В целях информирования широкой общественности страны об экономической политике Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить прилагаемое Заявление Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан об основных направлениях экономической политики на 2018 год. 2. Настоящее постановление вводится в действие со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Премьер-Министр Республики Казахстан Б. Сагинтаев
Одобрено постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 февраля 2018 года №40
Заявление Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан об основных направлениях экономической политики на 2018 год
В 2017 году экономика Казахстана вышла на динамичный рост, составив 4,0 %. Позитивная тенденция поддерживалась положительными внешними и внутренними факторами, включая ускорение инвестиционной активности и стабилизацию инфляционных процессов. Темпы роста инвестиций в основной капитал ускорились в 2,7 раза по сравнению с 2016 годом, составив 5,5 %. С начала 2017 года уровень годовой инфляции находился в установленном коридоре (6,0-8,0 %) и по итогам декабря не превысил 7,1 %. Благоприятная экономическая ситуация у основных торговых партнеров и улучшение конъюнктуры цен на мировых товарных рынках стимулировали рост экспорта и торгового баланса. Внешнеторговый оборот за 11 месяцев 2017 года увеличился на 25,1 % до 69,5 млрд. долл. США, в том числе экспорт – на 31,6 % до 43,1 млрд. долл. США, импорт – на 15,8 % до 26,4 млрд. долл. США. Сальдо торгового баланса увеличилось в 1,7 раза. В целом международные резервы страны на 1 января 2018 года составили 88,8 млрд. долл. США. На 2018 год международные финансовые организации прогнозируют ускорение развития мировой экономики до 3,8 % (консенсус-прогноз) по сравнению с 3,5 % в 2017 году. Основной задачей Правительства Республики Казахстан (далее – Правительство) и Национального Банка Республики Казахстан (далее – Национальный Банк) в 2018 году станет обеспечение устойчивого экономического роста на уровне 3,0-4,0 % и уровня инфляции на конец года в коридоре 5,0-7,0 %. В этой связи, с учетом основных положений Послания Главы государства народу Казахстана "Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции", основными направлениями экономической политики на 2018 год станут: 1) сохранение макроэкономической стабильности; 2) обеспечение благоприятного бизнес-климата; 3) развитие отраслей экономики, включая цифровую компоненту; 4) развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Сохранение макроэкономической стабильности будет осуществляться за счет согласованных мер денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик, а также за счет обеспечения финансовой стабильности. Денежно-кредитная политика Национального Банка, проводимая в режиме инфляционного таргетирования, в 2018 году будет направлена на достижение целевого ориентира по годовой инфляции в коридоре 5,0-7,0 % с постепенным снижением до 4,0 % к концу 2020 года. Для достижения целей по инфляции будут использоваться инструменты денежно-кредитной политики, в том числе, устанавливаться базовая ставка в зависимости от фактического и прогнозируемого уровня инфляции. Национальный Банк продолжит неукоснительно следовать режиму свободно плавающего обменного курса и улучшать коммуникационную активность. Для улучшения предпринимательской активности будут приняты меры по обеспечению долгосрочного кредитования бизнеса по ставкам, учитывающим реальную рентабельность в отраслях экономики. В рамках обеспечения финансовой устойчивости Национальным Банком будет продолжена реализация Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора Республики Казахстан, что окажет поддержку кредитованию реального сектора экономики. В 2018 году в процессе оздоровления банков ожидаются умеренные темпы роста кредитования, сопоставимые с темпами роста номинального валового внутреннего продукта (далее – ВВП). Политика финансового регулирования будет направлена на повышение качества инвестиционных решений, усиление ответственности руководителей финансовых компаний и независимых аудиторов за качество финансовой отчетности, создание условий для эффективного использования сбережений граждан в экономической деятельности. Режим регулирования финансовых компаний будет направлен на создание условий для успешного функционирования здоровых банков, рыночных методов оздоровления менее устойчивых банков и упорядоченный вывод с рынка несостоятельных и безнадежных банков. Будут устраняться барьеры для развития финансовых взаимоотношений и, в частности, барьеры для реализации прав кредиторов и переуступки их прав требований. Основное внимание Правительства будет сфокусировано на недопущение необоснованного роста цен на продовольственные и непродовольственные товары, тарифов на услуги монополистов, а также будут устраняться возможности создания искусственного дефицита, ценового сговора и недобросовестной конкуренции. Бюджетная политика в 2018 году будет направлена на содействие росту экономики, развитие государственно-частного партнерства и поддержание устойчивости государственных финансов. При этом все социальные обязательства государства будут выполняться в полном объеме. В целях повышения устойчивости государственных финансов планируется снизить дефицит бюджета с 2,9 % к ВВП в 2017 году до 1,1 % к ВВП в 2018 году. Это позволит удерживать долг Правительства на уровне не более 20,0 % к ВВП. Ненефтяной дефицит планируется снизить до 7,4 % к ВВП, в том числе через снижение гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан до 2,6 трлн. тенге. В целях повышения финансовой самостоятельности местных бюджетов с 1 января 2018 года внедрены самостоятельные бюджеты и коммунальная собственность местного самоуправления на уровне города районного значения, села, поселка, сельского округа с численностью населения свыше 2 тысяч человек. Налоговая политика будет направлена на создание гибкой и благоприятной налоговой среды с обеспечением стабильного роста экономики в рамках нового Налогового кодекса и упрощения налогового администрирования. Одной из основных задач станет выработка механизмов по стимулированию формализации самозанятых лиц, дифференцированному подходу налогообложения и укреплению доходной части местных бюджетов. В