
Альтернативой Таможенного союза и Единого экономического пространства для России и Казахстана является существование в качестве экономической «китайской провинции», считает президент российской компании экспертного консультирования «НЕОКОН» Михаил Хазин.
«Если мы посмотрим на мировую ситуацию, то мы увидим, что она разбивается на кусочки, в которых действуют более или менее единые системные принципы. Я могу сказать, что закончится все это через 5-10 лет разделением мира, в результате те правила, к которым мы привыкли, будут меняться. И основной вопрос для всех участников – смогут ли они как-то участвовать в написании этих правил и их регулировании, или же они станут зоной свободной охоты для тех, кто оказался более ловким, более успешным», - сказал Хазин на заседании дискуссионного клуба «Эксперт» «Таможенный союз: приобрести больше, чем потерять».
«Вот если мир распадается на кусочки, то мы для себя должны решить – мы создаем свой кусочек, или же мы будем чьей-то провинцией. И более-менее понятно чьей: у нас есть Китай под боком, причем именно «у нас», потому что Россия и Казахстан с точки зрения масштабов Китая неразличимы: во всей России населения меньше, чем в Китае безработных», - добавил он.
В этой связи эксперт считает бессмысленным «рассматривать сегодня баланс интересов сиюсекундный», подсчитывая потери от вступления в Таможенный союз. «Мы еще не закончили строительство, поэтому это тоже самое примерно, что жаловаться на протекающую крышу в здании, которое по плану шестиэтажное, а построено всего три этажа. Ну, конечно, протекает: ее (крыши) просто еще нет», - прокомментировал Хазин.
По его убеждению, страны-участницы ТС «должны это строительство продолжать, потому что в противном случае нас разорвут на части, и мы уже никак не сможем влиять на ситуацию». «Это (создание ТС и ЕЭП) - шаг к выстраиванию своей системы в рамках того многополярного мира, который будет через 10 лет», - считает эксперт. По его оценке, в этом многополярном мире, который сложится в течение ближайшего десятилетия, уже не будет Всемирной торговой организации, а будет «много региональных объединений, аналогичных Таможенному союзу».
При этом Хазин считает, что главным фактором противодействия созданию и нормальному развитию ТС и ЕЭП является внешнее, а не внутреннее противодействие.
«Главный фактор – это противодействие запада: в России это невероятно сильный фактор, потому что финансовая система России находится под контролем запада, в России нет суверенной денежно-кредитной системы, она отсутствует, и это катастрофа, потому что в России предприниматель не может получить рублевый кредит, он неминуемо идет на Запад, а там ему говорят – одно условие, ты не должен кредитовать российского производителя, а российского потребителя, чтобы он покупал наши товары. Думаю, в Казахстане ситуация примерно такая же», - отметил он.
По мнению эксперта, с этим нужно бороться, для чего «в России надо менять руководство Центробанка». «В Казахстане руководство Национального банка, насколько я понимаю, в этом смысле вполне адекватное. Но в Казахстане более сильно была либерализована финансовая система, значит, в некоторых местах нужно эту либерализацию чуть-чуть ограничить», - считает он.
При этом Хазин убежден, что одним из принципиальных преимуществ создаваемого таможенного союза перед Европой и США является человеческий потенциал постсоветского пространства.
«Жуткие проблемы в Европе, у меня там имеются разные связи с теми, кого называют закулисой, вот европейская закулиса формулирует проблему условно говоря так: мы понимаем, что эти политики ничего не могут сделать, более того, мы их можем всех убрать, условно говоря, горничных хватит на всех. Но дальше что – этих убрали, а новых откуда взять?», - сказал он.
«Вся проблема в Европе и в США в том, что там сменилась в рамках старой модели столько поколений, что у них теперь абсолютно эшелонированная система – даже если взять студентов, им еще в школе привили модель, которую нужно менять. В этом смысле у нас есть колоссальные преимущества – мы не испорчены этой либеральной моделью, люди знают, что кроме либеральной модели есть и другие. Этим преимуществом надо воспользоваться», - заключил Хазин.
|
Нужно нефть продавать за валюту экспортёра,т.е.за рубли.А,где им взять рубли?Пусть свои товары продают России за рубли,чтобы купить нефть,а не за заморские доллары.