Правила пользования
Курс ЦБ на 26.04 USD 444.22 up 0.37
EUR 476.38 up 2.08
RUB 4.82 up 0.02
26 апреля Пятница, 13:51
восход заход
05:04 21:50 01:58 12:30

«Китай никак не может оценить Казахстан в качестве перспективного поставщика пшеницы»

Дата: 01.09.13 в 09:37
Мобильная версия Шрифт

«Китай для Казахстана стал партнером №1 в области внешней торговли. Двусторонний товарооборот в прошлом году, по данным китайской таможни, составил 25.6 млрд. долларов. Положительное сальдо складывается в пользу Казахстана», - заявил 29 августа Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в КНР Нурлан Ермекбаев в эксклюзивном интервью известного китайского государственного издания «Жэньминьван».   Он также отметил, что основную долю экспорта в Китай составляет продукция топливно-энергетического комплекса: нефть и газ. В этой связи, Посол Нурлан Ермекбаев затронул тему энергетического сотрудничества между Китаем и Казахстаном, которое по своей истории равняется истории отношений между странами. «Китайские нефтяные и нефтегазовые предприятия были одними из первых, которые начали работать в независимом Казахстане», - заявил он, добавив, что за прошедший 21 год с момента установления дипломатических отношений между странами двустороннее взаимодействие в нефтегазовой сфере вышло на очень высокий уровень.   Говоря о компаниях КНР, дипломат подчеркнул, что в Казахстане действует целый ряд китайских и совместных предприятий. Китайские компании не только добывают нефть в Казахстане, но и создают производства оборудования, строят инфраструктуру и оказывают социальную поддержку в регионах, где они работают.   Но, не смотря на очевидные успехи в укреплении сотрудничества в топливо-энергетической сфере, в области импорта продовольствия, в частности зерна и продуктов его переработки, явных успехов не наблюдается. И это не смотря на возросшие потребности Поднебесной в продуктах питания.   Для зерновой отрасли Казахстана китайское направление экспорта зерновых по-прежнему остается заманчивой перспективой. Но не более того. Перспектива никак не переходит в реальную плоскость. Не смотря на продолжительные усилия со стороны казахстанской стороны наладить массовый экспорт зерновой пшеницы в эту великую по всем параметрам страну, «воз и ныне там», а поставки пшеницы исчисляются самыми мизерными цифрами. Свои продовольственные проблемы Китай продолжает решать за счет заокеанских поставок пшеницы, кукурузы и сои – из стран Северной и Южной Америки и Австралии.   В последние два года Китай стабильно наращивал объемы зернового импорта. Еще в мае этого года Минсельхоз США прогнозировал, что в 2013-2014 маркетинговом году Китай импортирует 3,5 млн. тонн пшеницы. При этом специалисты Минсельхоза исходили из того, что в 2011-2012 маркетинговом году Китай закупил 2,93 млн. тонн пшеницы, а в 2012-2013 – 3,2 млн. тонн. .Минсельхоз полагает, что Китай наращивает импорт для удовлетворения растущего внутреннего спроса на конечную продукцию из пшеницы высокого качества, - пишет Кейси Чумрау (Casey Chumrau), маркетинговый аналитик Американской пшеничной ассоциации.   На конец июля Китай импортировал из США 3,58 млн. тонн пшеницы, или 28% общего объема коммерческих продаж, реализованных США с начала текущего маркетингового года. Традиционно на долю Китая приходилось 2% ежегодных коммерческих продаж американской пшеницы.   Потребности этой страны в сельскохозяйственной продукции и продовольствии поражают воображение. Департамент сельского хозяйства США повысил прогноз импорта Китая в 2013/14 году до 8,5 миллиона тонн с 3,2 миллиона в предыдущем году, благодаря чему цены на американскую пшеницу поднялись до максимума более чем двух недель и с новой силой подогрели разговоры о  глобальной продовольственной безопасности.    Прогноз был сделан на основе информации о порче зерна в Китае. Китайский урожай пшеницы пострадал сильнее, чем предполагалось ранее, от заморозков в период созревания и дождя во время жатвы, сообщило Рейтер. Оценки аналитиков позволяют предположить, что урон северных полей Китая мог составить 20 миллионов тонн урожая - 16 процентов - вдвое больше ранее заявленного объема непригодной к потреблению пшеницы. Но не только эта новость стала поводом увеличения прогнозов.   