Правила пользования
Курс ЦБ на 21.05 USD 511.59 up 0.81
EUR 575.28 up -0.78
RUB 6.33 up -0.02
21 мая Среда, 11:08
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Восстание советских военнопленных в пакистанском Бадабере (апрель 1985) - факты и домыслы, - М.Худояров»

Дата: 22.12.16 в 13:18
Мобильная версия Шрифт

В апреле 1985 года произошло восстание советских пленных в лагере, известном под названием Бадабер в селении Зангали недалеко от пакистанского Пешавара.

Прошло более 30 лет, и за это время в средствах информации появлялись самые различные, в том числе и противоречивые трактовки этого события. Позиционировался подвиг советских военнопленных, захвативших склад вооружения, отбивших многочисленные нападения моджахедов и пакистанских вооруженных сил, и ценой своей жизни уничтоживших огромное количество оружия, боеприпасов, техники, а также иностранных инструкторов, пакистанских военных и афганских мятежников. Муссировалась и тема предательства одного или нескольких пленных, но нигде четко и ясно не обозначен ни предмет предательства, ни его субъекты.

Расследования этого события на государственном уровне не осуществлялось, имена остались не установленными, наград Советского Союза никто не получил.

Численность и имена всех восставших точно не установлены. Всего погибших в Бадабере было не более 12 человек, а общее количество имен, приписываемых к участникам восстания различными авторами приближается к четырем десяткам.

Авторы приводят имена участников восстания, не ссылаясь на источники их получения. Имеются случаи, когда со ссылкой на один и тот же источник, преподносится противоречащая друг другу информация.

К примеру, в 2009 году на телеэкраны вышли фильмы Радика Кудоярова "Тайна лагеря Бадабер" и Сергея Барабанова "Мятеж в преисподней". Справедливости ради нужно отметить, что оба фильма очень интересны и зрелищны. Авторы приложили немало усилий для установления истины и раскрытия обстоятельств подвига героев. Но, тем не менее, оба автора, претендуя на документальность, допускают в фильмах довольно сомнительные интерпретации.

Так, Радик Кудояров сознательно пытается выставить в качестве участника восстания человека, совершенно непричастного, а Сергей Барабанов утверждает, что свидетель восстания Рустамов Носиржон был узником Бадабера с 1982 года и пробыл в пакистанском плену 12 лет. В действительности же, в 1982 году Рустамов еще ходил в среднюю школу, в армию был призван в 1984 году, в Бадабер попал только в начале 1985 года, а в плену находился 8 лет, а не 12.

По-разному преподносится авторами и время начала восстания. В фильме Барабанова Рустамов лично рассказывает, что восстание началось, когда все моджахеды были на футболе, а в фильме Кудоярова диктор утверждает, что в это время все моджахеды, около 200 человек молились в мечети. Даже результат футбольного матча между пленными и моджахедами преподносится по-разному. В фильме Кудоярова победили наши, а в фильме Барабанова – моджахеды.

Радик Кудояров в своем фильме беззастенчиво приписывает себе и своей съемочной группе выявление новых фактов и имен о восстании, тогда как на самом деле некоторые описываемые им открытия были сделаны задолго до него мной, сотрудниками Комитета по делам воинов-интернационалистов и военным журналистом Евгением Кириченко.

Самая первая статья о событиях в Бадабере, рассказанная со слов очевидца Рустамова Носиржона была написана мной и опубликована в "Ферганской правде" 23 февраля 2007 года под названием "Долгий путь домой".

А в мае 2007 года Евгений Кириченко, приезжавший в Фергану, опубликовал в "Труде" очерк "Восставшие в аду Бадабера", где наиболее объективно, ссылаясь на конкретные источники, проанализировал и показал картину восстания, назвал новые более достоверные имена. Кстати, Кириченко не выпячивал свои заслуги по поискам свидетеля, и в отличие от автора "Тайны лагеря Бадабер", достоверно указал, что найти свидетеля Рустамова удалось только с помощью меня и ветеранов спецслужб Узбекистана в 2006 году. Все публикации, которые были в Советском Союзе и в России до этих первых статей, не подкреплялись показаниями конкретного свидетеля, а последующие публикации и фильмы уже основывались на информации, полученной мной и Кириченко в беседах с Рустамовым в 2006-2007 годах. Более подробно об обстоятельствах поисков Рустамова, о его воспоминаниях я рассказывал также в своих статьях "Моя история Бадабера", опубликованных в "Самарских сослуживцах" и в отрадненской "Рабочей трибуне" в 2015 году.

