Правила пользования
Курс ЦБ на 27.04 USD 443.35 up -0.87
EUR 475.54 up -0.84
RUB 4.82 up 0
27 апреля Суббота, 02:28
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Почерк древних скифов»

Дата: 03.09.15 в 13:00
Мобильная версия Шрифт
Почерк древних скифов Культура

Ольга Шишанова
Говорят, изречение “Красота спасет мир” и по сей день не утратило своей актуальности. Все чаще можно увидеть, как казахские девушки с удовольствием носят отечественные ювелирные украшения, а солидные дамы постепенно отходят от зарубежных чужеродных брендов

Посредством большого разнообразия серебряных изделий, некогда талантливо разработанных народными умельцами - алка, шолпы, браслеты, перстни, нагрудные и накосные украшения, серьги и кольца, казахстанские красавицы транслирует в мир свою самобытность, неповторимость и непохожесть - все, что сегодня ценится на вес золота и вызывает удивление, восторг, восхищение. Вот и на выставках-ярмарках, организуемых столичным Центром ремесел, неизменным успехом пользуются стенды с ювелирной продукцией, но особенно охотно раскупают ее иностранцы. В цене орнаментальная, композиционная, стилистическая оригинальность, да к тому же защитные и магические функции сияющих лунных серебряных украшений.

 

 

А вот в повседневной жизни для современного казахстанца рынок ювелирных изделий представлен массовым продуктом. А с открытием границ соседнего государства намечается наплыв еще более дешевой ремесленной продукции, и то, что орнамент немного разнится, не беда, ведь не каждый разбирается в художественных тонкостях.
Однако, понимая более серьезный аспект этой темы, говоря об актуальном состоянии и перспективах ювелирного направления в декоративно-прикладном искусстве Казахстана, хочется отметить интересный факт: проводимый ЮНЕСКО конкурс “Знак качества ремесленной продукции” среди стран Центральной Азии уже много лет выделяет в качестве победителей в секции “Ювелирное искусство” наших казахстанских ювелиров. Среди них такие седовласые мастера-зергеры, как Аманкельды Мукажанов, Сержан Баширов, Сериккали Кокенов, Мурат Дуйсенов, молодые таланты. И это не случайно. Ведь история художественной обработки металла, то есть ювелирного искусства казахов, хоть и уходит корнями в очень древние времена, но и сегодня не утратила нитей своей преемственности. В этом большая сила и потенциал развития современного декоративно-прикладного искусства Казахстана. При этом базовыми практическими техниками, стилями, направлениями и даже сюжетами в ювелирном народном творчестве казахов, безусловно, являются почерпнутые из древнего звериного стиля скифов и саков, геометрии гуннского периода, эволюционных находок тюркской эпохи. Общими признаками типичных ювелирных изделий здесь можно назвать декор украшений полудрагоценными камнями из сердолика, бирюзы, перламутра, яшмы и нефрита, где по краям и тулову изделия расположена витая скань и зернь. Казахские мастера золотых и серебряных дел всегда в совершенстве владели различными техниками обработки металлов, применяя в отделке изделий насечку, гравировку, выпиловку, резьбу, филигрань, зернь, скань, инкрустацию камнями. А стремясь достигнуть совершенства в технических приемах, сложности и разнообразии форм, народные мастера-зергеры оттачивали оригинальный орнаментальный декор. Ведь сам по себе декор никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого, в его основе лежит функциональность изделия, красота приходит вслед за ней. Поэтому мотивы, используемые для украшения, являются предметом стилизации, основная цель которой - преобразование облика исходного изображаемого.

 

 

Стилизация достигается обобщением для того, чтобы зрителю было доступно и понятно. Именно обобщение позволяет порой малопривлекательному исходному образу придать максимальную выразительность. В любом случае, стилизация заставляет художника приспосабливаться к законам, которые диктует металл, в частности, серебро или золото. Одновременно в стилизации кроется опасность потерять собственный художественный почерк. Например, сложность звериного стиля в том, что его завораживающая мистика цепко держит художника, и оторваться от копирования - большая проблема для художника, пытающегося работать в этом стиле.

 

 

Однако зергеру Бахтияру Таурбекову за многие годы творческого труда удалось создать и сохранить собственный авторский почерк, а в ювелирном искусстве это очень большая проблема, ведь отойти от простого копирования величайшего культурного наследия нашего народа удается не каждому мастеру. Однако уникальность творческого почерка Таурбекова заключается в том, что он сумел развить свой художественный метод и представить его как обособленный авторский стиль, в виде своеобразной миниатюрной скульптуры, что сродни архитектурному рельефу. В своих неповторимых ювелирных произведениях мастер сохраняет высокую ценность и достоинство самого металла, достигая высот утонченного мастерства за счет чистоты формы, линий. За авторскую интерпретацию скифо-сакского звериного стиля он был удостоен звания академика Академии художеств РК.
Художник отошел от первичного принципа тотема и, взяв за основу декоративность, объединил скифо-сакский и казахский стили, основываясь на законах классического искусства и академической школы. В итоге мастер создал современные произведения, отличающиеся монументальностью, великолепной декоративностью и завораживающей мистикой звериного стиля, сохраненной в образах и сценах животного мира. Ну а символический язык замечательно передает иконографию и космогонию древнего мира. Повторимся, что скифо-сакский звериный стиль дошел до нас в невероятном множестве стилизаций, и найти что-либо новое в этом стиле для мастера невероятная удача.

 

 

Кстати, задолго до достигнутых высот мастерства путь поиска Бахтияра Таурбекова, выпускника Алма-Атинского театрально-художественного института, начинался как обычный рутинный труд ученого в библиотеке. Необходимая информация собиралась им по крупицам во множестве источников, в материалах археологических раскопок, в артефактах, дошедших до нас через призму эпох. А еще - научный подход, серьезная искусствоведческая подготовка, практический опыт, и самое главное - живой генетический код, энергия которого позволила мастеру-зергеру представлять сегодня свои ювелирные изделия, претендующие на звание “Национальный бренд в ювелирном искусстве Казахстана”.
Не будем забывать, что Бахтияр Таурбеков - сын Великой степи, которую называют колыбелью человеческих цивилизаций, где каждая зародившаяся новая цивилизация оставляла неизгладимый след в памяти потомков, продолжающих вечное искусство звериного стиля.


Астана

Просмотров: 4941


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×