У украинского лидера остается несколько опций для действий: пойти на выполнение договоренности, но потерять Раду, выйти из диалога, лишившись поддержки США, или продолжать тянуть время. Тарас Козуб , Анастасия РябоконьНынешняя встреча в Нормандском формате, скорее всего, последняя в нынешнем составе. В апреле 2017-го пройдут выборы в Париже, в августе Германия переизберет Бундестаг, и на пост заступит новый канцлер. Парадокс, но именно выборы в ЕС сегодня — механизм реализации Минских договоренностей.
«Им есть чем надавить»
Нынешняя встреча в Нормандском формате, скорее всего, последняя в нынешнем составе. В апреле 2017-го пройдут выборы в Париже, в августе Германия переизберет Бундестаг, и на пост заступит новый канцлер. Парадокс, но именно выборы в ЕС сегодня — механизм реализации Минских договоренностей.
Если бы не они, Петр Порошенко и Владимир Путин не сели бы за стол. «У Москвы жесткая позиция: хотят выборов на неподконтрольном Киеву Донбассе здесь и сейчас. Мы на это не согласимся. Плюс Порошенко и Путин очень тяжело общаются, — сказал «Вестям» собеседник на Банковой. — Чтобы эта встреча состоялась, французы пригрозили чем могли. У Олланда тяжелая ситуация, он проигрывает в рейтингах, нужно понравиться избирателям». Метод кнута применен к Порошенко столь массированно впервые.
«Часть стран ЕС может снять с РФ санкции, поместив коррумпированное руководство Украины под пристальное наблюдение. Плюс затягивание с безвизом, отмена финпомощи (речь о 600 миллионов евро. — Авт.) — им есть чем надавить», — считает политэксперт Алексей Якубин.
Предмет торга — новая дорожная карта по имплементации Минска, в которой обе части, «безопасность» и «политика», переплетались бы. В трех опытных точках отведены войска — Киев подает в Раду законопроект о выборах — Донбасс разоружается — Киев принимает амнистию.
Официально глава МИД Франции Жан-Марк Эро подтвердил: кроме дорожной карты речь об обязательствах Киева предоставить Донбассу спецстатус и гарантии по отводу войск.
Итоги встречи стали известны уже ночью, 20 октября (на момент публикации материала они не были объявлены). Однако, по сути, у Киева осталось три варианта развития событий после переговоров в Берлине.
Вариант №1: идеальный шторм
За столом переговоров Петр Порошенко в очередной раз берет на себя обязательства: во-первых, предоставить Донбассу особый статус, во-вторых, отвести войска, в-третьих, провести быстрые выборы на неподконтрольных территориях и обеспечить амнистию. Параллельно чертится график внедрения всех новшеств.
«По возвращении в Киев на Банковую его встречает факельное шествие, в Раде у него — демарш «Народного фронта», который объявит о выходе из формально еще существующей коалиции. Президенту приходится объяснять Западу, почему он не может реализовать часть договоренностей», — считает Якубин.
Коалицию рушит группа «ястребов», условная «группа Андрея Парубия» в НФ. Затем Берлин и Париж додавливают проведение перевыборов в Раду — одновременно они становятся плебисцитом Минским соглашениям. «Для Порошенко эта ситуация — идеальный шторм: за углом маячит Тимошенко с тарифами, под АП — Ляшко с вилами. Но «минский детонатор» одновременно перезагрузит ситуацию», — считает политолог Андрей Золотарев.
Вариант №2: громкий выход
Президент не просто берет тайм-аут (по сути, такую возможность он уже исчерпал), а хлопает дверью. В Берлине говорит, что «не пойдет на условия Путина». Вернувшись в Киев, объясняет, что ЕС давил на него, но он «отстоял позиции Украины», а Майдан «не за то стоял, чтобы ЕС диктовал, что делать». Однако это валит два главных столпа власти — евроинтеграцию и безвизовый режим.
«Негативные последствия будут растянуты по времени. Могут случиться бунты, даже попытки нового Майдана. Но у Киева есть шансы «отпетлять» — заметьте, уже началась обработка общественного мнения: мол, Европа нам не очень-то нужна. А на эти болевые точки будут давить оппоненты, расшатывая кресло под президентом», — заметил Андрей Золотарев.
Этот вариант чреват крайним недовольством США, поэтому для президента он чреват наибольшим уроном. «Практически невозможно, чтобы президент вышел с таким — мы держимся на западных деньгах и без траншей МВФ перетерпим еще полгода, но не больше», — сказал «Вестям» собеседник в БПП.
Вариант №3: ни «да», ни «нет»
Не говоря ни «да», ни «нет» по самому болезненному вопросу, статусу Донбасса, президент принимает часть обязательств (показать наработанный проект закона по Минску, амнистию, отвод войск) и чертит график. Одновременно, возвращаясь в Киев, заявляет, что «переиграл» хитрых европейцев, требовавших принять Донбасс обратно.
«Он сможет и дальше затягивать реализацию — будет говорить то, что хотят слышать от него на Западе, но ссылаться на «плохих депутатов» и лично Арсена Авакова, который де-факто руководит фракцией НФ и выступает резко против Минска», — уточнил Якубин. Решение зависит не только от давления на президента, но и от готовности идти на компромисс.
«По сути, это развилка: по левую руку — выполнение Минска, это цивилизационный выбор, предусматривающий полное окончание боевых действий. По правую — военный сценарий, который все равно приведет к новому формату — не Кишиневскому, так Лондонскому», — резюмировал в «Фейсбуке» лидер партии «Успішна Країна» Александр Клименко.
Без рук
Для переговоров выбрали модерновую резиденцию канцлера Германии Канцлерамт, построенную в 2001 году в двух шагах от Бундестага. На площади перед резиденцией организовали митинг. Обращаясь к России, участники требовали прекратить войны в Сирии и на Украине.
У входа в резиденцию постелили красную дорожку, где канцлер Ангела Меркель встречала гостей. Для президентов выстроили график очередности: Франция, Украина, Россия. Перед тем как сесть за стол в полном составе — Меркель, Олланд и Порошенко говорили отдельно. Затем канцлер отправилась встречать Путина, а остальные перешли в зал переговоров и расселись по своим местам. Таким образом Путин и Порошенко избежали необходимости пожимать друг другу руки: президент России вошел в зал и сразу сел за стол. |