В очерке Евгения Кириченко еще в 2007 году убедительно опровергается участие в восстании Николая Саминя, которого раньше приписывали к погибшим участникам восстания. Кириченко описал, как свидетель Рустамов, при просмотре документальных кадров, где Саминь тепло общался с Ахмадшахом Масудом и его боевиками, опознал в нем Ахмада. С этим Ахмадом Рустамов встретился уже после Бадаберского восстания, в лагере под Джалалабадом. Следовательно, Ахмад (Саминь) не мог погибнуть в Бадабере, если его видели живым уже после этих событий. Со слов Рустамова, Ахмад даже делал татуировки Рустамову, и эти татуировки Рустамов демонстрировал мне и Евгению Кириченко.

В фильме Радика Кудоярова "Тайна лагеря Бадабаер", вышедшем через два года после статьи Кириченко, истории Николая Саминя посвящается целых 5 минут и автор вновь, без ссылки на какой-либо источник, заверяет зрителя, что Саминь погиб в Бадабере. Радик беседовал с Рустамовым в июне 2009 года, и использовал информацию, переданную ранее мной и Кириченко в Комитет СНГ по делам воинов-интернационалистов. Однако в фильме он представляет все таким образом, что именно их съемочная группа впервые установила имена ныне известных узников Бадабера.

Радик Кудояров словно опровергает Евгения Кириченко и настаивают на признании Саминя участником восстания. Где истина? Чтобы ответить на этот и на другие противоречивые вопросы я еще раз встречался с Рустамовым в марте 2015 и в ноябре 2016 года.

Вместе с Носиржоном мы просмотрели фильм французского автора Виктора Лупана о советских солдатах, оказавшихся в стане моджахедов. Именно в стане, а не в плену, потому как по документальным кадрам братания улыбающегося Николая Саминя с моджахедами, его никак нельзя было назвать пленным. Голос за кадром на языке дари называет имя бывшего советского солдата "Сомин" с ударением на последнем слоге. "Это не Сомин, это Ахмад", - уверенно заявляет Рустамов, знающий дари.

"После Бадаберского восстания и гибели всех его участников меня, перевезли в лагерь под Джалалабадом, – рассказывает Рустамов, - В этом лагере я познакомился с Ахмадом и с еще одним русским парнем, имя его уже не помню. Ночью мы все находились в одном охраняемом помещении, а днем эти двое могли свободно передвигаться по всему лагерю. Я тогда даже возмущался, почему меня, тоже шурави (советского), держат под охраной, а эти ведут себя, словно хозяева. Мне объяснили, что Ахмад и его напарник уже давно стали моджахедами, пользуются доверием, и их скоро должны отправить в Америку. Ахмад делал мне татуировки на ноге, на руках и на груди. Он рассказывал, что к моджахедам перебежал добровольно, прихватив с собой автомат и ящик с патронами, чтобы ему поверили. Его целью было попасть на Запад.

Иногда нам показывали фильмы про события в Афганистане, там были кадры, как моджахеды выходили на боевые операции, уничтожали советских солдат и технику. Ахмад хвастливо комментировал, что он тоже участвовал в операциях, когда был с Ахмадшахом Масудом в Панчшере. Он говорил, что скоро поедет в Америку, где у него будто есть родственники. Накануне своего отъезда из лагеря Ахмад и его напарник организовали угощение по этому поводу, им дали новую добротную одежду. Потом они уехали. Сказали, что их увезли в Америку".

После получения таких подробностей нет никаких сомнений по поводу участия, вернее неучастия Саминя в восстании. Но возникает новый вопрос: "Почему автор фильма "Тайна лагеря Бадабер" умышленно пытается навязать иное мнение о Самине, даже после публикации Евгением Кириченко показаний Рустамова в 2007 году?"

