На этом мы завершаем онлайн-трансляцию, в которой рассказывали о хронике событий 5 мая, когда Superjet 100 потерпел крушение. Мы будем внимательно следить за расследованием катастрофы. Все новости по этой теме вы сможете прочитать здесь.
19:20В июне Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) обратилась к Минтрансу РФ с просьбой проверить системы Superjet 100 на соответствие сертификационным требованиям, в частности систему защиты лайнера от поражения статическим электричеством, а также прочность кессона крыла и шасси. Представители Объединенной авиастроительной корпорации, выпускающей самолеты SSJ-100, обращение АЭВТ назвали давлением на комиссию по расследованию ЧП.
close Следственный комитет России/РИА "Новости" 19:00Стоит отметить, что в 104-страничном отчете МАК нет однозначных выводов о причинах катастрофы Superjet 100. Документ содержит предварительные результаты экспертиз и исследований, однако комиссия пока воздерживается от выводов. В докладе также не говорится, что причиной катастрофы стали ошибки пилотов. Действия экипажа МАК оценит после того, как проведет воссозданный на тренажере полет самолета.
18:40После публикации предварительного отчета глава Минпромторга Денис Мантуров прокомментировал этот документ. Он отметил, что технические системы Superjet 100 работали в штатном режиме, за исключением момента попадания молнии в самолет, когда отключился автопилот. Несмотря на это экипаж мог и дальше осуществлять полет по маршруту или кружить в зоне аэропорта Шереметьево, вырабатывая топливо для более безопасной посадки. Мантуров подчеркнул, что решение садиться – решение пилотов.
18:208 июня вице-премьер Юрий Борисов заявил, что претензий к самолету Superjet 100 как к техническому средству нет, и «даже попадание в него молнии не привело к необратимым последствиям». Трагедию в Шереметьево он охарактеризовал как «экстраординарный случай». SSJ 100 имеет очень серьезный запас по прочности, напомнил Борисов: «Он по техническому заданию может выдержать перегрузку 3,8g, а было ближе к 6, это уже не аварийная, а катастрофическая ситуация, ни одна конструкция такого выдержать не может». Согласно отчету МАК, во время третьего касания ВПП вертикальная перегрузка самолета составила не менее 5g.
close Pavel Golovkin/AP и МАК, коллаж 18:00Техническая комиссия, в состав которой входят специалисты МАК, Росавиации, ПАО «Аэрофлот», АО «Гражданские самолеты Сухого» пока не видит необходимости в дополнительных рекомендациях относительно повышения безопасности полетов. Как отмечается в докладе, члены комиссии решили, что рекомендаций, направленных ранее в Росавиацию и Минпромторг России, на данном этапе расследования достаточно.
17:40Самолет Superjet 100, выполнявший рейс Москва-Мурманск, находился в эксплуатации с июня 2017 года. За это время не было выявлено неисправностей, связанных с работой системы управления. Кроме того, среди зарегистрированных до инцидента в Шереметьеве повреждений конструкции не было «повреждений, характерных для поражения ВС молнией или статическим электричеством», говорится в докладе.
17:20По данным доклада, медицинские и патолого-анатомические исследования пока не завершены. Кроме того, экспертам предстоит оценить действия аварийно-спасательных команд. Эти данные будут представлены в окончательном отчете.
Согласно информации на сайте Шереметьево, пожарные расчеты и спасатели аэропорта прибыли на место происшествия через 1 минуту — после того, как руководитель полетов объявил сигнал «Тревога». Первый расчет аварийно-спасательной команды аэропорта прибыл к самолету в 15:32. Менее чем через две минуты к нему присоединились еще пять расчетов.
close Сергей Мамонтов/РИА "Новости" 17:00В предварительном отчете сообщается, что двигатели самолета отключились уже после полной остановки. «В 15:30:38 произошла остановка самолета. Примерно в 15:31:34, согласно звуковому ряду видеозаписи, произошла остановка двигателей», — отмечается в документе.
16:45В 15:30 Superjet 100 остановился. «Непосредственно перед этим самолет совершил разворот влево, в направлении носом «на ветер», — отмечается в докладе. Экипаж дважды подал бортпроводникам команду «Attention crew! On station», после которой сразу же начинается эвакуация. Через 11 секунд после остановки бортпроводники подали пассажирам команду: «Расстегнуть ремни, оставить все, на выход...».
16:30В 15:30, еще до полной остановки самолета, сработала сигнализация, которая сообщила о задымлении в задней части багажно-грузового отсека. Почти одновременно диспетчер подал сигнал: «Аварийные службы на полосу» и бортпроводники доложили о пожаре в самолете.
close Следственный комитет России/РИА "Новости" 16:17«Характер следов на ВПП при третьем касании показывает, что основные стойки шасси к этому моменту уже были частично разрушены… Произошел подлом основных опор шасси, дальнейшее разрушение конструкции самолета с разливом топлива и пожаром», — указывают эксперты МАК.