целях обеспечения благоприятной бизнес-среды и создания сильного среднего класса предпринимателей продолжится реализация Программы по обеспечению продуктивной занятости и развитию массового предпринимательства на 2017 – 2021 годы. Разработан шестой пакет поправок по улучшению бизнес-климата в рамках рейтинга Doing Business, продолжится реализация плана мер по улучшению индикаторов Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума и Страновой программы сотрудничества с Организацией экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР). Будет подготовлен новый пакет системных мер по кардинальному улучшению бизнес-климата, особенно на региональном уровне, стимулированию вывода бизнеса из тени через упрощение налогового и иного администрирования. Продолжится работа по фронтальному снижению издержек бизнеса, которая будет способствовать повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности предприятий за счет сокращения непроизводственных затрат. С целью создания благоприятной конкурентной среды разработан ряд поправок, направленных на устранение норм, препятствующих конкуренции, которые выявлены в рамках проводимой ревизии законодательства. На законодательном уровне предусмотрено улучшение условий правового регулирования бизнеса и будут снижены барьеры развития предпринимательства. Так, в 2018 году планируется сократить 25 сфер контроля из 114 и 3 сферы надзора из 18, снизить общее количество проверок на 30 % и сократить количество отчетности, предоставляемой бизнесом государственным органам на 30 %. Сокращение присутствия государства в экономике будет осуществляться путем реализации программы приватизации. Будут выведены на IPO/SPO ряд крупных активов, таких как АО "Казахтелеком", АО "Эйр Астана", АО "Национальная атомная компания "Казатомпром". Инвестиционная политика будет направлена на максимальное привлечение частных инвестиций и восстановление роли банковского сектора в финансировании экономики. Для этого будет продолжена работа по совершенствованию инвестиционного климата до уровня стран ОЭСР. С 2018 года начал функционировать Международный финансовый центр "Астана" (далее – МФЦА), который станет финансовым хабом и центром инвестиционной активности. Правительство, Национальный Банк и МФЦА проделали большую работу по подготовке всей необходимой инфраструктуры и созданию основных институтов: финансового суда, регулятора, арбитражного центра. Будут разработаны концепция законопроекта и соответствующий законопроект, предусматривающий стимулирование частного рынка венчурного финансирования и спроса на новые технологии со стороны реального сектора. В целях развития отраслей экономики, включая цифровую компоненту, будет продолжена политика индустриализации через обеспечение выхода на проектную мощность проектов Карты индустриализации, а также увеличение доли высокотехнологических производств. Будет проведена работа по стимулированию внедрения элементов "Индустрии 4.0.", таких как Big data, облачные технологии и 3D-принтинг. В 2018 году начнется разработка третьей пятилетки индустриализации, направленной на становление промышленности "цифровой эпохи" с акцентированием на инновации, трансферт технологий и содействие цифровизации обрабатывающей промышленности. В целях оценки сырьевого потенциала и обеспечения восполнения минерально-сырьевой базы страны начнется реализация нового Кодекса "О недрах и недропользовании" и будет активизировано геологическое изучение недр. Будет разработан комплекс мер по улучшению подходов при извлечении полезных ископаемых путем внедрения информационно-технологических платформ. Завершится модернизация нефтеперерабатывающих заводов, что обеспечит внутренний рынок страны высококачественным бензином экологического класса К4 и К5. В агропромышленном комплексе продолжится работа по повышению производительности труда за счет увеличения энерговооруженности отрасли, доступности финансирования, диверсификации структуры посевных площадей и экспорта переработанной сельхозпродукции. Для продвижения бренда натуральных продуктов питания "Сделано в Казахстане" на международных рынках будет выработан механизм поддержки каждой продуктовой "цепочки": от стадии выращивания, хранения и переработки сырья до его транспортировки на внутреннем и экспортных рынках. Продолжится анализ эффективности субсидий и будут приняты меры по совершенствованию системы обязательного страхования в растениеводстве, увеличению доли племенного скота и развитию кормовой базы. Дальнейшему развитию транспортно-логистической инфраструктуры будет способствовать продолжение реализации Государственной программы инфраструктурного развития "Нұрлы жол" на 2015 – 2019 годы. Продолжится строительство коридоров Центр-Юг между Астаной и Алматой и Центр-Восток между Астаной и Оскеменом. В восточном и юго-восточном регионе реконструируются дороги Алматы-Оскемен, Калбатау-Майкапшагай, Ушарал-Достык, которые обеспечат развитие туризма и увеличение товарооборота с Китайской Народной Республикой, на западе – автодорога Актобе-Атырау-Астрахань, на юге – Мерке-Бурылбайтал. В целях качественного содержания новых дорог и обеспечения комфортного и безопасного движения в 2018 году планируется дальнейшее поэтапное внедрение системы платности на автодорогах республиканского значения общей протяженностью 469 км. Для улучшения внутрирегиональной мобильности в среднесрочной перспективе увеличится финансирование ремонта и реконструкции местной сети автодорог. В рамках развития каспийского направления завершится процесс формирования современной портовой инфраструктуры для увеличения объемов и скорости перевозок. Будет ускорена работа по улучшению эффективности регулирования отрасли гражданской авиации путем перехода на британскую модель. В целях эффективного управления транспортными потоками и определения потребности дальнейшего развития инфраструктуры будет принят План по поэтапному внедрению Интеллектуальной транспортной системы с применением цифровых технологий. В целом экономическая политика в 2018 году будет направлена на стимулирование устойчивого экономического роста через обеспечение макроэкономической стабильности, устойчивости банковского сектора, улучшение инвестиционного и бизнес-климата, а также через развитие отраслей экономики. |