Надеюсь получить какой-то ответ в беседе с Рустамовым. Вместе с ним просматриваем фильм "Тайна лагеря Бадабер". Рустамов, во время просмотра буквально содрогнулся: "Как?! Ведь Радик Кудояров не говорил мне тогда, что снимает для фильма! С Радиком я встречался летом 2009 года, когда ко мне домой в Ферганскую область приехал человек из Андижана по имени Козим и попросил, чтобы я поехал к нему в Андижан, где меня ждут гости из России, желающие расспросить об одном из бывших пленных. Я приехал в указанный адрес, где меня ждали этот Радик Кудояров, оператор с камерой и человек по имени Рамиль. Через переводчика Козима они сказали, что приехали по просьбе матери пропавшего без вести солдата, чтобы показать мне фото и узнать, не видел ли я его в плену. Это была фотография другого Радика (Рахимкулова-прим.М.Х.), которую вы мне показывали еще в 2006 году. Я не опознал эту фотографию. Потом Радик попросил, чтобы я рассказал перед камерой все, что говорил раньше вам - Худоярову Музаффару и Евгению Кириченко о Бадабере. Я рассказал о восстании. Радик показывал мне те же фотографии Абдурахмона и Исломиддина с европейской журналисткой, которые за 3 года до него показывали мне вы и Кириченко, я повторил все, о чем говорил раньше. Радик знал все это, в том числе и об Ахмаде, которого не было в Бадабере. Я не понимаю, почему Радик перевернул мои слова и показал в фильме, что Ахмад (Саминь) погиб. Я всегда говорил, что Ахмад не был в Бадабере.

Радик просил меня вспомнить то, чего я не рассказывал раньше, но ничего нового я сказать не мог. Он настойчиво повторял мне: "Расскажи то, о чем ты еще не рассказывал Музаффару Худоярову и Жене Кириченко". Это очень нервировало меня, я даже намекнул им, что если у меня пытаются выяснить неизвестную мне информацию, то у меня нет желания продолжать такие разговоры. Никаких открытий во время беседы со мной Радик не сделал, все было известно до него, теперь я понимаю, что он просто решил снять сенсационное кино и заработать денег. Я очень сожалею, что согласился на съемки, меня просто обманули. Я подтвержу эти свои слова на любом уровне и на любом расследовании".

Нужно сказать, что автор этих строк тоже был неприятно удивлен после просмотра этого фильма, впервые продемонстрированного по телеканалу "Россия" в 2009 году. Ведь именно я впервые показывал Рустамову фотографии военнопленных, в том числе и с Людмилой Торн, и он еще тогда, в 2006 году опознал Исломиддина-Варваряна. Эти фотографии присылали мне Рашид Каримов и Евгений Кириченко из Комитета СНГ по делам воинов-интернационалистов. Все подробности опознания и информацию Рустамова о восстании я тогда передал в Комитет. Понятно, что Радик Кудояров получил эту информацию в Комитете у Рашида Каримова, которому он выражает благодарность в титрах. Но почему бы не рассказать в фильме правду об исследователях, а не присваивать себе все лавры? Осуществляя съемки летом 2009 года, он, стремясь придать интригу, показывает, что опознание происходит впервые, и Рустамов, якобы, тоже в первый раз видит эти фото. То же самое с визитом в Афганистан. Каримов и Кириченко еще до Радика встречались в Афганистане и с Раббани и с Карлуком и с другими свидетелями, и это было запечатлено на фотографиях, которые присылал мне Кириченко по интернету в 2006-2007 годах. Сценарий написан по готовым материалам, и такого журналистского расследования, каким преподнес его Радик Кудояров, на самом деле не было. Даже в Комитете до 2006 года не знали точно, был ли Рустамов в Бадабере, вычислить это по документам было невозможно. Тогда Рашид Каримов впервые позвонил мне в Фергану и просил узнать, содержался ли Рустамов в Бадабере, ведь стопроцентной уверенности в этом не было. Рустамов не знал даже такого названия, как Бадабер, и называл этот лагерь Зангали.

