В Казахстане разработан проект Закона "О профессиональном техническом образовании". Документом предусматриваются нормы, регламентирующие дуальное обучение. Помимо этого, разработан механизм преференций для предпринимателей, готовых взять на производственную практику студентов и вводится статус обучающего предприятия.
В Казахстане подготовка кадров осуществляется в отрыве от запросов производства. Попросту говоря - стране не хватает технарей. Эту проблему педагоги и предприниматели региона обсудили на областном августовском совещании.
Согласно озвученным данным, система средне-специального образования непрестижна и непривлекательна для выпускников.
«Национальной палатой предпринимателей инициирована разработка закона о техническом профессиональном образовании, - говорит директор Палаты предпринимателей Костанайской области. – В документе будут предусмотрены нормы, регламентирующие дуальное обучение, механизм преференций для предпринимателей, статус обучающего предприятия. Сейчас документ обсуждается на региональном уровне». Глава региона Нуралы Садуакасов, в свою очередь, отметил, что Костанайская область, несмотря на свой сельскохозяйственный профиль, наращивает промышленный потенциал. А это значит, что технические кадры очень нужны. Например, с момента принятия запуска карты индустриализации в нашем регионе запущено 73 проекта, в этом году будут открыты еще 10. Создано более 4,5 тысяч рабочих мест.
«Вы видите, что у нас развивается машиностроение, горно-металлургическая отрасль, - подчеркнул аким Костанайской области Нуралы Садуакасов. - Рукводители ССГПО говорят о том, что в случае оптимальных условий, в ближайшее время будет развито и профинансировано порядка 200 млрд.тенге для открытия двух-трех новых предприятий и понадобится еще 3000 новых рабочих мест. Больше всего - инженерной квалификации. Вот мы как раз и должны подумать, как нам перестроить средне-специальные учебные заведения, высшие учебные заведения, чтобы готовить тех специалистов, которые на рынке труда будут востребованы».
Выход из ситуации, по мнению и педагогов, и предпринимателей заключается в активном внедрении дуального обучения. Сегодня в Костанайской области 12 колледжей и 26 бизнес-структур уже работают по этой системе.
Но, как оказалось, эксперты Национальной палаты предпринимателей провели ревизию законодательной базы страны. В 16 нормативно-правовых актах выявлены противоречия, создающие административные барьеры для активного волечения бизнеса в процесс подготовки кадров.
Стоит отметить, что областное августовское совещание проходило в режиме он-лайн. В нем приняли участие все районные и городские отделы образования, акимы городов и районов и родители. Дуальное образование стало темой для обсуждения. Один из вопросов: будут ли студентам-практикантам платить зарплату, а наставникам доплачивать за дополнительную нагрузку.
«Национальная палата и мы об этом и говорим нашим руководителям бизнес-структур о том, что подготовка кадров это не только задача государства, но и этих структур, - прокомментировал вопрос Нуралы Садуакасов. - Поэтому здесь, я думаю, обосновано долевое финансирование».
Но пока механизм доплаты наставникам на производстве и вопрос оплаты труда студентам - вопрос открытый. В этом году финансирование точно не предусмотрено.
|