной бумаги. А тетради
для беловых работ использовались дважды: во второй раз писали уже между
строками. «40
лет я преподавал в Сургуте математику и физику. В двадцатые годы не хватало
учебников, бумаги, чернил, не было света» Это время
было не только трудным, оно было прекрасным. Все были молоды, полны энергии и
оптимизма: и страна, и ее сыны и дочери. При свете керосиновых ламп маленькие
граждане Страны Советов не только изучали математику, физику, химию. Они
узнавали сказки и песни Родины, ее язык, города, историю. Особенно
много давали прогулки по родному краю. Природа – могучий воспитатель,
облагораживающий и возвышающий человека. Причем, одно и то же место каждый из
нас видит по-своему. Эти места стали для нас родными, стали кусочком,
составившим единое целое с той большой Родиной, которую мы всегда пишем с
прописной буквы. «Природа – могучий воспитатель,
облагораживающий человека». А.С. Знаменский Когда моя
судьба наиболее тесно переплеталась с судьбой Родины? Мне кажется,
это происходит в трудные для страны времена. Особенно ясно я осознал это в
памятные годы Великой Отечественной войны. Гибли сотни, тысячи, миллионы людей,
гибли плоды созидательного труда советского народа, плоды его культурной и
духовной деятельности, накапливавшиеся веками. Сотни сургутян ушли на фронт,
чтобы защитить свою Родину. Нам,
оставшимся в тылу, тоже было нелегко. Скупые сводки Совинформбюро, похоронки,
не обошедшие ни один дом, плакаты «Родина-мать зовет». Школьники и учителя
работали на заготовке дров, сена, картофеля. Вязали и шили теплые вещи для
фронтовиков. В летние каникулы я работал в колхозе рыбаком. Спали по три-четыре
часа в сутки. За месяц добыли 42 тонны рыбы. Многие из
тех, кого я знал в мирные дни как людей холодных сердцем, стремившихся урвать
кусочек полакомей да пожирней, не могли не пересмотреть отношение к себе и ко
всему окружающему, чтобы ощутить свое гражданское «я» в эти великожертвенные
для народов Советского Союза дни. Именно в те грозные 1941-45 годы я сделал для
себя вывод: аполитичным, безразличным к ужасам и судьбам Родины может быть
только человек, несущий в себе черты преступности. Газета «К победе
коммунизма», 26 сентября 1972 года, г. Сургут
Аркадий Знаменский
|