В фильме Кудоярова никаких дат в титрах не находим, автор сознательно запутывает ход событий, построив сценарий так, словно общение исследователей с Рустамовым происходит впервые, словно именно их съемочная группа вычислила и нашла Рустамова, провела опознание, установила и Варваряна, и Шевченко, и Каната, и Абдулло, и другие подробности. "Мы не можем раскрывать все детали наших поисков, чтобы не навредить Рустамову", - утверждает автор фильма. Это утверждение прямо противоположно действиям автора. Так, Кудояров посещает в Афганистане семью совершенно не причастного к восстанию Эрматова Касыма, осужденного на 18 лет и находящегося в тюрьме в Узбекистане. В 2005 году Эрматова арестовали в Пакистане и передали в Узбекистан, как террориста, связанного с Аль-Каидой. Далее Радик Кудояров приезжает в Андижан в частном порядке, где осуществляет съемки фильма, не имея соответствующей аккредитации или разрешения властей на осуществление трудовой деятельности на территории Узбекистана. Обманывает Рустамова и через Рамиля (в титрах Рамиль Насыхович Миннулин) втягивает в организацию съемок гражданина Узбекистана Козима, которого использует в качестве переводчика, не раскрывая истинных целей своего визита. Получается, что эти граждане и Рустамов невольно помогают Радику в его незаконной деятельности. Затем все это транслируется в фильме по каналу, который смотрят не только в России, но и в Узбекистане.

В России, если иностранец незаконно осуществляет трудовую деятельность, то его штрафуют и выдворяют. Подобные правила существуют и в Узбекистане, поэтому узбекские власти могли вполне законно выдворить Радика Кудоярова и его съемочную группу из страны и наказать содействующих ему в этом лиц. И как, после этого, Р.Кудояров еще может утверждать, что они не хотели навредить Рустамову?

Но если стремление Радика присвоить себе чужие лавры можно как-то объяснить отсутствием журналистской этики, самовосхвалением и элементарным плагиатом, то его утверждение о роли Саминя не поддается даже журналистскому объяснению, разве что спецслужбы, и не только российские, ведают или проведают об этом.

Кстати, о спецслужбах. Уже не секрет, и мы слышали об этом из уст бывшего высокопоставленного чина ЦРУ, что американцы тогда активно снабжали моджахедов Афганистана оружием и ракетами, тратя на эти цели по 2 миллиона долларов в день. Не надо обладать большой фантазией, чтобы понять, откуда на склады Бадабера и других лагерей прибывало бесчисленное количество оружия и боеприпасов. К 1985 году эта линия была уже поставлена на отлаженный поток. В Бадабер приезжали американские правозащитники и журналисты, которые без ведома ЦРУ и пакистанских спецслужб и носа бы не смогли туда сунуть.

Но из фильма Р.Кудоярова выходит, что американские спецслужбы только после взрыва узнали о существовании этого лагеря. За кадром голос диктора приводит документ ЦРУ, в котором отмечается "… Через наши источники в одном из отрядов оппозиции были получены сведения о том, что партия исламского общества Афганистана под руководством Раббани организовала в местечке Джангали лагерь для хранения артиллерийских боеприпасов...". Это сообщение косвенно как бы исключает участие ЦРУ и в организации лагерей, и в поставках оружия. Между кадрами авторы "Тайны лагеря Бадабер" ненавязчиво преподносят зрителю следующие посылки: "Американцы не причастны к созданию и содержанию лагерей подготовки боевиков афганской оппозиции, к поставкам оружия в эти лагеря, Николай Саминь погиб в Бадабере, а не вывезен в Америку".

Печально, что, спекулируя на тему восстания, некоторые авторы преследуют свои личные, собственнические, корыстные, а порой и политические цели.

Что касается фильма Сергея Барабанова "Мятеж в преисподней", то он больше понравился Рустамову, если не считать ошибок в датах и времени его пребывания в плену. Кроме того, Рустамов заявил, что в футбол наши пленные все-таки выиграли, а не проиграли моджахедам, как показал Барабанов. "Эти кадры снимали в Ташкенте – рассказывает Рустамов, - туда меня пригласил председатель Объединения афганцев Узбекистана Талат Мурадов, и он же переводил мне слова москвичей. Я не хотел сниматься, сказал, что расскажу все без камеры. Но они убедили меня, заверив, что об этом просит лично генерал Руслан Аушев. Они даже позвонили Аушеву, передали мне трубку, и голос на том конце попросил меня рассказать о восстании перед камерой. Не знаю, был ли это действительно Аушев, но проведение съемок он объяснял необходимостью установить имена погибших. Только после этого я согласился на съемки".

