Операторы связи предложили сделать услугу переносимости номера платной и вернулись к старому сроку ее внедрения – в 2014 году. Возможна еще более длительная отсрочка, предупредили в научно-техническом совете при Минкомсвязи. Но в самом ведомстве уверены в соблюдении ранее заявленных сроков и категорически против выплат за смену оператора.
Услуга переносимости номера должна вводиться с минимальными изменениями порядка пропуска трафика, решил научно-технический совет Минкомсвязи 15 июня. Подходящей схемой маршрутизации вызова заместитель министра Наум Мардер, принимавший участие в заседании совета, назвал предложение «Мобильных телесистем» (МТС) – All call query. Такая модель используется более чем в 40 из 65 стран, где принцип переносимости номера уже осуществляется. Принцип переносимости номера при смене оператора связи дает абонентам возможность сохранить номер мобильного при переходе к другому оператору связи при отсутствии задолженности по договору. В России услуга может быть введена с 2014 года. На прошлом заседании совета предполагалось, что ввод возможен с 2013 года, но теперь он перенесен на 2014 год, а несколько участников заседания назвали и этот срок нереалистичным. Совет решал, каким образом мобильные операторы смогут перенаправлять входящие вызовы на перенесенные номера. Неясность осталась в вопросе о том, как звонок оператору, от которого ушел абонент, будет направляться в сеть, принявшую этот номер. В рамках All call query оператор самостоятельно осуществляет маршрутизацию исходящих вызовов и обращается к общей базе данных перенесенных номеров, чтобы выяснить, какой оператор в настоящее время обслуживает тот или иной номер. Эта схема оптимальна для крупных операторов, которые обладают развитой инфраструктурой и сами могут осуществлять направление вызова. Такая компания располагает собственной транспортной сетью, которая позволяет соединять абонентов без участия стороннего оператора, а также пропускать трафик абонентов других операторов самостоятельно без потери качества связи и изменений в отраслевом законодательстве, объяснили в «Мегафоне». Если оператор не может или не желает самостоятельно направить вызов, у него будет возможность обратиться к более крупному оператору, который выполнил бы для него транзитные функции, добавляют в МТТ. Такая схема маршрутизации вызовов при переносимости номеров не меняет пропуска трафика, обеспечивая сетевую гибкость каждому участнику рынка, а также позволит увеличить скорость внедрения принципа переносимости номеров, считают в МТС. Переносимость номеров предполагает наличие централизованной базы данных переносимых номеров, которая могла бы вести учет всех номеров, которые сохранили за собой абоненты. В МТТ отметили, что она должна быть «независима от всех заинтересованных сторон». По мнению «Ростелекома», оператор централизованной базы данных переносимых номеров может выбираться на конкурсной основе, а доход он мог бы получать либо за счет взносов всех участников телекоммуникационного рынка, либо за счет оплаты запроса отдельных операторов, которым необходимо будет получить доступ к актуальной информации из базы. Принцип переносимости номера следует ограничить регионом, считают участники рабочей группы. Это означает, что абонент, переехавший в другой регион, не сможет сохранить номер. Но Мардер уверен, что услуга должна действовать на всей территории России, в противном случае будут ущемляться права потребителей. Кроме того, он считает, что принцип переносимости должен быть введен единовременно, а не поэтапно (за что выступил ряд участников заседания в пятницу). Ранее в МТС сообщали, что оценивают затраты «большой тройки» на внедрение сервиса в $400 млн. «Исполнение данного требования потребует значительных инвестиций, которые операторы могли были направить на другие, более актуальные вопросы, например обеспечение связью труднодоступных, удаленных территорий, – считают в «Вымпелкоме».
В рамках встречи участники рабочей группы – представители операторов высказывали предложение ввести для абонентов плату за переносимость номера, чтобы пользователи «не слишком часто меняли оператора». Но Мардер категорически не принял предложение: «У нас в поручении записано «бесплатно»».
|