16:10Не исключено, что в это время экипаж пытался поднять самолет и уйти на второй круг, чтобы не допустить отскакивания Superjet 100 от ВПП. В докладе подчеркивается, что через 2-3 секунды после после того, как самолет во второй раз отделился от ВПП и поднялся на высоту 5–6 метров, экипаж перевел рычаг управления двигателем в положение «взлетная тяга», а боковую ручку управления в положение «на себя» до упора.
«Эти действия можно интерпретировать как попытку выполнить уход на 2-й круг», — говорится в документе.
16:02В 15:27 диспетчер дал экипажу разрешение на посадку. Согласно отчету, в момент приземления самолет совершил три касания взлетно-посадочной полосы (ВПП). Первое касание произошло в 15:30 на скорости 293 км/ч, после чего самолет подскочил на высоту около 2 метров. Это повторное отделение самолета от ВПП в отчете называется «явлением прогрессирующего козления».
«Повторное приземление произошло через 2.2 секунды после первого на приборной скорости 287 км/ч», — сообщается в документе. После этого авиалайнер снова подскочил на высоту 5–6 метров.
15:53Во время того, как Superjet 100 выполнял круг над аэропортом, готовясь к посадке, второй пилот зачитал раздел инструкции о посадке самолета с превышением посадочной массы. «Масса самолета составляла около 42 600 кг, что на 1600 кг превышало максимально допустимую посадочную массу», — отмечается в докладе.
close Pavel Golovkin/AP 15:45В 15:15 диспетчер дал разрешение экипажу заходить на посадку. Спустя две минуты второй пилот по указанию командира судна «доложил диспетчеру о неготовности выполнить заход», тот в ответ разрешил экипажу пойти по кругу.
15:37Несмотря на проблемы со связью и потерю автоматического управления, командир судна оценил ситуацию как штатную.
«В 15:12:32 КВС объяснил старшему бортпроводнику, что самолет возвращается, при этом обратил внимание: «Не аварийное, ничего, просто возвращаемся», — говорится в отчете МАК.
На запрос диспетчера о том, нужна ли будет какая-то помощь необходима будет, экипаж ответил: «Нет, пока все нормально, штатно».
15:30Во момент удара молнии самолет находился на высоте 3230 метров. Экипаж обсудил ситуацию, командир корабля решил вернуться в Шереметьево и велел второму пилоту подать сигнал срочности PAN-PAN. Связь с диспетчером была прервана, восстановить ее удалось лишь на аварийной частоте. Когда второй пилот все же связался с диспетчером, то доложил ему, что авиалайнер возвращается из-за потери радиосвязи и перехода самолета в режим прямого управления (direct mode).
15:20После того, как в Superjet ударила молния, на борту отключился автопилот. Компьютер проинформировал экипаж о включении режима прямого управления. «После шумового эффекта, одновременно с отключением автопилота, зарегистрирован эмоциональный возглас одного из членов экипажа: «Ух ты!», — отмечается в документе МАК
close Владимир Астапкович/РИА "Новости" 15:13В примечаниях к документу говорится, что когда самолет подходит к зоне грозовой деятельности, командир обязан оценить возможность продолжения полета и принять решение о том, чтобы обойти эту зону.
«Воздушным судам запрещается преднамеренно входить в кучево-дождевую (грозовую), мощно-кучевую облачность и сильные ливневые осадки», — подчеркивается в отчете.
15:10Через несколько минут после взлета, в 15:08, в самолет ударила молния. В документе отмечается: «Начиная с 15:08:09.7, зафиксирован шумовой эффект. Наиболее вероятно, на данном этапе произошло поражение самолета атмосферным электричеством».
15:00По данным МАК, экипаж прибыл в аэропорт примерно за 2 часа до вылета. В 14:45 диспетчер разрешил запуск двигателей. Спустя четыре минуты второй пилот доложил о готовности к рулению. В 15:02 диспетчер разрешил взлет. Спустя мгновения экипаж перевел рычаг управления двигателем в положение «Нормальный взлетный режим». Отрыв от ВПП произошел на скорости 285 км/ч.
14:47В документе приведена полная история полета SSJ-100 по маршруту Москва — Мурманск. Мы будем в хронологическом порядке рассказывать вам детали рейса.
14:43Согласно предварительному отчету, у SSJ-100 отключился автопилот из-за попадания в корпус молнии. Кроме того, после этого была нарушена связь с диспетчерами, говорится в документе.
close Pavel Golovkin/AP 14:40В преамбуле документа отмечается: «Предварительный отчет содержит поступившую на данный момент в комиссию по расследованию трагедии фактическую информацию, а также результаты расшифровки данных бортовых и наземных средств объективного контроля и видеоинформации, результаты законченных к настоящему моменту исследований и другие материалы. При поступлении дополнительной информации отчет может быть уточнен и дополнен».
14:37Добрый день, уважаемые читатели «Газеты.Ru»! Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал предварительный отчет о катастрофе пассажирского самолета Sukhoi Superjet 100 в московском аэропорту Шереметьево, произошедшей 5 мая 2019 года. Трагедия унесла жизни 41 человека. Мы будем передавать содержание документа в онлайн-трансляции.