Действительно, фильм Барабанова представляется более точным и честным, авторы без сокрытия указывают в титрах и год создания фильма – 2009. В кадрах мелькают фотографии, запечатлевшие газету с очерком Е.Кириченко в "Труде" 2007 года. Причастность к организации съемок руководителей ветеранских организаций может свидетельствовать о легальном осуществлении съемок в Узбекистане.

Нужно отметить, что многими авторами тема Бадаберского восстания отображается несколько метафорично и даже определенным образом мифологизируется.

Так, со ссылкой на очерк журналиста "Красной звезды" А. Олейника "Тайна лагеря Бадабера" или вообще без ссылки, в различных материалах сети приводится следующее донесение полковника Ю. Тарасова от 25 мая 1985 года главному военному советнику в Афганистане генералу армии Саламанову Г И: "23 мая 1985 года из Пакистана прибыл агент ... , имевший задачу добыть данные о происшествии в лагере афганских беженцев Бадабера. О выполнении разведывательного задания источник доложил следующее: 26 апреля в 21:00 , когда весь личный состав учебного центра был выстроен на плацу для совершения намаза, бывшие советские военнослужащие сняли шесть часовых у складов артвооружения (АВ) на сторожевой вышке и освободили всех пленных. Полностью реализовать свой замысел им не удалось, так как один из числа советских военнослужащих по кличке Мухаммад Ислам в момент восстания перебежал к мятежникам. (в некоторых источниках "три таджика перебежали к мятежникам" - В.Б.)

В 23:00 по приказу Б. Раббани был поднят полк мятежников Халеда-ибн-Валида, позиции пленных окружены. Лидер ИОА предложил им сдаться, на что восставшие ответили категорическим отказом. Они потребовали выдачи сбежавшего солдата, вызвать в Бадаберу представителей советского или афганского посольств.

Раббани и его советники приняли решение взорвать склады АВ и уничтожить таким образом восставших. В 8:00 27 апреля Раббани приказал открыть огонь. В штурме, кроме мятежников, участвовали артиллерийские подразделения и боевые вертолеты пакистанских ВВС. После нескольких артиллерийских залпов склады АВ взорвались. В результате взрыва погибли: 12 бывших советских военнослужащих (имена, звания не установлены); около 40 бывших военнослужащих ВС Афганистана (имена не установлены); более 120 мятежников и беженцев; 6 иностранных советников; 13 представителей пакистанских властей, 28 офицеров ВС Пакистана. Были уничтожены 3 РСЗО "Град", примерно 2 млн ракет и снарядов различного типа, около 40 арторудий, минометов и пулеметов. Взрыв и возникший затем пожар уничтожили ряд построек, в том числе и тюремную канцелярию, в которой, кроме всего прочего, хранились документы со списками узников. По данным источника до правительства Зия¬уль-Хака доведено, что восставшие пленные сами подорвали себя на складах АВ".

Из этого, явно преувеличенного и неправдоподобного донесения, возникает больше вопросов, чем ответов. Оно напоминает десятки подобных донесений в период афганской кампании, когда сообщалось, к примеру, об уничтожении значительного количества моджахедов, техники, и даже самого Ахмадшаха Масуда в Панчшере. Но вскоре эти факты опровергались, а моджахеды и Ахмадшах чудесным образом воскресали и продолжали свою борьбу.

Видимо, в первоначальном виде в донесении фигурировал один снятый часовой, а пока информация шла к вышестоящим инстанциям, каждый из начальников приписывал свое, и доприписались до шести часовых. Причем все шесть, якобы, были на сторожевой вышке. Как же они туда вместились? Интересно, сколько человек, и каким образом снимали этих шестерых, если потом они еще и освободили остальных пленных, которых, по словам агента, было не меньше сорока, и которые потом погибли? Каков же был замысел восставших, если его не удалось полностью реализовать, потому, что кто-то перебежал к мятежникам уже во время восстания? Какова связь между его побегом и их замыслом? Если восстание уже началось, то могла ли повлиять на реализацию этого замысла потеря одного сбежавшего бойца?