Не смотря на значительное собственное производство продуктов питания, Китай вынужден прибегать к массовому импорту. Растущие потребности, обусловленные не только абсолютным ростом населения в этой стране, но и ростом среднего уровня потребления вынуждают Китай постепенно расширять клуб своих поставщиков.    На днях украинские СМИ растиражировали заявление главы Минагрополитики Украины Николая Присяжнюка. Руководитель сельхозведомства сообщил на пресс-конференции журналистам о том, что в текущем году согласно контракту с Китайской Народной Республикой Украина поставила в эту страну 400 тыс. т пшеницы. «На сегодняшний день мы уже поставили по китайскому контракту 400 тыс. т пшеницы», - сказал Присяжнюк.   Как сообщалось ИА «Казах-Зерно» ранее, в 2012 году Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ) и Экспортно-импортный банк Китая договорились о предоставлении украинской корпорации кредита в размере 1,5 млрд. долларов, которые должны были быть направлены на форвардные и спотовые закупки 4 млн. т зерна для дальнейшей поставки их в Китай. Первый транш компания получила в начале 2013 года.   Но почему Китай, самый крупный импортер сельскохозяйственной продукции в мире, до сих пор не обратил достойного внимания на возможности экспорта пшеницы со стороны своего Северо-западного соседа – Казахстана? Китаю по-прежнему не совсем выгодно континентальными тропами тащить пшеницу через весь Казахстан и Китай к густонаселенным Юго-Восточным и Восточным регионам Тихого океана. Менее накладно и более эффективно отгружать пшеницу огромными партиями через порты, через хорошо отлаженную морскую транспортную инфраструктуру. Об этом говорит простая арифметика.    Чтобы довезти казахстанское зерно до места потребления в восточный Китай необходимо затратить более 100 долларов за тонну груза. А перевозка зерна в Китай судном "Panamax" емкостью в 54 – 60  тыс. тонн из Австралии обходится всего примерно 25 долларов за тонну, а из Северной Америки около 40 долларов за тонну. Украина, как и другие поставщики Китая, отравляет зерно морем через пролив Босфор и Суэцкий канал вдоль южного побережья Азии. Этот маршрут менее затратный, чем сухопутный железнодорожный из Казахстана.      Будет ли Китай в этой ситуации массово импортировать казахстанскую пшеницу? Надежды на это до сих пор греют души зерновых экспортеров, однако, опыт прошлых лет дает для этого слишком мало поводов, хотя рост экспорта налицо. В 2011 году экспорт казахстанского зерна в Китай, согласно данным АО «Казахстан темир жолы», составил 14 тыс. тонн, что в 4,4 раза больше чем в 2010-м. В 2012 году отгрузки  зерна в КНР приблизились к 215,4 тыс. тоннам.    В текущем году Казахстан отгрузил в Китай мизерное количество зерна. По сведениям таможенной службы РК, с начала года Казахстан отгрузил в приграничную КНР порядка 30 тыс. тонн пшеницы: 26 600 тонн в январе, ноль в феврале и по полторы тысячи тонн в марте-мае.   В чем же проблема? Почему казахстанское зерно не влезает в Китай? Или оно хуже украинского? В чем суть затруднения? Как, оказалось причин этому более чем достаточно. Во-первых, казахстанское зерно оказывается слишком дорогим в пункте его назначения. И не потому, что высока себестоимость его производства. Дело в слишком дорогой логистике.    Сравнительно высокий объем экспорта зерна в Китай в 2012 году был обеспечен исключительно субсидиями на транспортировку зерновых в Россию и Китай и через эти страны в размере 40 долларов на каждую перевозимую тонну. Без такой подпитки везти зерно в Поднебесную оказалось делом не совсем выгодным. Выросшие до небес тарифы национальных железнодорожных перевозчиков АО «Казахстан темир жолы», и АО «Казтемиртранс» после передачи вагонов в приватный парк делают зерно золотым уже с момента его перевалки за борт вагона. И с каждым километром под стук вагонных колес, оно становится еще дороже.   