Тема предательства одного из пленных преподносится в некоторых статьях особенно смачно, и никто не задумывается, в чем конкретно заключается это предательство. Только имя перебежавшего – Мохаммад Ислом, совпадает с показаниями Рустамова. Мохаммад Ислом и Исломиддин – это идентичные имена. Кое-кто, видимо, тут же, не задумываясь, предположил, что такое имя может быть только у представителя среднеазиатской республики и мнимого предателя сразу стали называть таджиком и даже тремя таджиками. Хотя таджиков там точно не было, иначе Рустамов знал бы их. Поскольку моджахеды знали его имя, то информация афганского источника из того "донесения" в части имени вполне могла быть достоверной. А ведь исламские имена там были у всех – и у русских и у украинцев, и у армян. Впоследствии, по фотографии Людмилы Торн выяснилось, что Исломиддин – это Михаил Варварян, и именно он, со слов Рустамова, уже во время восстания перебежал от восставших к моджахедам.

Рустамов рассказал по этим вопросам, что в день восстания Абдурахмон (Шеченко) снял единственного часового у арсенала и позвал остальных русских, которые были на футбольном поле. Началась неразбериха, тревога, восставшие вооружились и стали поднимать оружие на крышу арсенала. С ними был и Исломиддин (Михаил Варварян), он помогал своим поднимать оружие и боеприпасы на крышу. Но потом Исломиддин перебежал от них к моджахедам. Он мог бы не участвовать в восстании с самого начала, и если бы заранее предупредил моджахедов, то восстание и не началось бы. А он перебежал уже тогда, когда все восставшие были уже на своих позициях на крыше, поэтому на ход восстания его бегство не оказало никакого влияния. Разве что, он мог надеяться на сохранение жизни. А может быть этот побег входил в планы руководителя восстания, чтобы кто-то потом рассказал бы об этом миру, или чтобы как-то подстраховать восставших с этой стороны? Истину уже никто не узнает. Дальнейшая судьба Исломиддина Рустамову не известна, после того, как их вывезли с Бадабера, они не встречались. Рустамов уверен, что Варваряна убили. Косвенных подтверждений того, что он остался жив, пока не имеется.

"Наши пленные думали, что если привлечь к себе внимание пакистанских властей, то таким путем можно будет покинуть лагерь. Они надеялись, что представители властей прибудут на выстрелы, убедятся, что в лагере есть граждане СССР, и вывезут их из Бадабера",- рассказывает Рустамов,- поэтому они, в основном, стреляли по окрестностям, чтобы шумом привлечь внимание пакистанской стороны. Длительного боя там не было.

Пакистанские военные или вертолеты в штурме не участвовали, поэтому жертв среди них не могло быть. К месту события пакистанские представители действительно прибыли, но уже после взрыва. На тот период, пока они разбирались в лагере, меня и Исломиддина увезли в другое место, чтобы скрыть от пакистанцев нахождение "шурави" в лагере. Потом привезли опять, и заставили помогать в сборе остатков тел погибших, которые закопали в яме за пределами лагеря, а не в воронке от взрыва, как утверждается в фильме Барабанова.

Все закончилось в тот же день 26 апреля, а не на следующий день, как показано в фильмах и в донесении. Погибло 11 наших солдат и несколько моджахедов. Гибель 40 афганцев и 120 моджахедов – это, конечно, миф. Взорвался весь арсенал с оружием и боеприпасами, были и ракеты, но не в таком количестве, как описывается в донесении". Рустамов даже рассмеялся, когда я ему перевел это донесение полковника Тарасова. "Никаких 2 миллиона ракет, 40 арторудий и установок "Град" там никогда не было, они бы просто не уместились на территории лагеря",- утверждает Рустамов.

Некоторые исследователи высказывают предположение, что руководителем восстания мог быть Виктор Духовченко. Очень даже сомнительная версия. Духовченко пропал в ночь на 1985 год в Баграме. Если предположить, что он, как и Рустамов был переправлен в Пешавар и 1-2 месяца проходил фильтрацию, то в лагерь он мог попасть в феврале-марте. А в апреле уже было восстание. Двух месяцев явно недостаточно, чтобы пройти через такую стрессовую ситуацию, как обращение в ислам, изучить каноны, войти в доверие к моджахедам, да еще и сплотить вокруг себя единомышленников. Рустамов, к примеру, попал в лагерь в январе 1985 г., и все находившиеся там будущие участники восстания уже давно были обращены в ислам, знали дари, совершали пятикратный намаз (молитвы). Вновь прибывшие пленные, подобно Рустамову, первоначально содержались в кандалах и не могли передвигаться свободно.

В отношении же лидера Абдурахмона, Рустамов отметил, что тот был шофером, перевозил продукты и чай, попал в плен на границе с Ираном, и некоторое время обучался исламу в среде шиитов, поэтому в Бадабере иногда спорил с Исломиддином (Варваряном-прим.М.Х.), отстаивая некоторые шиитские нормы, хотя в лагере проповедовался только ислам суннитского толка. Под эти признаки лидера Абдурахмона однозначно подпадает служащий СА водитель Николай Шевченко, пропавший при выполнении рейса в Герат в 1982 году.

Одним из мучеников Бадабера был казах, которого называли Канатом. В результате взрыва он получил смертельный удар балкой по голове. Канат был единственным из погибших, чье тело не было разорвано, он был похоронен целым. Канат до плена проживал в Казахстане, в неволе он иногда пел на свой лад зазывные казахские песни.

Казахстанские ветераны-афганцы приложили немало усилий в установлении Каната. Из числа пропавших без вести в Афганистане казахстанцев они выделили троих, подпадающих под признаки Каната. Это Куат Бекболатов, Токмуханбет Карабалаев и Болагазы Джумагулов. В 2010 году ветераны организовали в Астане встречу родственников пропавших без вести с Рустамовым. По фотографиям Рустамов не смог опознать Каната, сетовал на то, что в плену все были суровыми мужчинами, носили бороды и усы, а на снимках были изображены молодые, безусые, жизнерадостные парни. Общаясь с братом Токмуханбета Карабалаева, Рустамов отметил, что он похож на Каната по своему телосложению и манерам, но не по глазам. Наиболее созвучно и близко к Канату было имя Куата Бекболатова. В плену Куата могли называть Канатом. А сестра Джумагулова Болагазы Роза рассказала, что у брата был близкий друг по имени Канат, они призывались на службу в одно время и очень дружили. Не исключено, что Болагазы мог назваться в плену именем близкого друга. Болагазы тоже любил петь песни. Кто из этих троих был в плену точно не установлено.

Некоторые авторы статей возмущаются по поводу того, что героев не наградили. Этому есть вполне разумные объяснения:

Во-первых – кого награждать? Многих пропавших без вести приписывают к погибшим, но достоверно их причастность к восстанию не доказана. Казахстан, к примеру, наспех наградил Николая Саминя, а впоследствии всплыли вышеуказанные противоречивые факты. Другой же казахстанец, Канат, там точно погиб и похоронен, но имя его неизвестно. Мы знаем только одно – в Бадабере содержались граждане Советского Союза, представители разных национальностей. Так, не оставляет сомнений нахождение в лагере украинца Николая Шевченко, армянина Михаила Варваряна, чуваша Владимира Шипеева, казаха Каната, самого Носиржона Рустамова – узбека. Из числа других вероятных пленников там, возможно, находились белорус Александр Зверкович, татарин Равиль Сайфутдинов, русские Сергей Левчишин, Николай Дудкин, Матвеев, Игорь Васьков и Сергей Коршенко. Может быть кто-то еще?

Во-вторых - за что награждать? В отношении некоторых наших пропавших без вести солдат (не только из Бадабера) в Особых Отделах КГБ были материалы об их добровольном бегстве к моджахедам, с целью дальнейшего ухода на Запад. Можно ли награждать таких? Вряд ли. Но можно их понять – они хотели сохранить свою жизнь, и многие сохранили. Известны случаи, когда пленные по своей воле перемещались правозащитниками на Запад, где живут и здравствуют поныне. Некоторые остались в Афганистане, обзавелись семьями, живут под другими именами, и не хотят возвращаться.