Есть целый ряд проблем, которые можно отнести к техническим, но которые, тем не менее, значительно увеличивают трудоемкость и время процесса доставки. Первое, и самое досадное явление, по словам одного из участников рынка - нерасторопность казахстанской железнодорожной администрации. Время предоставления вагонов со дня подачи заявки может тянуться неделями, а иногда доходит до месячного срока. При таких условиях, о каких сроках поставок можно говорить. Сроки рушатся, а это очень не нравится скурпулезным китайцам. В итоге штрафы и потеря доверия партнеров.    Помимо этого, не смотря на близость территорий, существует запредельная загруженность единственного сухопутного торгового перехода станция «Достык». Здесь зерно ждет новая перегрузка в китайские вагоны, которые ходят по более узкой колее и менее вместительны в отличие от казахстанских вагонов. При этом Китай не принимает зерно насыпью. Его логистическая система построена на ручной и частично механизированной перевалке сыпучих грузов в мешках. Поставщику зерна нужно позаботиться и об этом.      По словам участников рынка, экспорт казахстанской пшеницы в Китай не является простым делом. Зерно, идущее в Китай нужно паковать. Каждый мешок стоит примерно 42-45 тенге, а на тонну требуется 20 таких мешков, плюс погрузка составляет где-то 360 тенге», - рассказывает собеседник ИА «Казах-ЗЕРНО». Получается, что для экспортера упаковка зерна в специальные мешки согласно фитосанитарным требованиям Китая повышает затраты примерно на 1250 тенге, или около $8,3 на тонну.    «Китайцы очень тщательно относятся к импортируемому зерну, и поэтому каждый вагон при отправке проверяет на качество и фитосанитарную чистоту сотрудник китайской компании CIC, которая имеет представительство в Алматы». «Вначале получает аккредитацию элеватор, где китайцы тщательно изучают качество продукции и стандарты работы, после ему присваивается код для торговли зерном с Китаем. Этот код проставляется на всех мешках с зерном»,- рассказал о премудростях зернового экспорта в Китай, трейдер, не один год, работающий с Китаем.   Вот такие трудности поджидают казахстанских экспортеров, выбравших китайское направление работы. И это только видимая часть айсберга затруднений и препятствий. Повторим вопрос. Будет ли все-таки Китай массово импортировать казахстанскую пшеницу? И каковы дальнейшие перспективы этого экспорта?   Глава Зернового союза Нурлан Тлеубаев считает, что экспорт зерна в Китай будет расти. «Мы видим, что, начиная с 2009 года, идет постоянный рост экспорта зерна в Китай. Это означает, что дело движется в правильном направлении и у нас есть возможность нарастить квоту в один миллион в будущем. В Китае очень осторожно относятся к вопросу об импорте зерна, и поэтому рост постепенный», – считает он. Но это он говорил в августе 2012 года, на пике объемов поставок в Китай. 2013 год показывает откат, близкий к нулевым показателям.   Китайский импорт становится все более значимым фактором на мировом пшеничном рынке, определяющим как объемы мировой торговли, так и цены на пшеничную зерновую. Некоторые эксперты сходятся в том, что объемы импорта пшеницы в Китай вряд ли упадут в будущем до минимальных величин, и они из года в год будут только расти.   Становится ясно как день, что для продуктивного экспорта Казахстану надо срочно оптимизировать и удешевлять свою транспортно-логистическую систему, выходить к морским портам, которые могут обеспечить более недорогую доставку зерна на самые перспективные мировые рынки.

Федор Сергеев

Газета «КазахЗерно.kz»

Просмотров: 519


Комментариев: 0
О компании О проекте Источники новостей Предложить ленту Реклама на сайте Реклама в газете Контакты Наши партнеры
Портал ivest.kz - база частных объявлений газеты «Информ Вест», справочник предприятий городов Казахстана и России, новости, недвижимость, электронные версии ряда изданий, сборник кулинарных рецептов. Все замечания и предложения принимаются на info@ivest.kz.
Использование данного веб-портала подразумевает ваше согласие с Правилами пользования.
© 2000-2024 «Информ Вест»
Top.Mail.Ru
×