По-разному оцениваются цели восстания. Самым популярным и наименее конкретным объяснением действий восставших является – "хотели вырваться на свободу". Но ведь они были здравомыслящими людьми, и отлично понимали, что уйти из лагеря, а потом и из Пакистана, практически невозможно. Да и куда идти? Свои начнут расследовать обстоятельства пленения и могут осудить за предательство, а на Запад оттуда не выберешься, границы не те.

Определенные факты указывают на лояльное отношение моджахедов к нашим солдатам. Если бы их хотели убить, то сделали бы это сразу, не привозя в лагерь. Но ведь их оставили в живых, хорошо кормили, привлекали к чистке оружия, некоторые свободно перемещались по лагерю, даже играли в футбол и соревновались в единоборстве. Им предоставляли возможность встретиться с западными представителями, передавать записки, давать интервью и даже фотографироваться. Западные посетители объясняли им, что они могут обратиться через Международный Красный Крест и добиться выезда на Запад. При дальнейшем развитии событий они могли бы рассчитывать, что после окончания войны или даже раньше, их, подобно Рустамову, передадут туда, куда они захотят. Но случилось что-то такое, что сделало невозможным их отлаженное существование в лагере. И этот случай – надругательство над Абдулло. Главным аргументом руководителя восстания было именно это надругательство, и он убеждал всех в том, что так могут поступить с каждым. Это был протест против их морального и духовного оскорбления. Они встали на защиту своей мужской чести, своего человеческого достоинства.

Получив в свое распоряжение оружие и боеприпасы, они до последнего не использовали его против моджахедов, а стреляли в воздух, чтобы привлечь внимание властей. Они надеялись, что их требования будут выполнены, и они уйдут из лагеря при содействии пакистанских властей или Красного Креста.

Продуктивным и заметным итогом восстания стало уничтожение огромного арсенала моджахедов. Оружие не дошло до своего конечного пункта и не использовано в уничтожении наших солдат в Афганистане. Это и позволило некоторым авторам политизировать событие, даже найти в их поступке некую цель, а именно - ценой жизни взорвать склад боеприпасов. Этот взрыв не был выгоден ни одной из сторон, но он все же произошел, и в дальнейшем уже каждый на свой лад трактовал этот факт. Афганские источники уверяют, что взрыв произошел из-за неудачного выстрела гранатометом, который угодил в арсенал.

Из огромного количества публикаций на тему восстания в Бадабере наиболее объективной и беспристрастной мне представляется статья Владимира Снегирева "Восстание в лагере Бадабера", опубликованная в журнале "Родина" №415 (4) в апреле 2015 года. Чувствуется профессиональный и ответственный подход автора, он приводит только те факты, которые может отстоять и которые не поддаются сомнению. Его выводы наиболее точно отражают суть событий в Бадабере. Это событие он называет не иначе, как бунт, и с этим трудно не согласиться. Опытный журналист В.Снегирев много лет освещавший афганские события в советской прессе и прекрасно знавший обстановку в те годы, мог наиболее точно оценить их, используя свои знания и большой опыт работы в Афганистане. Снегиреву удалось побывать в Зангали, побеседовать с некоторыми участниками "той стороны", в том числе и с ныне покойным профессором Б.Раббани. Информация, полученная В.Снегиревым, его выводы совпадают и с рассказами, которые мне поведал Рустамов. В.Снегирев не приводит ни одного имени, и это, наверное, правильно, ведь не все имена участников известны.

Точно установить личности погибших в Бадабере можно только после эксгумации и анализа ДНК. Рустамов, на сегодняшний день уверенно заявляет, что, если попадет в Зангали, то укажет точное место, где погребены Канат и участники восстания, потому что сам принимал участие в их захоронении. Но сейчас организовать экспедицию в Зангали практически невозможно из-за сложной и опасной обстановки в пешаварском регионе. А годы идут, Рустамов стареет, память притупляется. Узнаем ли мы когда-нибудь все имена и истину о происшедшем в Бадабере? Время покажет.
Музаффар Худояров.

Просмотров: 1011


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на [email protected].
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2025 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×